Что Меркель забыла на «заднем дворе» России?
Как известно, Ангела Меркель начала турне по странам Закавказья. Россия уже привыкла к вниманию Вашингтона к бывшим советским республикам. Какими же проблемами грозит нам интерес немецкого канцлера к Грузии, Армении и Азербайджану?
Грузия. Наивные грузины рассчитывают на поддержку Берлина в евроинтеграции и скорейшем вступлении в Евроатлантический альянс. Тбилиси очень надеется на помощь НАТО в возвращении Абхазии и Южной Осетии с помощью военной силы. Однако это прекрасно понимают и в Германии, власти которой совершенно не желают класть головы своих солдат в очередной авантюрной войне с Россией из-за какой-то там Грузии. Именно Берлин вместе с Парижем десять лет назад отложили на неопределенный срок дату вступления Грузии в НАТО.
Что реально получила бывшая советская республика от Европы – это отмену виз с целью краткосрочного посещения стран Шенгенской зоны. Теперь пришел черед экономической экспансии. Соглашение о свободной торговле и ассоциации с Европейским союзом подписано на таких условиях, что четвертая по величине в мире экономика, даже не заметив, проглотит грузинскую. Немецкие деньги действительно могут прийти в Грузию, одну из беднейших стран, но обогатят они не местных жителей, а иностранных инвесторов. Также контроль над Тбилиси нужен Берлину для обеспечения транзитного коридора на Кавказе, который свяжет Европу и Центральную Азию в рамках Южного газового коридора:
Армения. Новое руководство республики очевидно заинтересовано в помощи германского канцлера в урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта и либерализации визового режима в Европе для граждан Армении. Очевидно, что правительство Пашиняна не отказалось бы и от финансовой помощи Евросоюза, полагая все, что делала Российская Федерация для поддержки Еревана все эти десятилетия, само собой разумеющимся.
Во всей этой истории с недавней сменой власти в Армении стоит сильный американский душок. Однако немцы могут попытаться подкинуть грантов местной интеллигенции и общественникам, чтобы поактивнее лоббировали интересы ФРГ. Ангела Меркель должна будет напомнить новым армянским властям, что совсем недавно было подписано Соглашение о расширенном и всеобъемлющем сотрудничестве республики с Евросоюзом.
Азербайджан. В этой стране сосредоточены большие запасы природного газа. По Южному газовому коридору «голубое топливо» с азербайджанских месторождений через Грузию и Турцию потечет в Южную Европу. Еще большую привлекательность этому проекту сделало подписание Конвенции о разделе Каспийского моря. Россия лишилась права вето на строительство Транскаспийского газопровода. Несмотря на возражения Москвы о необходимости согласовывать с нею все трубопроводы в регионе, Берлин сегодня имеет все шансы продавить этот маршрут, увязав его с «Северным потоком-2». Европейский союз сможет заполучить необходимые ему объемы газа еще и из Туркмении, Казахстана, Ирана и Ирака.
Таким образом, «визит дамы» на Кавказ не сулит России ничего хорошего.
Грузия. Наивные грузины рассчитывают на поддержку Берлина в евроинтеграции и скорейшем вступлении в Евроатлантический альянс. Тбилиси очень надеется на помощь НАТО в возвращении Абхазии и Южной Осетии с помощью военной силы. Однако это прекрасно понимают и в Германии, власти которой совершенно не желают класть головы своих солдат в очередной авантюрной войне с Россией из-за какой-то там Грузии. Именно Берлин вместе с Парижем десять лет назад отложили на неопределенный срок дату вступления Грузии в НАТО.
Что реально получила бывшая советская республика от Европы – это отмену виз с целью краткосрочного посещения стран Шенгенской зоны. Теперь пришел черед экономической экспансии. Соглашение о свободной торговле и ассоциации с Европейским союзом подписано на таких условиях, что четвертая по величине в мире экономика, даже не заметив, проглотит грузинскую. Немецкие деньги действительно могут прийти в Грузию, одну из беднейших стран, но обогатят они не местных жителей, а иностранных инвесторов. Также контроль над Тбилиси нужен Берлину для обеспечения транзитного коридора на Кавказе, который свяжет Европу и Центральную Азию в рамках Южного газового коридора:
Германия сейчас та страна, для которой жизненно важен этот дополнительный источник энергоснабжения особенно в преддверии зимы и ухудшившихся отношений с РФ. Грузия же важна ей лишь как "страна-трубопровод"
Армения. Новое руководство республики очевидно заинтересовано в помощи германского канцлера в урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта и либерализации визового режима в Европе для граждан Армении. Очевидно, что правительство Пашиняна не отказалось бы и от финансовой помощи Евросоюза, полагая все, что делала Российская Федерация для поддержки Еревана все эти десятилетия, само собой разумеющимся.
Во всей этой истории с недавней сменой власти в Армении стоит сильный американский душок. Однако немцы могут попытаться подкинуть грантов местной интеллигенции и общественникам, чтобы поактивнее лоббировали интересы ФРГ. Ангела Меркель должна будет напомнить новым армянским властям, что совсем недавно было подписано Соглашение о расширенном и всеобъемлющем сотрудничестве республики с Евросоюзом.
Азербайджан. В этой стране сосредоточены большие запасы природного газа. По Южному газовому коридору «голубое топливо» с азербайджанских месторождений через Грузию и Турцию потечет в Южную Европу. Еще большую привлекательность этому проекту сделало подписание Конвенции о разделе Каспийского моря. Россия лишилась права вето на строительство Транскаспийского газопровода. Несмотря на возражения Москвы о необходимости согласовывать с нею все трубопроводы в регионе, Берлин сегодня имеет все шансы продавить этот маршрут, увязав его с «Северным потоком-2». Европейский союз сможет заполучить необходимые ему объемы газа еще и из Туркмении, Казахстана, Ирана и Ирака.
Таким образом, «визит дамы» на Кавказ не сулит России ничего хорошего.
Информация