Почему не стоит обнадеживаться белорусским признанием Крыма
Накануне отечественные СМИ торжествующе взорвались сообщением, что президент Лукашенко, наконец-то, признал Крым российским. Но так ли это на самом деле, и какое именно признание со стороны Минска требуется нашей стране?
В недавнем интервью белорусский президент сделал ряд крайне важных заявлений. Во-первых, он пообещал, что в случае войны с Украиной, где агрессором выступит Киев, Минск будет на стороне Москвы:
Если Россия окажется перед агрессией со стороны Украины, мы в теснейшей связке — экономически, юридически, политически — будем с Россией.
Во-вторых, Александр Григорьевич, наконец-то, назвал Крым российским:
Мы все понимали, что Крым де-факто – это российский Крым. После референдума и де-юре Крым стал российским.
Также президент Лукашенко заявил о своем желании посетить полуостров, в частности, город-герой Севастополь. Звучит все это, конечно, здорово, потому в России СМИ и интернет-общественность воспряли духом, сочтя слова «Батьки» долгожданным признанием Крыма. К сожалению, ситуация несколько более сложная, чем представляется на первый взгляд.
Сперва надо сказать, что есть несколько форм международного признания: де-юре, де-факто и ad hoc. Эта процедура касается вопроса официального признания государств, но вполне может распространяться и на присоединение к ним новых частей, как это было в случае с воссоединением Крыма с Российской Федерацией. Итак, что мы имеем на сегодняшний день?
Президент Лукашенко в словесной форме в интервью журналисту Киселеву заявил, что Крым де-факто и де-юре является российским. Верно, но устное заявление Александра Григорьевича не является официальным юридическим документом, подготовленным МИД Республики Беларусь и подписанным президентом. Поэтому пока что говорить о признании белорусской стороной Крыма российским де-юре говорить преждевременно. Да, визит президента Лукашенко в Севастополь без получения визы от Украины – это серьезно, но Александр Григорьевич не уточнил, полетит туда как президент или как турист и частное лицо во время краткосрочного отпуска.
Что касается признания де-факто, то, в отличие от юридического, оно не является ни полным, ни окончательным. Заключать двусторонние деловые отношения, например, об открытии авиасообщения Белоруссии с Крымом, вполне можно и без официального признания. Между прочим, заявление «Батьки» впоследствии могут быть расценены как признание ad hoc, то есть, временное, разовое, вынужденное, сделанное для решения строго определенных проблемных двусторонних вопросов между государствами.
Что же дает нам основания сомневаться в неизменной последовательности, несокрушимости и моральной стойкости позиции белорусского президента?
Да потому и сомневаемся, что положение самого президента Лукашенко является достаточно незавидным. Его не признают легитимным главой государства ни на Западе, ни оппозиция в своей же стране. Вот как по этому поводу высказался один из категоричных противников «Батьки», оппозиционер прозападной ориентации и политэмигрант Павел Латушко:
Вопрос в том, в каком качестве он сделал это заявление – а точнее, кем его считает руководство Украины. Позиция демократичных сил Белоруссии: Лукашенко – не президент, и все его заявления и решения стоит воспринимать как юридически ничтожные.
Действительно, если «белорусский Майдан №2» все-таки состоится и будет успешным, то довольно невнятные заявления Александра Григорьевича по Крыму будут Минском тотчас дезавуированы, как, впрочем, и подписанные им «дорожные карты» по созданию Союзного государства. Проблема заключается в том, что крах так называемой «политики многовекторности» слишком плотно завязан на персону президента Лукашенко. Стоит убрать его с доски, любым способом, и ситуация стремительно изменится кардинально в худшую для России сторону.
Можно ли как-то сработать на упреждение? Да, можно.
Прежде всего, Минск должен признать Крым в качестве российского региона официально, подписав соответствующую дипломатическим протоколам бумагу. Беларусь должна будет открыть на полуострове свое консульство, установить авиасообщение, начать работать с Крымом напрямую.
Пожалуй, еще важнее будет решить вопрос с обеспечением политической стабильности в самой Белоруссии. Единственный реальный шанс у России удержать эту страну в орбите своего влияния «после Лукашенко» - сделать это контролируемо и в рамках единого правового поля. В Беларуси необходимо провести конституционную реформу, после чего «Батьке» стоит покинуть кресло президента РБ, оставив вместо себя преемника из числа доверенных лиц. Ему самому, как, впрочем, и его коллеге Владимиру Путину в 2024 году, будет целесообразно перейти на руководящие посты в Союзном государстве России и Белоруссии, которое должно окончательно из «бумажного» превратиться в настоящее, с органами управления, имеющими реальные полномочия. Это поможет снизить уровень напряженности в белорусском и российском обществе и укрепить стабильность.
К слову, помимо благих пожеланий, упрочить ее помогло бы создание на территории Беларуси российской военной базы, так, на всякий случай, для профилактики Майдана.
Информация