«Шенгенские планы» Макрона могут угрожать России
Франция собирается инициировать реформу Шенгена в ходе своего председательства в ЕС (январь — июнь 2022 года). Об этом 9 декабря заявил президент страны Эммануэль Макрон.
В период нашего председательства мы инициируем реформу Шенгенской зоны по двум направлениям. Во-первых, это политическое управление Шенгенской зоной, для которого (...) будет создана специальная организация (...). Кроме того, мы должны усилить контроль на наших внешних границах и обеспечить их защиту
— отметил он.
Во-вторых, это создание механизма срочной поддержки в случае кризиса на границе. (...) Если резюмировать в одной фразе цель нашего председательства в ЕС, то это сделать Европу более суверенной. Перевести Европу от сотрудничества внутри наших границ к Европе, которая имела бы силу в мире, была бы полностью независимой и самостоятельно распоряжалась своей судьбой
— подытожил лидер Пятой Республики.
Шенген и Макрон
Если коротко, то Макрон, наконец, дорвался. О реформах шенгенской зоны он высказывался уже столько раз, что впору заполнять ими отдельную книгу отзывов и предложений ЕС, если бы такая существовала, конечно. Так в апреле 2019-го французский лидер заявлял о необходимости реорганизации Шенгена по причине того, что Дублинское соглашение о распределении беженцев больше не работает. В ноябре 2020 он уже призывал к созданию совета внутренней безопасности ЕС в рамках обновления соглашения. А в марте 2020-го — в разгар пандемии, когда ряд стран ЕС попросту закрыли свои границы, невзирая на все договоренности о едином пространстве, лидер Франции и вовсе предупреждал о риске распада Шенгенской зоны из-за коронавируса.
Понятно, что все эти заявления делались не просто так. Судя по всему, таким образом Макрон пытался через публичное поле донести свои идеи до лидера единственной страны ЕС равной Франции по социально-экономическому статусу — Германии. Впрочем, сдвинуть Меркель с консервативных позиций ему так и не удалось, и в 2021-м Макрон внезапно перешел в режим ожидания. Который, как показала практика, оказался лишь затишьем перед бурей европейских реформ, продвигаемых Парижем. Более того, возникает стойкое ощущение, что затишье было спланировано заранее — Макрон попросту ждал политической «пересменки» в Германии, чтобы начать претворять свои планы в жизнь.
Олаф Шольц едва успел принять присягу в качестве нового канцлера 8 декабря, как уже на следующий день Эммануэль Макрон объявил о грядущих реформах европейской политики границ. Причем, планы, очевидно, были согласованы с новым немецким правительством заранее. Неслучайно первый зарубежный визит свежеиспеченного министра иностранных дел Германии Анналены Бербок был нанесен именно в Париж. Более того, учитывая то, что именно она возглавляет одну из трех партий новой правящей коалиции в ФРГ, ее слова в ходе встречи с французским коллегой вполне можно считать не просто отражением текущей позиции страны, но и официальным курсом на ближайшие четыре года.
Париж, как первая официальная поездка — это больше, нежели добрая традиция (...) поскольку у Германии нет друга ближе, чем Франция. Не только с точки зрения франко-германских отношений и дружбы, но и потому, что Европа — стержень немецкой внешней политики
— заявила глава МИД Германии.
Тут бы впору задаться вопросом, что первично: курица или яйцо? Европа является стержнем внешней политики Берлина, или же наоборот — Брюссель прежде всего выражает интересы Германии в своей внешнеполитической деятельности? Как бы то ни было, очевидно, что дождавшись появления нового, менее отягощенного связями руководства Германии, Макрону все же удастся перетянуть одеяло в свою сторону и начать процесс повышения роли Франции в ЕС. Как ни крути, но несмотря на все слова о равноправии членов Евросоюза, тон в нем задают именно наиболее крупные и развитые страны, коих после Брекзита в его составе осталось всего две: Германия и Франция. И Париж со своей ролью на вторых ролях категорически не согласен и готов ради этого пойти на любые реформы, касающиеся не только внутренней, но и внешней политики Евросоюза.
Почему это важно для России?
Новое шенгенское соглашение, которое собирается продавить Макрон прежде всего предусматривает формирование новых органов для разрешения кризисных ситуаций на границах ЕС. Формально. На деле же вопрос состоит в том, кому именно будут подчиняться и, что куда важнее для России, каких именно провокаций можно будет от них ожидать. Ибо если они окажутся в подчинении у Брюсселя, ничего иного кроме как дальнейших попыток «накрутить» ситуацию на восточных рубежах ЕС ожидать не стоит. Белорусская граница сегодня одновременно является и границей Союзного государства, поэтому если процесс интеграции России и Белоруссии будет завершен, как и ожидается — в ближайшее время, то она вполне может быть использована как еще один инструмент для провокационного воздействия на Россию. Представители ЕС и без того пытались переложить ответственность за миграционный кризис на Москву, которая вообще никакого отношения к нему не имеет. Что будет когда они подготовятся к ситуации получше? И тут важно даже не что именно предлагается, а кем.
Достаточно вспомнить о том, что именно Макрон был одним из современных апологетов концепции Европы от Лиссабона до Владивостока. Когда он высказывал эти идеи ранее, это воспринималось скорее как попытка сблизиться с Москвой. Однако сегодня в условиях растущей напряженности у границ России как с восточной, так и с западной стороны, подобные высказывания лидера одной из крупнейших стран ЕС и НАТО, являющейся к тому же и ядерной державой, могут быть истолкованы совершенно в ином свете. Ведь Евросоюз и НАТО как организации прежде всего объединяет только одно: стремление к расширению на Восток. На бумаге это может называться сдерживанием, противодействием, обороной и далее по списку, но на деле все обстоит именно так. И сегодня ЕС — по гражданской, и НАТО — по военной линии уже напрямую упираются в зоны российских геополитических интересов, вплотную подходя к «красным линиям», о которых говорит президент России Владимир Путин.
Проблема не в том, что в ЕС педалируются новые условия шенгенского соглашения. Оставайся оно как и раньше вопросом взаимоотношений между странами внутри Евросоюза — вопросов бы не было. Однако сейчас новое европейское соглашение направлено именно вовне, то есть за пределы ЕС — причем прямо в зону российского влияния. И это не может не беспокоить. Контроль на внешних границах и обеспечение их защиты — понятие, которое при необходимости может быть истолковано крайне широко. А желание «перевести Европу от сотрудничества внутри наших границ к Европе, которая имела бы силу в мире», озвучиваемое Макроном, и вовсе звучит зловеще.
Ведь в то, что новая европейская внешняя политика останется мирной верится с трудом. В конце концов исторически все попытки построить в Европе единую империю так или иначе были связаны именно с войной. Безусловно, сегодня социально-экономическое положение в ЕС находится на некоем уровне, который позволяет говорить о созидательном развитии. Однако главный вопрос заключается в том, что будет, когда ситуация изменится? Фокус мирового развития неуклонно сдвигается из Европы в Азию и, по сути, уход от парадигмы мирной экспансии для ЕС может стать только вопросом времени. Две предыдущие попытки сшить Европу в единый организм заканчивались войной с Россией. Чем закончится третья — вот в чем вопрос.
Информация