Как Россия легко может получить новый многоцелевой эсминец
Сегодня главной проблемой ВМФ РФ, помимо фактически полного отсутствия (за исключением полуживого ТАВРК «Адмирал Кузнецов» и двух строящихся УДК) авианесущих кораблей, является острый дефицит крупных надводных кораблей 1-го ранга, способных действовать в дальней морской зоне. Проблемы это прямо взаимосвязанные: «чистый» авианосец или вертолетоносец без ордера прикрытия в реальном бою не жилец, но и корабельная группировка, не имеющая противовоздушного прикрытия своей палубной авиации и противолодочных вертолетов против истребителей, эсминцев и крейсеров УРО, а также многоцелевых субмарин АУГ, против такого супостата не выстоит. Это танец, который надо танцевать вдвоем. Поговорим о многоцелевых фрегатах и эсминцах, которые остро необходимы отечественному военно-морскому флоту.
Один из упорно насаждаемых тезисов антироссийской пропаганды звучит так, что наша страна якобы не в состоянии построить корабль крупнее фрегата. Доля правды в этом, увы, имеется, но это далеко не вся правда. Огромным ударом для отечественного флота стала потеря Украины и ее судостроительных предприятий. Все значимые программы ВМФ РФ были сорваны, сроки резко сдвинулись вправо из-за необходимости импортозамещать силовые установки и прочее оборудование. Тем не менее с фрегатами проекта 22350 дело сдвинулось с мертвой точки, и это, без преувеличения, значительный прорыв.
Объективно именно фрегаты проекта 22350 должны стать главной «рабочей лошадкой» ВМФ РФ в дальней морской и океанской зоне. Корабли оснащаются современным ракетным и противолодочным вооружением, системами ПВО. При этом проект постоянно дорабатывается и улучшается. Так, пятый и шестой фрегаты в серии получат по 32 вертикальных пусковых установок комплекса УКСК вместо 16 на первых четырех, что удвоит их ударный потенциал.
Однако фрегат – это фрегат, а флоту нужен еще и эсминец. Самым простым путем кажется модернизация первоначального проекта до уровня 22350М. Новый корабль вырастет в размерах (8000 тонн полного водоизмещения против 5400 у фрегата), дальность плавания увеличится с 4500 миль до 6000, станет мощнее вооружение: 48 универсальных пусковых ячеек для ракет «Оникс», «Циркон», «Калибр», ПВО ЗРК «Полимент-Редут» на 64 ячейки для зенитных ракет, два вертолёта вместо одного и два БПЛА в палубных ангарах. Это будет очень серьезный боевой корабль, соответствующий классу эсминец.
Есть только одно «но». Первый «суперфрегат» проекта 22350М будет заложен только в 2024 году, о чем недавно заявил глава ОСК Владимир Королев:
С 2024 года приступим к строительству головного модернизированного фрегата. Мы осознаем, что современный фрегат с большим водоизмещением и вооружением очень нужен флоту. В настоящее время этот вопрос активно прорабатывается в Минобороны.
То есть, ВМФ РФ придется прилично подождать даже с закладкой. Плюс сроки строительства. Напомним, что фрегаты строятся большой серией на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге. Есть ли способ пополнить наш флот новыми мощными многоцелевыми кораблями класса эсминец в более короткие сроки?
Модернизация
Тут необходимо вспомнить про самую крупную серию больших противолодочных кораблей проектов 1155 и 1155.1, которые еще сохранились в составе ВМФ РФ в количестве восьми штук. Полное водоизмещение БПК составляет 7620 тонн, что практически соответствует современным эсминцам. Корабли проекта 1155 создавались специализированно для борьбы с субмаринами противника, при этом к их недостаткам справедливо относили слабое зенитное и артиллерийское вооружение, отсутствие противокорабельных ракет. Чтобы компенсировать это, БПК вынуждены были действовать в паре с эсминцами проекта 956 «Сарыч», которые де-факто относились к классу легких крейсеров.
Отдельно отметим и подчеркнем, что большая часть недостатков изначального проекта была устранена в его модернизированной версии 1155.1, по которому был построен всего один БПК «Адмирал Чабаненко». Сохранив противолодочные средства борьбы, он получил мощную артиллерию и противокорабельные ракеты, а также два противолодочных вертолета Ка-27П вместо одного. Пожалуй, последним относительно слабым местом у него осталось отсутствие эффективных систем ПВО средней и большой дальности. В общем и целом, «Адмирал Чабаненко», несмотря на возраст, даже сегодня является почти полноценным эсминцем, к коим его и относят в западной классификации.
Испытывая острый дефицит крупных надводных кораблей дальней морской зоны, ВМФ РФ приступил к плановой модернизации оставшихся в строю БПК проекта 1155. Первым стал «Адмирал Шапошников», но эксперимент считается не вполне удачным. С одной стороны, противолодочник превратился во фрегат за счет получения 16 универсальных пусковых ячеек, способных нести ракеты «Калибр», «Оникс» или «Циркон», более мощной артиллерийской установки А-190-01 и 8 противокорабельных ракет «Уран». С другой стороны, на нем зачем-то сохранили устаревшие и громоздкие торпедные аппараты ЧТА-53, малоэффективную систему ПВО «Кинжал», фактически отсутствует противоторпедное вооружение. То есть, бывший БПК стал формально мощнее, но остался почти таким же беззащитным, как и раньше, против авиации и субмарин противника.
Работу над ошибками в ВМФ РФ решили провести над другим кораблем проекта 1155 «Адмирал Виноградов». Заявлено, что вместо 16 новоявленный «фрегат» получит 32 ракеты, а количество противокорабельных «Уранов» вырастет с 8 до 16. За противовоздушную оборону будет отвечать современный ЗРК «Штиль-1», за противолодочную – ГАС «Полином», комплекс «Пакет», ракеты «Ответ», а также авиагруппа из двух противолодочных вертолётов Ка-27П. Вот это уже совсем другое дело! В итоге получится не то эсминец, не то легкий крейсер. Очевидно, что по схожему проекту модернизации необходимо прогнать все имеющиеся БПК. И это правильное решение.
Но давайте не будем забывать про возраст. Уже сейчас средний возраст советских противолодочников составляет 30-40 лет. Модернизация продлит его лет на 15. Что потом? «Суперфрегаты» проекта 22350М? Хорошо, если все судостроительные планы будут реализованы и не сорвутся. Но, возможно, есть и иной вариант.
Возобновление производства?
Как видно, проект 1155 представляет собой весьма обширное пространство для модернизации, его главной проблемой является только старость кораблей. Но что, если просто возобновить их производство сразу по модернизированному проекту? Сейчас в Казани начато производство стратегических ракетоносцев Ту-160М, так почему бы не применить этот подход и во флоте?
Вспомним, насколько был хорош проект 1155.1, и «Адмирал Чабаненко» не потерял своей актуальности даже сегодня. Корабли данной серии строились не в Санкт-Петербурге, а на Калининградском заводе «Янтарь», то есть, заказами на него можно загрузить не «Северную верфь», а другое судостроительное предприятие. Как может выглядеть обновленный и модернизированный эсминец, созданный в России с нуля?
Во-первых, обновленный корабль стоит увеличить в размерах, доведя полное водоизмещение до 9000 тонн, что позволит впихнуть в него больше вооружений, и выполнить корпус с применением стелс-технологий.
Во-вторых, по силовой установке его нужно унифицировать с фрегатом проекта 22350М, установив газотурбинный двигатель М90ФР. Это увеличит серию двигателей, удешевит и упростит их последующее обслуживание.
В-третьих, на более крупном корабле можно будет установить от 60 до 80 универсальных пусковых ячеек, разместив их в носовой части и побортно. Это практически сравняет российский эсминец с американским «Арли Берком» по ударной мощи.
В-четвертых, в качестве системы ПВО можно будет использовать более мощный зенитно-ракетный комплекс «Полимент-Редут», а также ЗРПК «Панцирь-М».
В-пятых, для борьбы с субмаринами возможно сочетать современный ГАК, комплекс противолодочной обороны и противоторпедной защиты «Пакет-НК», а также два противолодочных вертолета Ка-27П.
Иначе говоря, при минимальной доработке проекта 1155.1 Россия может получить прекрасный современный многоцелевой эсминец. Вся техническая документация и компонентная база уже имеется, есть новый импортозамещенный двигатель для корабля. Это означает, что ВМФ РФ может получить в более адекватные сроки и фрегаты проекта 22350, и «суперфрегаты» проекта 22350М, построенные на «Северной верфи», и мощные эсминцы на базе проекта 1155.1, а калининградский судостроительный завод «Янтарь» будет только рад такому заказу.
Может быть, стоит задуматься?
Информация