Какие возможности получит Россия благодаря мини-АЭС

28

Пока радикальные экологи грезят о полном отказе от ископаемого топлива, серьезные люди занимаются развитием атомной энергетики, за которой специалисты видят реальное будущее мировой энергетики. Однако, скорее всего, это будут не огромные АЭС с привычным глазу силуэтом, дорогие и долгие в постройке, а мини-АЭС. Гонка за право быть первым на этом новом перспективном рынке уже началась, и Россия принимает в ней самое активное участие.

Сперва необходимо указать, в чем именно заключается превосходство мини-АЭС над обычными. Главный парадокс традиционных АЭС состоит в том, что генерируемая ими электроэнергия является самой дешевой из всех, но воспользоваться этим преимуществом могут только очень немногие страны из-за чрезвычайной дороговизны электростанции. Строить ее долго, дорого, отработанное ядерное топливо надо утилизировать, требуется постоянное обслуживание с привлечением исключительно высококвалифицированных специалистов. Всего несколько стран в мире, включая нашу, имеют соответствующие компетенции, чтобы строить АЭС, и очень немногие государства могут себе это удовольствие позволить.



Однако мировой энергетический кризис во всей красе продемонстрировал опасность зависимости исключительно от возобновляемых источников (ВИЭ). Турция просит «Росатом» построить ей еще две новых АЭС. О намерении возобновить строительство атомных электростанций объявила Франция. Финляндия держится за свою старую АЭС советского проекта, постоянно продлевая сроки ее эксплуатации, параллельно строя современную. Но сколько еще в мире стран, которые не меньше нуждаются в дешевой экологически чистой электроэнергии, но услуги «Росатома» и его зарубежных конкурентов им просто не по карману?

Хорошим выходом могло бы стать строительство мини-АЭС, «сухопутных» либо плавучих. Технология массового производства малых модульных реакторов позволит удешевить электростанции для заказчиков и сделать «зеленые киловатты» доступными. Для сравнения, стоимость только реактора, обычного, составляет 4-5 миллиарда долларов, но мини-реактор обойдется уже в сумму от 300 до 500 миллионов долларов. Давайте посмотрим, как в данном направлении работают российские и зарубежные атомщики.

«Росатом»


Наша большая надежда – это водо-водяной ядерный реактор РИТМ-200, разработанный в ОКБМ имени И. И. Африкантова. Эта силовая установка была создана для использования на ледоколах ЛК-60Я (проект 22220), но также может применяться на плавучих АЭС. Тепловая мощность данного реактора составляет 175 МВт, мощность на валу двигательной установки 30 МВт (в транспортном варианте) или 55 МВт электрических (в энергетическом варианте). Срок эксплуатации 40 лет, перезагрузка топлива будет производиться каждые 7 лет. В целях соблюдения принципа нераспространения обогащение урана ограничено 20 %. РИТМ-200 откроет России массу новых возможностей.

Во-первых, мини-АЭС могут быть построены в отдаленных регионах нашей страны, где есть потребность в электроэнергии, но строительство большой АЭС нецелесообразно. Например, при освоении месторождений и переработке ресурсов на ГОКах в слабонаселенных районах Крайнего Севера, в Сибири или на Дальнем Востоке.

Во-вторых, «Росатом» получит прекрасный экспортный продукт. Так, рынком сбыта атомной энергии могут выступить страны Юго-Восточной Азии и всего Тихоокеанского региона, в целом. Как известно, газ там очень дорогой, уголь «ошельмован» экологами. Но адекватной альтернативой может выступить плавучая АЭС, которая подключится к соответствующей береговой инфраструктуре и начнет поставлять дешевую электроэнергию потребителям. Спустя семь лет она сама отплывет на перезагрузку отработанного топлива, а ее сможет заменить другая мини-АЭС. Поскольку продавать подобные технологии опасно, Россия должна будет сама владеть и обслуживать плавучие станции и сможет стать еще более крупным игроком на мировом рынке электроэнергетики.

Однако наши конкуренты тоже не дремлют.

США


Американская компания NuScale Power работает над проектом мини-АЭС с модульными легководными реакторами для снабжения электроэнергией, централизованного теплоснабжения, опреснения и проч. Атомная электростанция данного типа сможет вместить до 12 модулей NuScale Power Module, вырабатывающих до 60 МВт энергии каждый. К слову, на Украине подумывают о переходе именно на американские мини-АЭС после выработки ресурса советских АЭС. Об этом заявил руководитель НАЭК «Энергоатом» Петр Котин:

Мы рады начать сотрудничество с американской компанией – разработчиком малых модульных реакторов NuScale Power. В настоящее время это единственная технология, лицензированная наиавторитетнейшим в мире надзорным органом США. Мы рассматриваем возможность строительства ММР для их использования на замену углеродным тепловым электростанциям и увеличения маневровых мощностей в Объединенной энергосистеме Украины.

Великобритания


Также в сторону мини-АЭС смотрят и в Соединенном Королевстве. Порядка 20% своего энергобаланса островное государство обеспечивает за счет АЭС. Однако проблема заключается в том, что 6 из 7 действующих там реакторов выработают свой ресурс к 2030 году.

По этой причине знаменитая британская компания Rolls-Royce встала во главе консорциума UK SMR, который планирует построить в стране не менее 16 мини-АЭС с модульными реакторами мощностью в 440 МВт каждая. Англичане также хотят массово производить модульные реакторы для собственных нужд и на экспорт. Уже через 10 лет они рассчитывают выйти на уровень запуска 2 мини-АЭС в год.

Сегодня наша страна является одним из признанных мировых лидеров в атомной энергетике. Реализация проекта мини-АЭС позволит ей закрепить и упрочить свое положение на рынке.
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    7 декабря 2021 16:07
    Идея неплохая. Но как с обслуживанием? На много миниАЭС нужно много специалистов. Плюс безопасность.... Обеспечить безопасность сотни миниАЭС будет сложнее, как мне кажется.
    1. +1
      7 декабря 2021 16:08
      Только государство как собственник, ЧВК в охрану, если работают за границей.
      1. +3
        7 декабря 2021 16:18
        Я про энергетическую безопасность. Нужны специалисты, способные работать на этих АЭС.
        Что, в принципе, неплохо. Будут работать институты, появятся рабочие места. Просто к этому надо готовиться.
        И, да. Охрана тоже не последнее дело. Честно говоря, мне всегда непонятно было, почему такую плавучую АЭС не подогнать к берегам Крыма? Кроме дальнего Севера и в Крыму, кажется есть напряженка с электроэнергией. И такую установку можно запитать на опреснение воды.
        1. -10
          7 декабря 2021 16:34
          Насчет обеспечения энергией Крыма даже не смешно. Вы только крымчанам не говорите, как это было "без проблем" и "быстро". Хуже только с водой и канализацией - за семь лет без реальных сдвигов. И за какие деньги? Обсуждаю убыточность , опасность, целесообразность самого проекта. Учитывая всякие "Посейдоны", "Буревестники", "базы на Луне" как-то многовато сильно дорогих, и непонятно для чего нужных проектов. Мы не США и даже не Южная Корея, уровень жизни ниже. Может, лучше экономикой заняться?
          1. +4
            7 декабря 2021 17:18
            ...как-то многовато сильно дорогих, и непонятно для чего нужных проектов.

            Это только вам непонятно.
            Многие страны о таких объектах только мечтают, а у нас "Ломоносов" давно работает. И дальше эта отрасль развивается.
            А в посте я упоминания об уже действующей ПАЭС "Академик Ломоносов", что то не нашёл, всё о перспективах АЭС в ВБ и прочих наглосаксов.
            1. -7
              7 декабря 2021 18:20
              Кабы мечтали, купили бы.ПАЭС строили для Севмаша.Потом переориентировались на экспорт.
              1. +4
                7 декабря 2021 20:41
                Не у всех получается купить то, о чём мечтают. Для Чехии было бы выгоднее строить АЭС силами Росатома. На своих заводах они выпускают много комплектующих для наших АЭС, вплоть до корпусов реакторов. Но им не за это платят дотации от ЕС и подкармливают политиков. И Росатом исключили из тендера.
                Эстония очень хочет строить мини АЭС. Но обращение к Росатому не рассматривает. А уж построить наземную миниАЭС всяко проще, чем плавучую.
                Украина тоже рассматривает варианты миниАЭС. Кроме российских.
                Политика выше экономики.
                1. -7
                  7 декабря 2021 21:42
                  Бабло не побеждает зло.
                  1. +2
                    8 декабря 2021 01:22
                    Просто некоторые руководители думают об интересах своих народов (например, Эрдоган, Орбан), а другим не хватает то ли умственных способностей, то ли самостоятельности в решениях.
                    1. -2
                      8 декабря 2021 13:48
                      Да.Есть такое дело.На фоне неутихающего кризиса, такие руководители особенно выпукло смотрятся.
    2. -9
      7 декабря 2021 16:26
      Многие страны отказываются от АЭС из-за сложного и затратного обслуживания , такой же дорогой утилизации отходов.
    3. 0
      7 декабря 2021 17:08
      На много миниАЭС нужно много специалистов

      нет худа без добра -- хороший стимул отмены ЕГЭ чтобы готовить специалистов а не разных мерчендайзеров.
  2. +3
    7 декабря 2021 16:18
    Цитата: Bakht
    Честно говоря, мне всегда непонятно было, почему такую плавучую АЭС не подогнать к берегам Крыма?

    Проливы.
    1. +2
      7 декабря 2021 16:31
      Да, проливы. Но, думаю, это можно было бы решить с Турцией. Но раз не делают, значит есть причины.
    2. 0
      7 декабря 2021 16:43
      Цитата: Маржецкий
      Цитата: Bakht
      Честно говоря, мне всегда непонятно было, почему такую плавучую АЭС не подогнать к берегам Крыма?

      Проливы.

      Нет проблем - перегнать без топлива. "Севморпуть" прекрасно проходил проливы.
      1. 0
        7 декабря 2021 19:01
        Так тут смысл обратный: ввести через проливы в Черное море ПАЭС с загруженными топливом реакторами. Или где, в Керчи их загружать что ли?
        1. 0
          8 декабря 2021 10:11
          Цитата: Маржецкий
          Или где, в Керчи их загружать что ли?

          Да. А что не так?
          1. 0
            8 декабря 2021 11:50
            А разве нет ограничений на базирование судов с атомной силовой установкой в мирных портах? Из-за этого Нимитцы не могут в них заходить. А тут вы предлагаете ПАЭС возле городов курортного Крыма поставить.
            1. 0
              8 декабря 2021 20:48
              Везде по разному, местные решают. А ПАЭС не обязательно в порту (хотя Севастополь тоже, знаете ли, порт), можно бухточку подыскать (даже сделать). А идея Крымской АЭС вас не смущает? А тут сейсмическая опасность.
  3. -9
    7 декабря 2021 16:25
    Сегодня наша страна является одним из признанных мировых лидеров в атомной энергетике. Реализация проекта мини-АЭС позволит ей закрепить и упрочить свое положение на рынке.

    Жаль, правительство Чехии не оценило это качество .

    Но адекватной альтернативой может выступить плавучая АЭС, которая подключится к соответствующей береговой инфраструктуре и начнет поставлять дешевую электроэнергию потребителям.

    Потенциальных покупателей пугают расходы на обслуживание и утилизацию отходов.Решение таких задач не отличается простотой и дешевизной. Проект «Академик Ломоносов» неоднократно подвергался критике из-за немалой стоимости, которая к тому же выросла за время строительства.ПАТЭС могут позволить себе богатые страны , не заботящиеся о цене на электроэнергию.Билибинскую АЭС открывать приезжал Громыко, был мрачен, на банкете потом вместо тоста спросил- "Кто такой умный придумал здесь строить АЭС".На открытие ПАТЭС чиновник такого уровня не приехал.Население из тех краев Сибири и Дальнего Востока валит безостановочно, для кого там ПАТЭС?Еще в 2007 г. Герман Греф, тогда министр экономики, говорил, что стоимость квт*ч, произведенного этой АЭС, будет в два раза дороже, чем на тепловой электростанции в том же регионе. При всех его недостатках, деньги он всегда считал грамотно. А стоимость самого проекта "Ломоносов" с 2007 г. выросла больше, чем в три раза. Билибинскую АЭС "Ломоносов" заменить не сможет из-за отдаленности от Билибино, строительство ЛЭП и, тем более, теплотрасс в Билибино, сделает указанную энергию золотой в прямом смысле слова.Не очень хорошая реклама для потенциальных покупателей.Газеты они почитывают.

    Турция просит «Росатом» построить ей еще две новых АЭС.

    За российский счет, как в Акую, чего ж не просить.

    То, что за рубежом не строят ничего подобного нашей ПАТЭС говорит не об их технологическом отставании, а именно об экономической нецелесообразности этого проекта и его изначальной убыточности. Успех предприятия в 21-ом веке хорошо характеризуется желанием инвесторов поучаствовать в выгодном деле и получить за это деньги. К сожалению, проблема в том, что обычные АЭС изначально строятся с инфраструктурой, предназначенной для перезарядки реакторов "на месте" (ведь стационарную АЭС "перегнать" к месту перезарядки невозможно физически). Строительство в силу этого дорожает, эксплуатация дешевеет. В случае с ПАТЭС это не возможно. Подобное оборудование стоит очень не дешево, а с учетом доставки в удаленную местность авиатранспортом становится в прямом смысле слова золотым.
    1. 123
      +4
      7 декабря 2021 18:41
      Жаль, правительство Чехии не оценило это качество .

      Ага yes Теперь чехи расплачиваются за его глупость.

      цена за мегаватт-час электроэнергии, включая поставку на следующий год, выросла в 2,5 раза в течение 2021 года; по газу рост увеличился в три раза.

      https://english.radio.cz/other-suppliers-follow-suit-cez-announces-price-increase-8733103
      Правда дело не только в них, они уже не против, но... оппозиция и зеленые вставляют палки в колеса

      Чешский ядерный регулятор подготовил почву для строительства новых реакторных блоков на АЭС Дукованы. Но ядерные планы правительства сталкиваются с противодействием со многих сторон.

      https://www.dw.com/en/czech-nuclear-energy-ambitions-face-stiff-tests/a-56793586

      Потенциальных покупателей пугают расходы на обслуживание и утилизацию отходов.Решение таких задач не отличается простотой и дешевизной.

      Все включено в контракт. АЭС "под ключ" Все делает Росатом, строит, при необходимости эксплуатирует, вывозит отработанное топливо на переработку. Цена привлекательней чем у конкурентов и прилично привлекательней.

      Проект «Академик Ломоносов» неоднократно подвергался критике из-за немалой стоимости, которая к тому же выросла за время строительства.ПАТЭС могут позволить себе богатые страны , не заботящиеся о цене на электроэнергию

      Практически все российское критикуют, это обычное дело. "Ломоносов" первый, пробный проект. Следующие строят по усовершенствованному проекту. О цене на электроэнергию заботятся все страны и богатые и не очень. транжиры как правило в этом мире не долго остаются богатыми.

      Билибинскую АЭС открывать приезжал Громыко, был мрачен, на банкете потом вместо тоста спросил- "Кто такой умный придумал здесь строить АЭС"

      Теперь ничего строить на месте не пришлось (кроме береговой инфраструктуры), это сильно дешевле и проще.

      Население из тех краев Сибири и Дальнего Востока валит безостановочно, для кого там ПАТЭС?

      Экономика арктического региона развивается, ей нужно больше энергии. Один из блоков планируют установить на новом месторождении меди.

      Герман Греф, тогда министр экономики, говорил, что стоимость квт*ч, произведенного этой АЭС, будет в два раза дороже, чем на тепловой электростанции в том же регионе. При всех его недостатках, деньги он всегда считал грамотно. А стоимость самого проекта "Ломоносов" с 2007 г. выросла больше, чем в три раза.

      Удорожание проектов обычное дело и не только у нас. Время идет, инфляция знаете ли.

      Билибинскую АЭС "Ломоносов" заменить не сможет из-за отдаленности от Билибино, строительство ЛЭП и, тем более, теплотрасс в Билибино, сделает указанную энергию золотой в прямом смысле слова.Не очень хорошая реклама для потенциальных покупателей.Газеты они почитывают.

      Как странно. А вот Росатом утверждает что заменит Билибинскую АЭС. Вы опять украинскую прессу перед обедом читали? laughing



      За российский счет, как в Акую, чего ж не просить.

      Строительство в кредит обычное дело.

      То, что за рубежом не строят ничего подобного нашей ПАТЭС говорит не об их технологическом отставании, а именно об экономической нецелесообразности этого проекта и его изначальной убыточности.

      Это говорит именно о технологическом отставании. Они просто не способны что то построить. У них даже с обычными проблемы, строительство затягивается, это ведет к удорожанию. отсюда и убыточность.

      Строительство в силу этого дорожает, эксплуатация дешевеет. В случае с ПАТЭС это не возможно. Подобное оборудование стоит очень не дешево, а с учетом доставки в удаленную местность авиатранспортом становится в прямом смысле слова золотым.

      Что значит невозможно? А на место она как попала? Почему ее невозможно перегнать для перезарядки?
      1. -8
        7 декабря 2021 20:06
        Цена привлекательней чем у конкурентов и прилично привлекательней.

        За счет невысоких затрат на оплату труда рабочих.

        Почему ее невозможно перегнать для перезарядки?

        Потому что дорого.И мест этих барашек начихал.

        Это говорит именно о технологическом отставании. Они просто не способны что то построить. У них даже с обычными проблемы, строительство затягивается, это ведет к удорожанию. отсюда и убыточность.

        Какая сладкая патока на израненное сердце обнуленцев.

        Строительство в кредит обычное дело.

        АЭС в Акую строят не в кредит.За российский счет.Чтобы не перекрыли транзит для Хмеймима.

        -А вот Росатом утверждает что заменит Билибинскую АЭС. Вы опять украинскую прессу перед обедом читали?-

        Восемь раз переносили сроки замены Билибинской АЭС.Теперь сдвинули на 2025.

        Удорожание проектов обычное дело и не только у нас. Время идет, инфляция знаете ли.

        Российсая инфляция высокая.Примерно 20%.ОСК это ощущает по полной схеме.Ремонт ТАРКР Нахимов взлетел в цене втрое.Можно было новый ТРАКР построить.ПЛАРК К-561 подорожала в пять раз.

        Экономика арктического региона развивается, ей нужно больше энергии. Один из блоков планируют установить на новом месторождении меди.

        Фактов нет.Население бежит из арктического региона.Мурманск загибается.Тарный комбинат встал.Рыбный комбинат встал.Причалы Рыбного порта полупустые.Суда ушли в Норвегию еще 20 лет назад.Мурманское пароходство обанкротили.Бегут из Норильска и прочих населенных пунктов.
  4. +3
    7 декабря 2021 17:20
    Гонка за право быть первым на этом новом перспективном рынке уже началась, и Россия принимает в ней самое активное участие.

    А ничего, что Россия эту гонку возглавляет на 2 корпуса? Про ПАЭС "Академик Ломоносов" в посте ни слова.
  5. -5
    7 декабря 2021 19:15
    Какие возможности получит Россия благодаря мини-АЭС

    - В недавней родственной теме :

    Мобильные АЭС обеспечат России доступ к арктическим залежам золота

    - лично Я уже высказывалась по этому поводу :

    - Ха , лично Я уже писала про эту ПАТЭС «Академик Ломоносов» , что на Чукотке...
    - и предлагала загнать её к берегам Крыма (речь тогда шла об опреснении морской черноморской воды , дабы решить проблему снабжения пресной водой п-ва Крым... - Ну , конечно - тогда в Чёрном море , в самом Крыму и во всём регионе - сразу же появилась бы "другая проблема' ... - и ещё неизвестно - какая из них более "печальная"...
    - Ну , а пока Чукотку недёжно "охраняет" эта ПАТЭС «Академик Ломоносов»... - вряд ли теперь кто-то из недругов захочет сунуться на Чукотский п-в с "дурными намерениями" (шутка)......

    - И ко всему этому могу только добавить , что...что...что :
    1. -5
      7 декабря 2021 19:38
      - Что тема о "мини-АЭС" практически свелась к теме - о конкретно плавучих "мини-АЭС"...
      - Ну , а почему бы тогда не свести тему о плавучих "мини-АЭС"... - к теме - "А нельзя ли использовать всё , что только ни работает на атомных реакторах - к проблеме использования атомных ледоколов , военных атомоходов (атомных подлодок) и прочий , утративший своё функциональное назначение (из-за "выслуги лет" или морального устаревания) - плавучий "атомный арсенал" - для того , чтобы приспособить его в качестве "выполнения функций" своеобразных "мини-АЭС" (или просто - "мини дизель-генераторов ; ТЭС" и тд)....
      - И не надо спешить признавать такую "версию" абсурдной ...
      - Уже накопилось столько списанных подлодок - их просто резать не успевают ... - Вот и компоновать сразу из нескольких лодок - плавучие электростанции... - вот такая "дизельная флотилия" (ну или "атомная" или даже "гибридная" - "дизельно-атомная") и могла бы пригодиться в Крыму (опреснять , вырабатывать электричество и тд) ... - Для каких-то экстренных задач , где необходима электроэнергия - годится и такой "вариантик"...
      - Да , а чего это так быстро "списали" атомный ледокол "Ленин" ??? - Он что - коптил как "Адмирал Кузнецов" , что ли ??? - Шутка...
      1. -7
        7 декабря 2021 20:07
        Последствия безалаберной эксплуатации атомоходов в Заполярье будут устранять более ста лет.Одна база в бухте Андреева чего стоит.
        1. -7
          7 декабря 2021 20:27
          Последствия безалаберной эксплуатации атомоходов в Заполярье будут устранять более ста лет.Одна база в бухте Андреева чего стоит.

          - Да , Я уже высказывалась ... - Теперь ни один враг туда не сунется...

          - Ну , а пока Чукотку недёжно "охраняет" эта ПАТЭС «Академик Ломоносов»... - вряд ли теперь кто-то из недругов захочет сунуться на Чукотский п-в с "дурными намерениями" (шутка)......

          - Мои вам плюсы...
          1. -4
            7 декабря 2021 21:38
            Взаимно !Так и есть.