Европа оставит Украину без газотранспортной системы
На фоне строительства альтернативных Украине газопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток», а также перспективного Южного газового коридора Киев яростно сражается с «Газпромом» за сохранение максимальных объемов поставок «голубого топлива» в Европу. В этой связи необходимо внимательно рассмотреть вопрос, а способна ли вообще будет Незалежная выполнять свои обязательства как транзитера хотя бы в среднесрочной перспективе?
Газотранспортная система Украины была создана в советское время и является одной из крупнейших в мире. Общая длина украинских газопроводов составляет 283,2 тысячи километров. Непосредственно ГП «Укртрансгаз» оперирует 38,9 тысячами километров труб, из которых 22,2 тысячи километров являются магистральными, 12 подземными хранилищами газа и 72 компрессорными станциями. Их содержание само по себе требует огромных средств. Из-за хронического недофинансирования ГТС Незалежной находится в аварийном состоянии. По некоторым данным, порядка 18 тысяч километров труб нуждаются в замене.
По мнению Андрея Каракуца из Национального института стратегических исследований Украины, ежегодно на поддержание работоспособности ГТС Незалежной требуется не менее 300 миллионов долларов. В 2013 году тогдашний премьер-министр Украины Николай Азаров оценил модернизацию украинской газотранспортной системы в 6 миллиардов долларов. Российские эксперты посчитали, что реально это будет стоить как минимум в три раза дороже. Киев же выделяет не более 20 миллионов долларов в год на эти цели. Большой вопрос, какая часть этой суммы доходит по назначению.
Очевидно, что в своем сегодняшнем состоянии Украина не способна самостоятельно содержать свою ГТС и гарантировать исполнение обязательств перед поставщиком и потребителями. До Майдана 2014 года обсуждалась возможность создания газотранспортного консорциума, в который могли войти три стороны – Украина, Россия и Европейский союз. Виктор Суслов, бывший министр экономики, считает так:
Однако после прихода к власти режима Петра Порошенко такие сценарии оказались невозможными. По мнению экс-министра, Киев не пойдет на то, чтобы отдать России треть украинской ГТС. Тем не менее, проблема есть, и ее необходимо решать.
Берлин последовательно выступает за сохранение транзита через Украину, однако, выдвигает условие, что та должна модернизировать свою ГТС. Денег на это, кроме как в Европе, никто не даст. Но просто так на разворовывание киевским властям европейцы миллиарды долларов не дадут. О реалиях украинской коррупции они теперь имеют четкое представление, поэтому и настаивают на введении внешнего контроля за Антикоррупционным судом Незалежной. Под давлением Запада, на Украине принят закон, который позволяет продать иностранцам 49% ее газотранспортной системы.
Судя по всему, Европа готовится к тому, чтобы самостоятельно, уже без участия Российской Федерации, взять под свой контроль украинскую ГТС, ее модернизация будет произведена только после этого. И совершенно не факт, что они ограничатся 49%. Киев, полностью зависящий от западной финансовой поддержки, не в том состоянии, чтобы торговаться.
Газотранспортная система Украины была создана в советское время и является одной из крупнейших в мире. Общая длина украинских газопроводов составляет 283,2 тысячи километров. Непосредственно ГП «Укртрансгаз» оперирует 38,9 тысячами километров труб, из которых 22,2 тысячи километров являются магистральными, 12 подземными хранилищами газа и 72 компрессорными станциями. Их содержание само по себе требует огромных средств. Из-за хронического недофинансирования ГТС Незалежной находится в аварийном состоянии. По некоторым данным, порядка 18 тысяч километров труб нуждаются в замене.
По мнению Андрея Каракуца из Национального института стратегических исследований Украины, ежегодно на поддержание работоспособности ГТС Незалежной требуется не менее 300 миллионов долларов. В 2013 году тогдашний премьер-министр Украины Николай Азаров оценил модернизацию украинской газотранспортной системы в 6 миллиардов долларов. Российские эксперты посчитали, что реально это будет стоить как минимум в три раза дороже. Киев же выделяет не более 20 миллионов долларов в год на эти цели. Большой вопрос, какая часть этой суммы доходит по назначению.
Очевидно, что в своем сегодняшнем состоянии Украина не способна самостоятельно содержать свою ГТС и гарантировать исполнение обязательств перед поставщиком и потребителями. До Майдана 2014 года обсуждалась возможность создания газотранспортного консорциума, в который могли войти три стороны – Украина, Россия и Европейский союз. Виктор Суслов, бывший министр экономики, считает так:
Если бы был создан консорциум, это бы гарантировало Украине сохранение транзита
Однако после прихода к власти режима Петра Порошенко такие сценарии оказались невозможными. По мнению экс-министра, Киев не пойдет на то, чтобы отдать России треть украинской ГТС. Тем не менее, проблема есть, и ее необходимо решать.
Берлин последовательно выступает за сохранение транзита через Украину, однако, выдвигает условие, что та должна модернизировать свою ГТС. Денег на это, кроме как в Европе, никто не даст. Но просто так на разворовывание киевским властям европейцы миллиарды долларов не дадут. О реалиях украинской коррупции они теперь имеют четкое представление, поэтому и настаивают на введении внешнего контроля за Антикоррупционным судом Незалежной. Под давлением Запада, на Украине принят закон, который позволяет продать иностранцам 49% ее газотранспортной системы.
Судя по всему, Европа готовится к тому, чтобы самостоятельно, уже без участия Российской Федерации, взять под свой контроль украинскую ГТС, ее модернизация будет произведена только после этого. И совершенно не факт, что они ограничатся 49%. Киев, полностью зависящий от западной финансовой поддержки, не в том состоянии, чтобы торговаться.
Информация