Стоит ли России пускать европейских инвесторов на Курилы
Одной из самых резонансных тем последних дней стало сообщение о том, что датская инвестиционная компания намерена взять в аренду у России один из островов Курильской гряды для производства и экспорта водорода в Японию. Когда в одном предложении сошлись слова «Курилы», «Япония» и «Дания», которая является членом НАТО, у многих россиян тотчас возникло подозрение, что это какой-то очередной «хитрый план» Токио по ползучему возврату «северных территорий». Так это или нет, давайте разбираться.
Прежде всего, необходимо указать, что остров Шумшу не входит в так называемые «северные территории», на которые почему-то претендует Япония. Страна восходящего солнца мечтает вернуть острова Шикотан, Итуруп, Кунашир и группу островков Хабомаи. Шумшу же относится к Северным Курильским островам, территориальная принадлежность которых никем не оспаривается. Предметом каких-то переговоров или сомнительных схем он не является. Поэтому давайте уже без лишних эмоций поговорим о возможностях его экономического использования.
Шумшу – это относительно небольшой остров, имеющий в длину 30 и в ширину 20 километров. Он отделен от Камчатки Первым Курильским проливом и от острова Парамушир – Вторым Курильским проливом. Его важной особенностью является то, что это единственный остров гряды не вулканического происхождения. На сегодняшний день Шумшу не заселен, поселки заброшены, на нем имеется только погранзастава. Со времен окончания Второй мировой войны остров так и не приведен в порядок: его поверхность изрыта бывшими японскими фортификационными сооружениями, покрыта обломками самолетов, танков, воронками от снарядов, неразорвавшимися авиабомбами и снарядами. В общем, по-своему даже живописно, но надежной хозяйской руки не чувствуется.
Что же предлагают датчане? Инвестиционная компания Kopenhagen Infrastructure Partners, специализирующаяся на альтернативных источниках энергии, предлагает вложить от 2 до 2,5 миллиарда долларов в производство водорода с целью его последующего экспорта в соседнюю Японию. Под это дело датчане готовы арендовать часть территории острова, где наилучшая продуваемость ветрами, для размещения там ветрогенераторов. Также власти Сахалинской области заявляют о возможности создания на Шумшу музея, посвященного, судя по всему, истории Второй мировой войны, благо «материальный слой» тому располагает. В чем же подвох?
А есть ли он вообще, в данном случае, этот подвох? Давайте вспомним недавнее заявление президента Владимира Путина, который предложил создать максимально комфортные условия для привлечения бизнеса, в том числе, иностранного, на Курильские острова:
Именно такой, по сути беспрецедентный, набор льгот и стимулов мы создадим на Курильских островах, например, где полностью освободим бизнес от уплаты ключевых налогов на прибыль, на имущество, земельного и транспортного налога, причем на десять лет.
Звучит довольно заманчиво, так стоит ли удивляться, что в Дании проявили интерес к проекту по возобновляемой энергетике на российских Курилах? Налоговые льготы, продуваемый ветрами остров, рядом огромный перспективный японский рынок сбыта. Да и не только японский, поскольку с Шумшу водород может экспортироваться в любую страну Юго-Восточной Азии, вопрос лишь в том, что это будет за водород, и каким именно способом компания Kopenhagen Infrastructure Partners намерена его транспортировать потенциальным покупателям. Вот с этим неясно.
Губернатор Сахалинской области Виктор Лимаренко говорит об интересе региона к инвестициям в так называемый «голубой» водород:
Мы готовы идти в «голубой» водород, который производится методом конверсии из метана и электролизом с использованием ветряной генерации и воды.
Однако, судя по всему, датчане ориентируются не на «голубой», а на «зеленый» водород, который будет производиться прямо на месте из морской воды методом электролиза при использовании ветряной энергии. По словам губернатора, Kopenhagen Infrastructure Partners рассчитывают производить за счет ветряков 1,5 ГВт «зеленой» энергии и 120 тысяч тонн водорода. Вероятно, именно «зеленого». Иначе экономику проекта сложно назвать эффективной.
Если на Шумшу собираются производить «голубой» водород, то сперва на остров надо как-то доставить сырье в виде природного газа. Это либо трубопровод, либо танкеры. Строить газопровод при озвученных объемах нецелесообразно, остается СПГ-терминал. Дело тоже недешевое, поскольку привезенный газ придется сперва разжижить, произвести его конверсию в «голубой» водород, потом опять сжижить, отправить покупателю. При этом надо будет улавливать и где-то хранить углекислый газ. Целая история с кучей добавленной стоимости. Гораздо рациональнее методом электролиза получать при помощи «ветряных» киловатт «зеленый» водород, самый экологичный, сжижать и экспортировать в страны Юго-Восточной Азии морским путем.
То есть, получается вполне рабочая схема, которая будет приносить солидные доходы инвесторам. Выгодна ли она России? Не получится ли, что остров Шумшу будет тихой сапой заселен рабочими из Японии?
Вопрос не вполне однозначный. С одной стороны, первые 10 лет про бюджетные доходы из-за уникального налогового режима рассчитывать не стоит. С другой стороны, Россия может поставить условием для подобных инвестиционных проектов формат совместного предприятия, где доли будут распределяться 50% на 50%, а значит, и конечная прибыль от экспорта. Кроме того, строительство и последующее обслуживание ветропарков и СПГ-терминала потребует постоянного обслуживания. Остров Шумшу придется заново заселить, и мы как принимающая сторона вправе поставить еще одно условие: чтобы эти работники были из числа местных россиян, а не японских гастарбайтеров.
Вот в таком формате сотрудничество с иностранными инвесторами на Курилах и Дальнем Востоке, в целом, действительно имеет смысл. Заодно и порядок на острове, наконец, навести.
Информация