К чему может привести создание единого авиастроительного гиганта в России

25

В отечественном авиастроении наступила важная веха. Объявлено о слиянии ОАК (Объединенной авиастроительной корпорации), компаний «МиГ» и «Сухой» в единую структуру. Очевидно, что отрасль встала на распутье: либо она пойдет к дальнейшему планомерному развитию по пути европейской корпорации Airbus, либо к деградации через неминуемые «оптимизации». Что дает нам основания так полагать?

Достижения советской инженерной школы невозможно ни отрицать, ни переоценить. Одним из залогов ее успеха было навязанное сверху социалистическое соревнование между различными конструкторскими бюро, которые были вынуждены непрерывно вырабатывать новые концепции и искать наилучшие решения. В вертолетостроении на «Миля» был свой «Камов», а на «Сухого» имелся «МиГ», как говорится, чтобы карась в пруду не дремал. И это работало, очень хорошо работало. Мы до сих пор живем на наследии советской конструкторской школы.



К сожалению, теперь очень многое изменилось. Больше нет великой сверхдержавы, которая могла позволить быть «вещью в себе» с собственным огромным рынком и многочисленными КБ. Теперь у нас в стране капитализм, и во главу угла поставлена прибыль. Отечественным авиастроителям приходится выживать, борясь за рынки сбыта, где доминируют западные авиагиганты. И Boeing, и Airbus представляют собой настоящие транснациональные корпорации, имеющие подразделения и заводы во множестве стран и работающие на основе международного разделения труда. Так, например, крылья для европейских лайнеров производят в Великобритании, сборку фюзеляжей осуществляют во французской Тулузе, а также частично в Германии, Китае и США.

Может ли с такими мощными корпорациями на равных конкурировать наш «Туполев» или «Иркут»? Увы, но нет. У них просто несопоставимы финансовые ресурсы и производственные мощности, а также возможности по продвижению своей продукции на зарубежных рынках и последующему постпродажному обслуживанию. Да, государство в последние годы начало активно поддерживать возрождение гражданского авиастроения, но и его возможности в этом не безграничны. Кооперация и объединение отечественных авиастроительных предприятий в единый консорциум представляется на данный момент единственно верным решением. Как же могут развиваться дальнейшие события?

Вариант №1. «Оптимистичный»


Очень хочется поверить заявлениям чиновников и отраслевых экспертов о том, что после консолидации российское авиастроение войдет «на взлет». Нам обещают, что объединение позволит снизить издержки за счет «оптимизации» административно-управленческого аппарата, различных непрофильных расходов, огромной долговой нагрузки. Создание единой дирекции позволит улучшить управляемость ресурсами, а разные КБ внутри корпорации сохранят свою самостоятельность и автономность и будут не столько конкурировать между собой, сколько дополнять друг друга. Объединенный отечественный авиагигант сможет привлекать кредитные средства на гораздо более выгодных условиях.

Хорошо звучит. Но есть и иной сценарий.

Вариант №2. «Пессимистичный»


Сомнения подобного рода высказывались еще при объединении «Миля» и «Камова» в Национальный центр вертолетостроения. Есть опасения, что в погоне за прибылью «эффективные менеджеры» будут «резать» все перспективные проекты, которые не сулят гарантированных барышей. Например, для нужд ВКС РФ или ВМФ РФ потребуется новый вертолет или самолет с определенными тактико-техническими характеристиками, но небольшой серией. Или КБ само в инициативном порядке захочет подобный летательный аппарат разработать. Но ему топ-менеджеры просто не позволят этого сделать, поскольку денег в такой проект придется вложить много, а финансовая отдача, вероятно, их вообще не отобьет. Возможно нечто подобное в рамках капиталистической системы?

О том, что объединение делается ради денег, может свидетельствовать и такой факт. В начале ноября 2021 года корпорация «МиГ» выставила на продажу земельный участок в Москве площадью 57,7 гектара, а также 134 объектов недвижимости рядом с Ленинградским проспектом в районе станции метро «Динамо». Цена вопроса – 35,5 миллиарда рублей. На этой территории планируется жилищная застройка общей площадью от 1 до 1,5 миллиона квадратных метров. Земля «высвободилась», поскольку авиастроитель перестал использовать по целевому назначению, то есть, для производства самолетов. Был вариант с размещением там технопарка ОАК, но, как видим, предпочтение было отдано коммерческой застройке. Любопытно, что еще могут «оптимизировать» в дальнейшем?

Еще есть вопросы по перечню предприятий для слияния. Почему в нем нет Объединенной двигателестроительной корпорации? Наверное, главная проблема отечественного авиастроения – это даже не долги перед банками, а силовые установки для самолетов и вертолетов. Присоединение ОДК к создаваемому авиагиганту, где за двигателестроителями будут присматривать их заказчики, напрашивается само собой. Непонятно, нелогично.
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -5
    3 декабря 2021 12:06
    Создание единого авиастроительного гиганта в России может привести только к дальнейшим, оглушающим успехам. laughing У российских ЛА , на дубайской выставке толпы покупателей.Но только на вертолеты.
    1. +1
      3 декабря 2021 12:28
      Все-таки вы коллега биндюжника нашего smile
      1. -2
        3 декабря 2021 12:40
        Нет.Какие-то отдельные точки зрения совпадают.Гигантские успехи у росавиапрома есть, но не так часто, и глубоко, как мечтается.Гораздо приятнее писать об успехах.
        1. 0
          3 декабря 2021 12:50
          Отрасль в кризисе. Из него надо выходить.
          Названные меры либо помогут, либо нет, либо помогут частично.

          Гораздо приятнее писать об успехах.

          Я уже вам указывал на разницу между конструктивной критикой и критиканством. Я занимаюсь первым, а вы - вторым.
          1. -3
            3 декабря 2021 14:47
            Наверное, главная проблема отечественного авиастроения – это даже не долги перед банками, а силовые установки для самолетов и вертолетов.

            Спорное утвеждение.Предприятия , особенно ВПК по уши в долгах.Президент списывает по 1 риллиону ежегодно.Но при этом невидно модернизаций аналогичных в Японии, в Южной Корее.Не видно, чтобы предприятия занимались ритмичной погдогтовкой кадров.

            Названные меры либо помогут, либо нет, либо помогут частично.

            Какие основания для такого результата?
          2. -4
            3 декабря 2021 15:21
            Су и МиГ слились.Положительных результатов нет.МиГ-35 не нужен ВВС России.Су-57 совсем невесело. В авиации это не столь заметно внешне, но мы проигрываем международные тендеры. И неудивительно: только четыре истребителя российского производства (из 28 поставленных Су-30МКМ и МиГ-29) в Военно-воздушных силах Малайзиимогут подняться в небо, Алжир был вынужден вернуть 12 истребителей МиГ-29СМТ, обвинив Россию в низком качестве изготовления самолетов, а половина (из двухсот) поставленных в Индию Су-30МК.Мне может взлететь из-за критических проблем в бортовом оборудовании. В прошлом году Индия отказалась от эксплуатации купленных у России истребителей МиГ-29 и закупки истребителей пятого поколения, предпочтя им американские F-35.
          3. +1
            3 декабря 2021 21:52
            главное сохранить КБ Микояна и Сухого,вот пусть и соревнуются в рамках одной компании,как раз унификация будет по комплектующим будет и рабочие при делах в случае чего..
            1. -4
              4 декабря 2021 15:32
              Согласен.Теоретически верный шаг.
          4. 0
            5 декабря 2021 10:39
            Цитата: Маржецкий
            Названные меры либо помогут, либо нет, либо помогут частично.

            Ну,да...больной либо выздоровит либо помрёт...либо останется инвалидом...Только при чём тут "оптимизация"? request
    2. 0
      4 декабря 2021 14:46
      Но эмиратские шейхи почему то купили французские Рафали и вертолеты лягушатников.
  2. +3
    3 декабря 2021 12:15
    Дело Табуреткина живёт и процветает, этот деятель армию почти угробил, теперь взялся за оптимизацию авиационной отрасли, но раз ему это позволяют, значит это кому то нужно
    1. -3
      3 декабря 2021 12:42
      Чубайс и Табуреткин великие управленцы.Табуректин значительно упорядочил воровство в МО, В впк.До него крали несколько тысяч воров.Он снизил число воров до нескольких десятков.При прежнем уровне воровства.
  3. +2
    3 декабря 2021 13:15
    Мы наиздавали на предприятиях таких стандартов и регламентов особенно по закупкам комплектующих и запасных частей, что никаким послепродажным обслуживанием воздушных судов заниматься не сможем. Просто не реально. А без этого они никому не нужны.
    Мы вообще умеем вставлять себе такие палки в колёса на всех уровнях, начиная с законодательства, что вряд ли нас что-то спасёт. Нам никакие обамы с меркелями не нужны, чтобы задушить наше производство и экономику. Вполне успешно справляемся с этим сами.
    1. -4
      3 декабря 2021 14:49
      Верно.Разведорганам НАТО только стоять и следить за процессом.
  4. +2
    3 декабря 2021 13:24
    А пока еще за столь долгий срок даже АН-2 модернизированный не выпустили. А уж как он нужен народному хозяйству, все прекрасно знают.
    1. 0
      4 декабря 2021 20:56
      Раз его не будет не будут сажать кукурузу.
  5. +1
    3 декабря 2021 14:12
    Вобщем, понятно, что ничего не понятно.
    Об слиянии предупредили давно.

    Все будут решать правила игры.

    Прибыль и отмыв или реальные шаги. Пока в Сми закидывание шапками при невыполнении прошлых обещалок (как их не назови).
    А уж виноваты "сми-експерты" или "эффективные управленцы" - без разницы. Никто ответственности не несет.
    1. -3
      3 декабря 2021 14:52
      Пока в Сми закидывание шапками при невыполнении прошлых обещалок (как их не назови).

      Плюс поток новостей из будущего.Для очковтирательства внутреннего потребителя.Типа "сможем разработать", "будут разработаны", "станет неимеющим аналогов в мире".Горы шапок образца 1905 года.
  6. 0
    4 декабря 2021 00:37
    Попробывали бы продать, прежде чем объединять. Эти объединения, укрупнения ничем хорошим не закончатся.
  7. +2
    4 декабря 2021 01:17
    Двигатели Люлька «создавались» всегда для Сухого.
    Двигатели Кузнецова – для Микояна.
    Кто из двигателистов «первоочередной на сливание»?
    Америкосы благодаря тому, что в 90-х «влезли с ногами в производство» на бывшем «Салюте» получили документацию на двигатели с управляемым вектором тяги.
    Кузнецовское КБ никогда такие моторы не создавало.
    В «слиянии» Сухого и ОАК, надо понимать, кого в кого «сливают»?
    Двигателистов туда пока не дают «сливать».
    Иначе запущенных в разработку по госзаказу двигателей «не видать».

    Что осталось в ОАК:
    1. Яковлевское КБ «почило в бозе».
    В районе «Динамо» как сказано в статье продаются кап.строения с последующей их заменой на жилые высотки. Там и так одни пробки и парковаться негде. Или в Москву, как и раньше все миллионеры СССР до сих пор съезжаются и все никак не съедутся?
    2. Туполевское КБ еще что-то пытается делать, но самого-то Туполева уже нет.
    Опять же, «Тушки» без двигателей – летать как нужно не будут.
    Зачем разрабатывать новый бомбардировщик, но дозвуковой?
    Почему дозвуковой, ясно – двигателей на ту нагрузку нет и не пахнет (у Туполева).
    Да еще с малой «заметностью».
    Пока его будут разрабатывать, «незаметные самолеты» перестанут быть незаметными даже для талибов.
    Если только незаметным этот самолет будет не из-за покрытия и композитов, а из-за электронного поглощающего воздействия на сигналы локаторов.
    3. Никто уже и не вспоминает, что у нас еще и Илюшинское КБ было.
    На каком самолете президент летает? ИЛ-96.
    А что ОАК устроил с МС-21?
    4. Микояновское КБ похоже также потихоньку «сливается» в никуда как в свое время Яковлевское.
    Тем более, что ни Микояна, ни Григоровича давно уже нет, а на детях их таланты «отдыхают».
    А руководство ОАК – Пагосян. А из какого КБ он изначально?

    Вот с ним и «объединяют», т.е. СУ «сливают» в ОАК чтоб ОАК не помер.
    Если "Сухому" удастся «проглотить» или разогнать руководство ОАК, тогда нас ждут хорошие перспективы.
    КБ Сухого идет вполне правильным путем.
    При отсутствии от вояк каких-либо внятных заданий на перспективу, сами экспериментируют и фактически разрабатывают новые способы и приемы войны.
    Что остается делать, если вояки могут только по ТВ в «солдатики играть».
    Некоторые заводы, где раньше делали МиГ, Сухой обеспечил работой под госзаказ СУ-30 и СУ-35.
    Если в ОАК не «слить» Сухого, то ОАК не станет и придется «кормить» заводы на которых Сушки пока не производятся. А кто-то очень не хочет «хоронить» ОАК.

    Какие одинаковые запчасти, если конструктивно МиГ и СУ разрабатываются из разных материалов и подвижные узлы рассчитываются на разную нагрузку?
    Размеры бомболюков, пилоны и крепления для подвески ракет определяются не в ОАК, а создателями ракет, которые в ОАК не входят.

    Долги перед банками?
    Из-за непонимания наших командующих как современная война должна выглядеть, большие предприятия ВПК стоят недозагруженные и соответственно стоимость изделий растет каждый год.
    Экономика простая: если F-35 в базовой комплектации стоит 120млн.$, то серийный СУ-57 должен стоить не более 12млн.$, а не 35млн.$. Но при полной загрузке предприятий.
    Именно на такой экономике СССР и «выезжало» при гонке вооружений.
    Отсюда и долги перед банками.

    Зато менеджеры ОАК никому не должны и хорошо зарабатывают.
    Прежде чем говорить о вертолетах, где в Дубае к ним очередь из-за цены, обратите внимание на то, что убыточную компанию хотят «накачать» деньгами неубыточной компании.
    А что в дальнейшем сможет создать неубыточная компания, если ее деньги «отнимут и сожрут» в убыточной?
    1. -2
      4 декабря 2021 11:22
      Из-за непонимания наших командующих как современная война должна выглядеть, большие предприятия ВПК стоят недозагруженные и соответственно стоимость изделий растет каждый год.

      Очень точная формулировка.

      Зато менеджеры ОАК никому не должны и хорошо зарабатывают.
      Прежде чем говорить о вертолетах, где в Дубае к ним очередь из-за цены, обратите внимание на то, что убыточную компанию хотят «накачать» деньгами неубыточной компании.
      А что в дальнейшем сможет создать неубыточная компания, если ее деньги «отнимут и сожрут» в убыточной?

      Особая черта российского ВПК.
    2. 0
      4 декабря 2021 21:03
      Сталин управлял страной неправильно. Вместо того, что бы перед войной заказывать танки и самолёты у Хитлера делал их в СССР. Заставил рабочих научится всё делать самим. Абсолютно ничего не понимал в химии экономики, не то что теперь. Теперь могут на бумаге сделать, то есть написать, что у нас есть такое, аж самим страшно. Ни у кого даже такого нет и не будет аналогов, у нас дома с соломенными крышами летают и обгоняют воробьёв, когда те на землю садятся.
  8. +1
    4 декабря 2021 13:50
    А это объединение уже привело к тому, что МС-21 должен был поступить в эксплуатацию в 2017 году, а Ил-112В в 2014 году и где они??? Зато шоу-продьюсер со статистиком продолжают вешать Гаранту лапшу на уши о своих успехах...
  9. 0
    4 декабря 2021 20:52
    Точь-в-точь своровали всё у Хрущёва. Насилу каждой промышленности дали работать под своим началом. Укрупнили районы, четыре, а где пять в один. Потом области три, потом четыре в один. Это было весело. Это как бы собрание пять рот в одну и командовал ею лейтенант, или капитан, который ни в зуб ногой ни в анал пальцем. Теперь вообще никто ни за что не будет отвечать и вместо самолётов будут выпускать магнитофоны. На них сделают больше денег. Начальником нужно сделать одного из самых опытных, который взялся за микротамчегото и всё из рук выскользнуло. Такой рыженький, чубатый, который из роснано сделал расняне. В общем авиация накрылась куриным крылом с перьями.
  10. 0
    7 декабря 2021 13:59
    У нас везде успехи "Прорывные", везде рвется и трещит от Путинских успехов.