Почему российская политика «красных линий» не работает

31

Чем становится холоднее, тем жарче обстановка вокруг Украины. Западные журналисты вовсю рисуют карты со сценариями военного вторжения российских войск, а в Москве что-то там говорят про «красные линии», которые нельзя переходить США и блоку НАТО, в целом. Вот именно о «красных линиях» и хотелось бы поговорить подробнее.

Президент Владимир Путин некоторое время назад заявил, что считает «красной линией» в отношениях с Соединенными Штатами дальнейшее приближение военной инфраструктуры блока НАТО к российским границам, а также размещение на Украине ударного вооружения, в том числе, гиперзвукового (оказывается, не только мы можем Североатлантический альянс пугать неотразимым существующими средствами ПВО/ПРО «гиперзвуком»). На это его американский коллега Джо Байден заявил следующее:



Я не признаю ничью «красную линию».

Вот так, коротко и понятно. Почему же российская дипломатия «красных линий» не работает? Давайте разбираться.

Прежде всего, надо начать с определения:

«Красная черта» или «красная линия» (от английского red line), которую нельзя «пересекать» — это в политике обозначение предела терпения одной из сторон, позиции, при нарушении которой «безопасность более не гарантирована».

Сразу же отметим, что в самом определении заключена слабость подобного подхода:

Во-первых, он де-факто легитимизирует любое поведение оппонента, эту «красную черту» не затрагивающее, то есть, развязывает ему руки.

Во-вторых, отсутствует конкретизация ответных действий в случае нарушения, перехода «красной черты». Что конкретно предпримет Кремль, декларируя неприемлемость размещения на Украине американского гиперзвукового оружия, если Пентагон его там все-таки разместит? Немедленно нанесет ядерный удар по Вашингтону? Захватит Киев? Даст Соединенным Штатам скидку на российские мазут и солярку? Просто обидится? Чего конкретно и кому бояться?

Извините, конечно, но если вы собираетесь пугать США и его вассалов в Европе, то надо отвечать жестко и последовательно, а с этим у нас наблюдаются проблемы. Последний раз, когда Россия выступила почти убедительно, было в 2008 году. В ответ на грузинскую агрессию в отношении наших миротворцев, ВС РФ, пусть и с немалыми сложностями, но одержали победу и почти дошли до Тбилиси, остановившись всего в 40 километрах от столицы. Правда, после этого все результаты военной победы были враз перечеркнуты, когда российские войска получили приказ возвращаться обратно. И теперь Грузия является одной из самых антироссийски настроенных стран на постсоветском пространстве и несомненно вступит в западный блок НАТО.

О том, сколько мыслимых и немыслимых «красных линий» уже было перейдено на Украине, просто страшно вспомнить. Как можно было спокойно смотреть и не реагировать, когда нацистские подонки заживо сжигали людей в Одессе 2 мая 2014 года, а на День Победы давили людей танками в Мариуполе? Сколько русских людей, взрослых и детей, было убито при обстрелах ВСУ мирных городов и поселков Донбасса? Президент Путин что-то там сказал про то, что российская армия встанет за спинами женщин и детей:

И пускай попробует кто-то из числа военнослужащих стрелять в своих людей, за которыми мы будем стоять сзади, не впереди, а сзади. Пускай они попробуют стрелять в женщин и детей! И я посмотрю на тех, кто отдаст такой приказ на Украине.

Вот и стоят они уже восьмой год не спереди, а сзади. У нас же «многоходовочки». А украинские военнослужащие до сих пор стреляют. Если честно, то все эти стягивания российских войск к границе Украины, что весенние, что осенние, вызывают, в основном, глухое раздражение. С вероятностью в 99% никакого «вторжения» и «захвата двух третей территории» не произойдет. И не потому, что нам якобы не нужна Украина, а совсем по другим причинам.

К сожалению, подобный невнятный и мягкотелый подход Кремля может иметь очень серьезные последствия. Дело в том, что наши «западные и восточные партнеры» изучают стиль внешней политики президента Путина и, несомненно, давно составили психологический портрет нашего Верховного и определили те «коридоры», в рамках которых тот принимает свои решения. Об этом, к слову, недавно написал известный американский эксперт Пол Робертс, один из самых адекватных зарубежных аналитиков, дав понять, что многочисленные ошибки российского президента могут привести к большой войне. И, увы, это действительно так.

Сколько уже «красных линий» перешли наши «партнеры»? Турки сбили российский бомбардировщик, а мы им теперь еще две новых АЭС построим. Американцы разбомбили в пустыне под Хишамом «вагнеровцев», а мы им мазут и солярку продаем. Азербайджанская армия сбила российский вертолет, а мы им наверняка дадим положительное заключение экологической экспертизы на строительство Транскаспийского газопровода. О перипетиях непоследовательной отечественной политики на украинском направлениях даже говорить неприятно. Давайте честно признаем: никто уже особо не боится невнятных российских «красных линий».

И это очень плохо. Что, например, может помешать Японии захватить Курильские острова? Только страх получить ядерный удар по своей территории, поскольку Тихоокеанский флот РФ с задачей не справится. Но будет ли дан Минобороны РФ столь радикальный приказ, который бесповоротно разделит историю нашей страны на «До» и «После»? Начнет ли Москва ядерную войну с блоком НАТО, если тот возьмет в экономическую блокаду Калининградскую область? Отдаст ли президент Путин приказ нанести удар МБР по Вашингтону или ввести войска на Украину, если там будут размещены американские гиперзвуковые ракеты?

Из озвученных Кремлем «красных линий» ничего этого не явствует, поэтому каждый может трактовать их по-своему. Ура-патриоты могут верить, что мы в любой момент готовы «застеклить» США и их вассалов. Но вот президента Байдена, судя по всему, эта перспектива почему-то не особо впечатляет, а решение о принятии Украины в блок НАТО и размещении там ядерного и гиперзвукового оружия будет принимать именно он. В невнятности российской внешней политики, которую можно прикрывать всякими «хитрыми планами», сокрыты предпосылки к реально большим проблемам для нас самих.

Можно ли что-то изменить, пока еще не стало слишком поздно? Можно, но для этого надо забыть про «многоходовочки» и проявить последовательность и жесткость, вернувшись к истокам, туда, откуда все начиналось. Если здесь и сейчас раз и навсегда решить украинскую проблему, то это избавит нас от гораздо более серьезных конфликтов с Японией и блоком НАТО. Но с вероятностью в 99% мы ничего делать не будем.
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    7 декабря 2021 15:59
    Почему российская политика «красных линий» не работает

    - Ну что - мой плюс автору статьи...
    - А что касается пресловутых "красной линии" ; то мифическая "красная линия" - это не красная парашютная стропа , которая реально выполняет определённую функцию...
    - А вообще-то , если и есть у нашего гаранта в запасе какой-то "хитрый ход" - то этот "хитрый ход" и есть сама велеречивость о каких-то "красных линиях"... - поди найди их - эти "красные линии" - ведь всё носит характер аллегоричности и никакой конкретной и объективной нагрузки эти "красные линии" не несут... - Так что - эти "красные линии" и можно отнести к очень и очень хитрой затее...
    - Мой плюс автору...
  2. -1
    7 декабря 2021 17:12
    Никакая дипломатия больше не работает и это надо понимать.Что касаемо России,то нет жесткости,хватит оправдываться,что-то "им" доказывать.Упоминание 2008 года.Как видим и у президентов разные взгляды на серьезные ситуации.
    1. -3
      7 декабря 2021 20:19
      Жесткость нечем обеспечивать.ОДК, ОАК, ОСК, Ростех подоводят.
  3. 0
    7 декабря 2021 17:57
    Трезвая , взвешенная статья.
    1. -1
      8 декабря 2021 17:11
      у тебя и латынина восхищение вызывает. вы из другого мира вместе с ней wassat
      ты теперь у меня ассоциируешься с ее левой рукой
      тебе надо тоже присвоить метеориту бортовой номер

      То что ты одобрил статью маржецкого - это нормально. Это закономерно) Хахлы тоже думаю плюсуют его статьи - он даёт им надежды wassat

      Путин рисует красные линии прямо на картах - я потом покупаю новый атлас мира с перекрашенным полуостровом - а начал он еще с габуностана - у них до сих пор подгарает без 30% территории. Судя по всему скоро опять надо будет обновлять)

      Но вам персонажам бесполезно что либо объяснять. У тебя за месяц более 700 комментариев - а у этого в день по три статьи) Вот такая вот бiрьба пером)

      Вроде как и при деле

      1. -2
        8 декабря 2021 20:38
        Путин рисует красные линии прямо на картах - я потом покупаю новый атлас мира с перекрашенным полуостровом - а начал он еще с габуностана - у них до сих пор подгарает без 30% территории. Судя по всему скоро опять надо будет обновлять)

        Рисовать он может хоть сиреневым в полосочку.Сил нет у него, ни экономических, ни военных.Поезд ушел, и друзья рельсы разобрали.А Латынина всего лишь комментирует происходящее.В противоположном пуле нет таких журналистов.
  4. +2
    7 декабря 2021 18:15
    Все правильно. Спасибо автору
  5. +1
    7 декабря 2021 21:17
    Путин будет плечами пожимать...вместо того чтобы гнать амеров с нашего континента
  6. +1
    7 декабря 2021 22:02
    О том, сколько мыслимых и немыслимых «красных линий» уже было перейдено на Украине, просто страшно вспомнить.

    Авторы и коментаторы часто путают свои личные "красные линии" в статьях и комментах, и Красные Линии Президента.
    1. +2
      8 декабря 2021 08:08
      Прям с Большой Буквы и так многозначительно.
      Может, расшифруете, что там имеется в виду конкретно? Что сделает Президент, если США разместят на Украине гиперзвуковое оружие, нацелив его на Россию? Скажем, 3 конкретных ответных шага.
      1. +1
        8 декабря 2021 08:56
        В сети и СМИ полно "експертов", кто якобы телепатически прям мысли снимают Путина, Шойгу, и прочих.
        "Знают ", что они думают сейчас, планировали ранее и замышляют в будущем
        Вот их и спрашивайте.

        Не слежу, что и просто говорят.
        Можно лишь примерно прикинуть, где у Президента эти Линии. По описанными Вами ситуациям.

        Капитализм же на дворе. Бизнес. Деньги. И очень большие
        1. +1
          8 декабря 2021 08:58
          Так это и есть пресловутое хитропланничание smile
          Проблема как раз в том, что Путин ни разу не поставил вопрос ребром с указанием конкретных ответных шагов. Например: если США ставят на Украине ракеты, Россия наносит ядерный удар по Вашингтону. Точка.
          1. 0
            8 декабря 2021 09:04
            Экий Вы экстремал. При такой жесткости, всеб пуляли друг в друга ежегодно. Всем чем под рукой.

            Это же пАлитика. Нельзя точно говорить - чтоб не ограничивать себя манев\ром
            1. 0
              8 декабря 2021 10:34
              Вы же не в вакууме находитесь.
              Пока Вы так позоритесь Ваше окружение взвешивает Вас самого и Ваши возможности.
              Если анализ его не удовлетворяет - оно становится враждебным окружением, рассчитывающим на свою часть Вашего пирога. Со всеми вытекающими
            2. -2
              8 декабря 2021 15:31
              Наоборот. Если бы вопрос был поставлен ребром и США точно знали, что рука не дрогнет, на планете было бы спокойнее.
              Просто они знают, что Путин никогда не применит ЯО. Разве только против Воронежа... smile
              1. Комментарий был удален.
                1. Комментарий был удален.
                  1. Комментарий был удален.
                    1. Комментарий был удален.
              2. 0
                8 декабря 2021 17:56
                Да правда? Вспомним ка, у кого там рука не дрогнула?
                Гитлер, Чингизхан, Тимур, Савонарола.... и прочие..
                Кровищи было...

                А спокойнее... "веди маленькие победоносные войны вдали от себя" - было известно еще фараонам. Юса так и делает.
                Империя и капитал не может не расширятся... До США вела вечные войны Англия, Россия, Турция, Испания, Империя Франков, римская и китайская...

                А Воронеж и Уфа всетаки пока живыь...
                1. 0
                  9 декабря 2021 08:52
                  Да правда? Вспомним ка, у кого там рука не дрогнула?
                  Гитлер, Чингизхан, Тимур, Савонарола.... и прочие..
                  Кровищи было...

                  Вы подменяете тему разговора.
                  1. +1
                    9 декабря 2021 10:49
                    Нет - это как раз примеры слишком "решительных".

                    Сми писали, что до нашего самолета, турки сбили по ошибке амеровский вертолет. 7или 6 человек погибли.

                    Красная линия?
                    У нас в ДТП в день гибнет гораздо больше, никто о красных линиях и не заикается...
                    1. 0
                      10 декабря 2021 08:11
                      Еще раз, вы подменяете понятия.
                      Я говорю про защиту национальных интересов России через проведение "красных линий" и озвучивание недвусмысленных санкций за их пересечение. Вплоть до объявления войны. В этом и есть их смысл.
                      Объявление войны есть адекватный ответ на размещение на Украине американского ЯО и гиперзвукового, которое достигнет Москвы за несколько минут и не может быть перехвачено. Это акт агрессии.
                      Вы разводите демагогию, приплетая сюда Чингисхана и тем паче Гитлера. Вы совсем ку-ку что ли?
                      1. 0
                        10 декабря 2021 09:58
                        Последнее - это, увы, Вы.
                        Т.к.

                        ответ на размещение на Украине американского ЯО и гиперзвукового

                        - это Путин

                        О том, сколько мыслимых и немыслимых «красных линий» уже было перейдено на Украине, просто страшно вспомнить.

                        - это местные "линии" Сми

                        Причем каждый придумывает и свои собственные, и многие в конце патетически писали, что Россия, (подразумевается, и Путин) должен защищать его личную, только что описанную красную линию. (например, помните 33х богатырей? Пописали, и забыли)

                        А сказано ясно: "Радоваться надо" (и т.п.) - о растущей торговле с украиной, (а значит, возможном улучшении экономики, деньгах и "неухудшении" отношений).
                        Якобы, и в 21 году торговля возросла...
  7. +1
    7 декабря 2021 22:08
    если все пойдет по негативному сценарию, то у России еще есть козыри в рукаве. Россия может намекнуть о выходе из СНВ-3 и планах существенно увеличить количество МБР и боеголовок. Также Россия может намекнуть, что намерена парировать военные угрозы НАТО разработкой и модернизацией сверхмалых ядерных зарядов и размещения их на гиперзвуковых носителях. Можно изменить доктрину, понизив порог применения тактического ядерного оружия. Намекнуть, что Россия готова начать новую гонку ядерных вооружений, заодно развивать тактику применения тактического ядерного оружия в общевойсковых операциях. Это сущий кошмар для европы и для США тоже, учитывая сколько денег им придеться потратить на эту гонку против России, у которой уже есть современные носители...денег, которые нужны США для сдерживания Китая. Эта гонка затронет и космос и ПРО. А это значит, что будут наращиваться и противоспутниковые возможности. Очень большие деньги для всех, но для США поимо этого нужно еще строить флот против Китая...
    Такой подход может отрезвить европейцев, которым американский крестовый поход против России не нужен. Ну а порогом ниже конечно наши дорогие нефть и газ + ядерное топливо. Возможно еще зерно, удобрения. Запрет на экспорт этих позиций в страны поддерживающие "ядерные санкции" госдепа существенно изменит многое. Заменить эти ресурсы зеленой энергетикой прямо сейчас невозможно. Вот в году так 2035 будет уже возможно и там России будет сложней.
    США на все это готовы, им терять нечего. Им как раз нужен мировой кризис и обострения, что-бы пропетлять из их очевидного финансового краха. Но европе, западной европе, это совсем не нужно. И именно они могут недопустить сценарий США, если смогут адекватно оценить последствия.
    1. +1
      8 декабря 2021 08:03
      Намекнуть, что Россия готова начать новую гонку ядерных вооружений, заодно развивать тактику применения тактического ядерного оружия в общевойсковых операциях. Это сущий кошмар для европы и для США тоже, учитывая сколько денег им придеться потратить на эту гонку против России, у которой уже есть современные носители.

      У нас просто не хватит денег на реальную гонку вооружений. И есть большие проблемы с кадрами и материально-технической базой. Мы ее не вытянем, потому и типа уклоняемся от участия в ней.
      1. +1
        8 декабря 2021 09:23
        А поэтому нужно срочно построить как минимум три станкостроительных завода, которые могут увеличить ВВП РФ на 1 %. И строить желательно в российской части РФ, а не в автономных республиках. Есть опыт отделения харьковских, николаевских, запорожских и т.д. заводов от метрополии...
      2. Комментарий был удален.
  8. 0
    8 декабря 2021 13:35
    Статья отличная! Вопросы правильные, не в лоб, а в глаз. У барыг образование "не той системы", чтобы отвечать на такие вопросы.
  9. +2
    9 декабря 2021 00:48
    Почему почему...
    Потому что за пересечение настоящих красных линий бьют по морде, а не выражают "озабоченности" и "сожаления"...
  10. 0
    15 декабря 2021 11:55
    Маржецкий поп Гапон и провокатор с такими статейками из разряда : если бы Путиным был я.
    Путин сильный и опытный политик, не беспокойтесь за него, все он правильно делает, будет у вас и тепло дома и поесть что будет. Все будет хорошо.
  11. 0
    19 декабря 2021 16:55
    Когда за заявлениями о "красных линиях" не стоит мощной экономики, полной субъектности в своих действиях без оглядки на "политкорректность", ни патриотической элиты (а не той, что складывает деньги за рубежом, вывозит туда же свои семьи и имеет несколько гражданств), то все эти заявления - пустая болтовня. Ну, я уже не говорю о бэкграунде дворовых гопников, ставших, по недоразумению, властью в России...
  12. 0
    1 января 2022 22:39
    Потому что мы одни и рубль не резервная валюта.
  13. 0
    2 января 2022 17:57
    Рисуй хоть красные, хоть голубые линии, у нашей шоблы там семьи, дети, любовницы, замки, дома и прочие яхты да самолёты, клубы. награбленные миллиарды, они граждане
    других стран, ВОПРОС, кто даст команду стрелять, в кого и куда, смех да и только, иногда даже оторопь берёт.....
  14. -1
    15 января 2022 23:02
    а я бы жахнул
  15. 0
    31 января 2022 05:22
    обните парой мегатон и "красные линии" быстро и весело нарисуются сам собой;)