Как ВМС бывшей «владычицы морей» попали в зависимость от США
Когда заходит речь о возможной войне США с Россией, как правило, начинаются рассуждения разной степени адекватности о том, кто кого первым «застеклит», мы их или они нас. Объективная реальность такова, что Вашингтону нет необходимости воевать с Москвой напрямую. Американцам намного более рационально пустить вперед себя кого-нибудь из своих собственных союзников, возможно, вмешавшись в критический момент.
На восточном фланге России это Япония с «северными территориями», а на западном – НАТО. Однако Североатлантический альянс представляет собой по сути слишком рыхлое образование, в котором подавляющему большинству его членов война с Москвой вообще не нужна ни под каким соусом. По этой причине создается впечатление, что Соединенные Штаты сделали ставку не на блок в целом, а на одного его вполне конкретного участника, давно проверенного союзника и замазанного в крови «подельника», Великобританию.
Да, американцы вполне сознательно сдали Украину англичанам в «ленное владение». Британские военные уже строят в этой стране военные базы для своих нужд, тамошние СМИ пишут, что до 600 спецназовцев могут в любой момент отправиться в Незалежную против русских. Дожили. Очевидно, что Вашингтон целенаправленно подталкивает Лондон к столкновению с Москвой. Прямое свидетельство тому – провокация, учиненная эсминцем Ее Величества «Дефендер» в территориальных водах Крыма. Но как так получилось, что Великобритания из «владычицы морей» превратилась в прислужницу Дяди Сэма?
На первый взгляд, это действительно странно. Из Второй мировой войны Соединенное Королевство вышло в статусе страны-победительницы. Несмотря на то, что немцы капитально потрепали «гранд флит», англичане смогли огромным напряжением сил восстановить его мощь и численность. Боевые действия на море доказали, что время линкоров уходит, и наступает эра авианесущих кораблей, эффективность действия авиации которых неизмеримо выше. В период Второй мировой Великобритания смогла построить сразу четыре корабля типа «Илластриес» (Illustrious class), войдя в закрытый клуб авианосных держав.
Однако после завершения войны начался новый этап в истории Королевских ВМС, который можно назвать постепенной деградацией. Головной корабль серии «Илластриес» был пущен на слом в 1956 году, годом раньше та же судьба постигла его собрата под названием «Индомитебл». Третий в серии «Формидебл» распилили на металлолом в 1953 году. Дольше всех, до 1969 года, продержался знаменитый «Викторьез», который участвовал в уничтожении немецкого «Бисмарка».
Прямо во время Второй мировой были заложены еще два британских авианосца, известных как тип «Одейшес» (Audacious class), позже переименованный в тип «Игл» (Eagle class): корабли «Одейшес» («Игл») и «Арк Ройал». Они были утилизированы в 1978 и 1979 годах, соответственно. При этом считается, что последние два авианосца были вполне годными, могли прослужить еще долгие годы. Почему же с ними расправились, как с советскими ТАВРК в молодой «демократичной» Российской Федерации?
Есть мнение, что изменение отношения к Королевским ВМС было связано с приходом к власти лейбористов во главе с премьер-министром Гарольдом Уилсоном. Островному государству по обновленной военной доктрине подлежало воевать в Европе против СССР, что само по себе звучит довольно странно, учитывая традиционно немногочисленную и относительно слабую британскую армию. Тамошние «американофилы» по сути дела провозгласили Великобританию «великой сухопутной державой», которой, естественно, не нужны авианосцы. Они отправили на слом вначале «Викторьез», потом «Игл», затем «Арк Ройал». Остался из старой гвардии только легкий «Гермес», который превратили в вертолетоносец.
На замену авианосцам лейбористы дали добро на противолодочные крейсера-вертолетоносцы класса «Инвинсибл», которых построили три штуки. Их основной задачей была борьба с советскими АПЛ. Правда, они были модернизированы, что позволило использовать их в качестве легких авианосцев, принимающих истребители вертикального взлета и посадки «Харриер». Понятное дело, что функциональность британских резко упала по сравнению с американскими авианосцами. Несомненно, что в Лондоне потом не раз пожалели о своем решении фактически отказаться от полноценной палубной авиации, когда пришлось поучаствовать в Фолклендской войне, которую англичане выиграли с огромным трудом.
Все три противолодочных корабля были списаны и отправлены на слом в Турцию в период с 2005 по 2014 годы. Вместо них Соединенное Королевство заложило и построило два авианосца типа «Королева Елизавета», которые, наконец, должны были стать настоящими. Но не стали. Почему так произошло?
Говоря откровенно, за всей этой историей управляемой деградации британского, а потом и российского флота, четко прослеживается рука «Дяди Сэма», которому категорически не нужны реальные соперники в Мировом океане. Даже последние два авианесущих корабля класса «Королева Елизавета» не могут считаться полноценными авианосцами из-за отсутствия на них пусковых катапульт. Англичане нашли деньги на огромные корабли, а вот на катапульты почему-то не хватило. В результате оба авианосца КВМС оснащены американскими самолетами с коротким взлетом и вертикальной посадкой F-35B, которые существенно уступают по тактико-техническим характеристикам истребителям горизонтального взлета. Кроме того, увлекшись в свое время «Харриерами», Соединенное Королевство загубило школу подготовки своих палубных пилотов. Представьте себе, в настоящее время все пилоты F-35B на британских авианосцах являются американскими военнослужащими.
Иначе говоря, здесь и сейчас у англичан собственной палубной авиации пока что нет, ее еще надо обучить, а истребители – закупить у США. И это в Вашингтоне, а не в Лондоне в конечном итоге решают, взлетать F-35B или нет. Добавим к этому, что атомные подводные лодки Королевских ВМС вооружены американскими крылатыми ракетами «Томагавк», противокорабельными «Гарпун» и МБР «Трайдент-2». Это, так сказать, завершает картину зависимости бывшей «владычицы морей» от Дяди Сэма.
Информация