Бьём по «Мотор-Сичи», «Байрактар» – в уме: Чем окончится иск Китая против Украины
В конце прошлого года президент «нэзалэжной» Владимир Зеленский совершил финальный шаг в операции по колоссальному «кидалову» китайских инвесторов, имевших неосторожность приобрести украинское авиастроительное предприятие «Мотор Сич», введя против них санкции. Уже тогда предупреждения относительно того, что этот бесчестный и, мягко говоря, вовсе не разумный шаг, будет иметь крайне неприятные последствия, звучали очень громко. Киев им не внял, конечно же. Еще бы – ведь за его спиной стояли заокеанские «партнеры», по чьей указке, собственно, и была аннулирована совершенно законная сделка.
С тех пор прошло около года, и что же? Последствия (причем пока что далеко не в полной мере) уже наступили, а американцы, достигнув стоявших перед ними целей (отсечь китайских товарищей от «ненужных» технологий), благополучно «умыли руки». Украине предстоит разбираться с Поднебесной в суровом международном арбитраже, при этом сумма, которую ей предстоит выплатить с точностью примерно в 99%, поражает воображение. Однако самое неприятное для властей «нэзалэжной» заключается даже не в этом. Конфликт с Пекином вполне может стать той самой «последней каплей», что окончательно обрушит эту страну-недоразумение. Почему так? Попробуем разобраться детально.
«Было ваше, стало...» Чье?
Как стало известно накануне, китайская компания Beijing Skyrizon подала официальный иск в Постоянный Арбитражный суд в Гааге – «в связи с применением украинским правительством несправедливых и незаконных мер к китайским инвесторам, в результате которых они на протяжении последних пяти лет понесли значительные убытки как на Украине, так и в своей стране». Следует отметить, что юридическое обоснование у затеявших данную тяжбу товарищей Ван Цзин, Ду Тао и прочих представителей обманутых инвесторов, просто железобетонное – это «Соглашение между правительством Украины и правительством КНР о привлечении и взаимной защите инвестиций». Заключено оно было еще в далеком 1992 году, но по сей день остается в силе и дает представителям Поднебесной все основания для уверенности в собственной победе. Ведь с точки зрения западных канонов и стандартов, в соответствии с которыми и разрешаются хозяйственные споры подобного рода, Киев позволил себе прямо-таки «смертный грех» – грубое вмешательство государства в рыночные отношения и частное предпринимательство.
Недаром же в соответствующем заявлении компании Beijing Skyrizon, сделанном его представителями для СМИ и общественности, особый упор делается на то, что «украинское правительство» не просто «поступает жестоко и вероломно», а «злоупотребляет государственной властью», при этом прикрываясь «концепцией национальной безопасности». На самом деле, по утверждению китайских товарищей, руководство «нэзалэжной» попросту «политизирует обычную практику торговли и экономических отношений», при этом целенаправленно «подавляя компании из Китая». Да уж, в Пекине очень внимательно слушали выдвигавшиеся против него Западом обвинения – и научились обращать их против своих оппонентов. Так сказать, «бить врага его же оружием».
Сумма претензий, оглашенная к оплате в Гаагском арбитраже – более 4 с половиной миллиардов долларов. И это – весьма неприятная для Киева тенденция, поскольку изначально речь шла о 3 с половиной миллиардах. Если аппетиты Beijing Skyrizon и далее будут расти такими темпами, то скоро на их удовлетворение может не хватить и всего утлого «национального достояния» нищающей на глазах «нэзалэжной». Впрочем, то, что и 4.5 миллиарда – далеко не предел, китайские товарищи дают понять уже сегодня. Об этой цифре, по их мнению, речь может идти в том случае, если «украинское правительство выразит добрую волю к примирению». То есть полностью и безоговорочно капитулирует, признает свою вину и сделает все возможное для улаживания конфликта на условиях Пекина. Надеяться на это вряд ли стоит – Киеву попросту не дадут пойти по такому пути американцы. Мистер Болтон, лично прилетавший на Украину, чтобы разрушить беспокоившую Вашингтон сделку, сейчас не у дел, да и вряд ли стал бы встревать в конфликт, даже имей он для того полномочия и возможности.
Дело сделано – и Соединенным Штатам эта история более не интересна. Куда-то внезапно подевались все тамошние «покупатели» завода – к примеру, знаменитый основатель Blackwater Эрик Принс, открытым текстом озвучивавший намерение его приобрести и даже «мотавшийся» в Запорожье с якобы «серьезными намерениями». Увы, пошловатая поговорка «обещать – не значит жениться» к данной коллизии подходит как нельзя лучше. Зеленский, с его мелкоуголовной и базарно-барыжной психологией, оказавшийся в экономических «раскладах», намертво переплетенных с геополитикой, таким же полнейшим профаном, как и во всем остальном, загнал в ловушку и себя, и, к несчастью, доставшуюся ему в управление страну.
Бьем по «Мотор-Сичи», «Байрактар» – в уме?
Американцы не дадут ему мирно и «по доброй воле» договориться с китайскими товарищами, а те, в свою очередь, ни в коем случае не спустят с рук Киеву столь наглый и вопиющий «кидок». В свете продолжения реализации мегапроекта «Один пояс – один путь» это стало бы прескверным прецедентом. Эдак какое-то время спустя кто-то еще решит, что с компаниями и бизнесменами из Поднебесной (а то и с КНР, как таковой) можно поступать подобным образом. Нет уж, «нэзалэжной» за ее непомерную жадность и глупость непременно учинят показательную «порку». Можно сказать – даже образцово-показательную, чтоб никому больше неповадно было. Да и, кстати, не так уж хорошо сейчас обстоят дела в Поднебесной (с экономической точки зрения), чтобы делать кому-то «подарки», да еще такого уровня стоимости. Вячеслав Богуслаев, в результате всех дурно пахнущих пертурбаций оставшийся фактическим владельцем предприятия, может сколько угодно рассказывать, что продал его китайцам за «какие-то» 250 миллионов долларов. Платить придется столько, сколько потребуют в Пекине, а уж там спросят по полной, можно не сомневаться.
Год назад президенту-клоуну казалось, что он реализовал чертовски хитрую комбинацию: и американцев задобрил, и сам неплохо «поднялся». По имеющимся сведениям, с тех пор Богуслаев стал весьма частым гостем в офисе Зеленского, и, зная повадки тамошней «команды», можно не сомневаться, что ходит он туда вовсе не с пустыми руками. Это, кстати, косвенно подтверждается и тем фактом, что с некоторых пор дела у находившейся перед продажей китайцам далеко не в лучшем состоянии «Мотор Сичи» пошли очень даже на лад. Причем в первую очередь, благодаря государственным заказам, что для нынешней Украины является большой редкостью. Скорее всего, перед нами очередная схема «освоения» бюджетных средств с более, чем щедрыми «откатами», выплачиваемыми на самом высшем уровне.
Судите сами – первый квартал 2020 года предприятие завершало с убытком в 200 миллионов гривен, тогда как в первом квартале нынешнего года показало прибыль в 300 миллионов. А за 9 месяцев чистый доход «Мотор Сичи» и вовсе перевалил за 9 с половиной миллиардов гривен, увеличившись в сравнении с аналогичным прошлогодним периодом почти на 26%! «Секрет успеха» тут прост – в 2021 году предприятие получило государственных заказов более чем на 300 миллионов гривен. Прежде всего, это постройка 25 вертолетов для санитарной авиации. Вроде бы, есть перспективный проект по созданию гражданской винтокрылой машины. И, что совершенно точно, полным ходом идет создание двигателей для других проектов. Вот тут мы подходим к весьма интересному моменту, который дает основания говорить о том, что у Китая имеются дополнительные мотивы для того, чтобы обойтись с Киевом по делу «Мотор Сичи» максимально жестко. Дело в том, что как раз это предприятие заключило договор с турецкой Baykar Makina о поставке двигателей для ударных БПЛА «Байрактар». Как минимум – для тех из них, что, как планируется, будут собираться непосредственно на Украине.
Всем известно, что руководство России весьма нервно относится к планам Киева относительно возможного использования этих беспилотников в ходе конфликта на Востоке Украины. Открытое недовольство по данному поводу (вполне обоснованное, ибо это категорически противоречит «Минским соглашениям») высказывалось неоднократно, в том числе, и на уровне Кремля. Таким образом, ставя крест на дальнейших перспективах «Мотор Сичи», Пекин, по существу, оказывает дружескую услугу России, делая некий союзнический жест, при этом сопряженный с преследованием личных интересов.
Впрочем, следует отметить, что ответчиком в Гааге будет не «Мотор Сич», не Богуслаев, а государство Украина. Спросить китайцы твердо намерены именно с него. И поскольку пойти на устраивающую их «мировую» в виде передачи законно приобретенного предприятия с выплатой минимальных (в сравнении с 4.5 миллиардами долларов) сумм компенсации за моральный ущерб и упущенную прибыль Киев, по названным выше причинам, не сможет, отвечать придется сполна. При этом не следует забывать и вот еще о чем: последние пару лет экономика «нэзалэжной», можно сказать, существует едва ли не полностью за счет резко возросшего экспорта в Поднебесную. Туда идет руда, сельскохозяйственное сырье, да, собственно, все, что только можно продать.
Сейчас коньюнктура на сырьевых рынках складывается достаточно неблагоприятная. В свете же надвигающегося на мир нового штамма коронавируса и отчетливой вероятности введения очередных жестких карантинных ограничений, все может стать еще хуже. России с ее экспортом неуклонно дорожающих энергоресурсов беспокоиться пока особо не о чем. А вот Украине – очень даже стоит. Особенно вступив в жесткую фазу конфликта со страной – основным импортером ее сырья. Единственное, на что сейчас реально уповают в Киеве – это то, что до принятия Арбитражем в Гааге итогового решения, а уж тем более до его реализации может пройти года два-три. У Зеленского мыслят по хорошо известной формуле Ходжи Насреддина, взявшегося за мешок золота обучить говорить ханского осла, надеясь, что за это время «или хан помрет, или ишак околеет». Увы и ах – в свете всего происходящего самые большие шансы на то, чтобы откинуть копыта, имеет как раз украинская экономика.
Информация