Украина помогает Турции создать первый в мире авианосец с беспилотниками. Как же так вышло?
Благодаря агрессивной рекламе, полученной в ходе вооруженных конфликтов в Сирии, Ливии и Нагорном Карабахе, Турция сегодня считается одним из мировых лидеров в разработке и производстве ударных БПЛА. В ближайшие годы эта страна имеет все шансы стать безусловным лидером в сфере беспилотной палубной авиации, и поможет ей в этом Украина. Как же так вышло?
Как ни странно, прорыв в данном перспективном направлении является для Турции во многом вынужденным. При этом «подножку» Анкаре поставили свои же собственные союзники по западному военному альянсу. Геополитические амбиции «султана» Эрдогана распространяются очень широко, от Африки до Афганистана. При этом в Турции особо и не скрывают, что рассматривают возможность прямого военного столкновения с другим членом Североатлантического альянса, Грецией.
Не исключено, что в обозримом будущем турки и греки будут вновь делить спорные острова в Средиземном море со всеми прилагающимися к ним месторождениями углеводородов. По словам президента Эрдогана, турецким ВМС в перспективе потребуется три авианосца. Эти «ненужные» корабли нужны «великой сухопутной державе» для противовоздушного прикрытия военного флота и поддержки морских десантов, а также выполнения иных операций, например, на африканском побережье. Вероятно, понимая перспективы, которыми грозит столь качественное усиление ВМС Турции в этом стратегически важном регионе, Вашингтон посчитал необходимым прервать этот взлет. Что же он сделал?
Напомним, что турки уже построили свой первый авианесущий корабль под названием TCG Anadolu (L-400). Он построен по модернизированному проекту испанского вертолетоносца-УДК «Juan Carlos I». Его полное водоизмещение составляет чуть больше 27 тысяч тонн, на носу оборудован взлетный трамплин. Универсальный десантный корабль может быть использован для переброски морской пехоты и бронетехники, поддержки десанта при помощи палубной авиации, а также как противолодочный вертолетоносец. В правильных руках это «плавучее корыто» может оказаться исключительно полезным.
Однако на этом УДК турки останавливаться не собираются. Президент Эрдоган заявил о планах по строительству первого в стране настоящего авианосца. Подробностей почти нет, но есть намеки на то, что в данном проекте Турции могла бы помочь Великобритания, продав чертежи своего новейшего авианосца «Королева Елизавета». Пока неизвестно, будет Анкара строить сразу два ударных авианосца, или ограничится одним, но построит взамен второй УДК. Именно тут в планы «неоосманов» вмешались Соединенные Штаты.
Считается, что Вашингтон исключил Анкару из проекта истребителя пятого поколения F-35 в наказание за покупку ею российских ЗРК С-400. Но, скорее всего, проблема была несколько глубже. Дело в том, что турецкие ВМС рассчитывали именно на американский истребитель F-35B как палубный для TCG Anadolu (L-400). УДК может нести до 12 F-35B или до 14 вертолетов. Также, если предположить, что турецкий авианосец будет построен по британскому проекту, то оказывается, что «Королева Елизавета» и ее «систершип» предназначены для эксплуатации именно СКВВП F-35B. И тут Соединенные Штаты в принципе лишают Анкару доступа к палубным истребителям. Что же делать с уже построенным УДК и планируемыми?
Надо отдать туркам должное, что они не повесили нос. Оставшись без пилотируемой палубной авиации, они сделали ставку на беспилотную. Свой TCG Anadolu (L-400) Турция перепрофилирует в так называемый «дрононосец». Специально под УДК они начали разрабатывать палубную версию Bayraktar TB3, которая должна стать крупнее и мощнее сухопутного собрата. Предполагалось, что на корабле их сможет разместиться до 50 штук с возможностью поддержания одновременно в воздухе до 10 штук. Несомненно, ударные БПЛА станут серьезным подспорьем при осуществлении десантных операций турецкими ВМС. Однако до ТТХ истребителей беспилотникам все же далеко, и тут еще «западные партнеры» подложили свинью, ограничив поставки комплектующих для их производства.
И тут на сцену выходит Украина, которая успела благополучно разрушить практически всю свою промышленность, за редким исключением. К ней, в частности, относится авиационное двигателестроение, на которое давно положила глаз Анкара. Украинские предприятия «Мотор Сич» и «Ивченко-Прогресс» уже подписали многомиллионные контракты на поставку в Турцию турбореактивных двигателей. Производитель «Байрактаров» возлагает большие надежды на это сотрудничество:
Мы будем применять этот опыт, работая с турбореактивными двигателями AI-322Ф и АИ-25TЛТ производства «Ивченко-Прогресс» и «Мотор Сич». Результатом этого тесного сотрудничества, прежде всего, будет успешный и высокого класса стратегический продукт.
Его результатом будет создание реактивного БПЛА нового поколения под названием MIUS. ТТХ этого беспилотного истребителя, как его называют турки, впечатляют. Получив украинский двигатель АИ-322Ф, имеющий тягу на форсаже в 4 200 кгс при весе лишь в 560 кг, он сможет подниматься на высоту в 12 километров при дальности полета в 5 часов, его скорость составит более 900 километров в час, а боевая нагрузка – примерно 1 тонну. Он будет вооружен ракетами класса «воздух-земля» и «воздух-воздух», что фактически превращает его в истребитель. В дальнейшем MIUS может стать сверхзвуковым. Впечатляет.
Заметим, что турки намерены отправить БПЛА в первый полет уже в 2023 году. Предполагается создание палубной версии MIUS. Он будет взлетать с трамплина и садиться на палубу при помощи аэрофинишера. Заявлено, что помимо Bayraktar TB3 в авиакрыло TCG Anadolu (L-400) войдут более тяжелые и перспективные БПЛА MIUS. Вероятно, что не только УДК, но и будущий турецкий авианосец будет вооружен БПЛА. Это означает, что Анкара, оставшись без американских истребителей F-35B, сможет первой получить собственный авианесущий флот, оснащенный именно сверхзвуковыми ударными беспилотниками. Это направление представляется весьма перспективным, что стоит учесть и отечественному ВПК.
Информация