Успехи России в ударных беспилотниках стали очевидными для всех
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), входящая в госкорпорацию Ростех, впервые продемонстрировала беспилотник С-70 «Охотник», оснащенный плоским реактивным соплом. Об этом 14 декабря сообщила пресс-служба организации. Беспилотный летательный аппарат (БПЛА), созданный в ОКБ Сухого, был представлен во вторник на Новосибирском авиационном заводе им. В.П. Чкалова.
Мероприятие посетила делегация Министерства обороны РФ, возглавляемая заместителем министра ведомства Алексеем Криворучко.
В БПЛА сконцентрированы передовые достижения предприятий и организаций отечественного оборонного промышленного комплекса, позволившие обеспечить функциональные возможности, не уступающие, а по ряду параметров превосходящие немногочисленные (единичные) иностранные аналоги
– отметил Криворучко, проинспектировавший процесс сборки второго летного экземпляра «Охотника» вместе с гендиректором «ОАК» Юрием Слюсарем и главой госкорпорации «Ростех» Сергеем Чемезовым.
Также он добавил, что Минобороны России в течение ближайших шести месяцев заключит серийный контракт на поставку российского ударного беспилотника С-70 «Охотник».
На сегодня уже достаточно серьезно комплекс готов к серийному производству. Хотелось бы добавить, что в ближайшее время мы уже заключим серийный контракт на поставку этих машин (беспилотников С-70 «Охотник»). Эти машины все-таки испытательные, но в течение полугода мы заключим серийный контракт, опережающий поставку этих беспилотных аппаратов
— подчеркнул замминистра.
Тот факт, что демонстрация российского беспилотника происходит при участии столь высокопоставленного военного чиновника, а также руководителя «Ростеха» — ключевой отечественной госкорпорации с триллионными оборотами, отнюдь не случаен. Российская оборонка собирается если не полностью сфокусироваться, то по крайней мере направить существенную часть усилий на создание новых ударных беспилотников мирового уровня, способных побороться за место на международном рынке. И представленный «Охотник» — это уже не пробный шар, но попытка разработки альтернативы уже стоящим на вооружении России моделям в целях усиления внутренней конкуренции.
Звезда «Ориона»
Как известно, первым российским ударным беспилотником, отправленным на опытно-войсковую эксплуатацию, стал БПЛА «Орион», разработанный компанией «Кронштадт». Контракт на серийную поставку аппаратов подписан с Министерством обороны РФ еще в 2020 году. По словам генерального конструктора «Кронштадта» Николая Долженкова, более 90% комплектующих для него пришлось делать самостоятельно и с нуля. В интервью Российской Газете он отмечает, что обладая размахом крыла в шестнадцать метров и взлетной массой в одну тонну, «Орион» способен непрерывно летать в течение как минимум суток и подниматься на высоту семи с половиной километров. При этом наличие трех подвесных точек обеспечивает «Ориону» высокую грузоподъемность: до 200 кг.
Тем не менее важно отметить, что помимо тактико-технических характеристик самого беспилотника не менее важны и системы его удаленного управления. БПЛА, создаваемые «Кронштадтом», являются составной частью разведывательно-ударного комплекса «Орион-Э», представляющего собой универсальную платформу, способную использовать широчайший арсенал вооружений. К ним относятся как неуправляемые авиабомбы, точность наведения которых рассчитывается посредством бортового компьютера, так и инновационные высокоточные управляемые ракеты типа «воздух-земля» и «воздух-воздух», способные поражать как наземные, так и воздушные цели. А гибкость архитектуры российского беспилотника позволяет интегрировать с ним не только отечественные, но и зарубежные авиационные средства поражения, что, безусловно, повышает его конкурентоспособность на мировом рынке.
Ведь стоит быть откровенными — беспилотники не являются оружием массового поражения, но при этом крайне дороги и востребованы, что делает их идеальным экспортным товаром. Использование беспилотников в ходе ведения конфликтов становится нормой прямо на наших глазах, обновляя учебники по военному делу в режиме реального времени. К примеру, самым свежим примером важности беспилотников является их успешное использование в ходе войны в Нагорном Карабахе в сентябре-ноябре 2020-го. Причем, показательно, что именно азербайджанская сторона, активно применявшая израильские и турецкие (в том числе и ударные) БПЛА, одержала в ней победу.
Беспилотники «на подъеме»
Мировой рынок беспилотников на подъеме. Крупнейшие его игроки: США, Израиль, Китай и, как ни странно, Турция, никогда серьезными военными разработками не отличавшаяся, наперебой предлагают широкий ассортимент своих БПЛА на международных выставках. Хотя стоит отметить, что глобальные позиции Вашингтона как экспортера по данному направлению существенно пошатнулись после отказа продавать наиболее современные модели своих беспилотников кому-либо кроме официального Лондона. Понятно, что это прежде всего спланированная политика, в которой вопросы безопасности встречаются с коммерческими интересами в лучших традициях американского капитализма.
Так, с одной стороны, по данным издания The Wall Street Journal, американцы опасаются, что их дроны могут быть использованы для подавления массовых гражданских беспорядков или просто попасть не в те руки. Великобритания же — ключевой и во всех смыслах «ядерный» союзник США, который никуда от них не денется. Однако с другой стороны — ну, нужно же Пентагону кому-то сплавливать свои старые беспилотники, не так ли? И для тех покупателей, кто рассматривает покупку американской военной техники прежде всего в политическом ключе, важнее в принципе регулярно закупать у Вашингтона хоть что-то по военной линии, нежели добиваться поставки последних образцов инженерной мысли.
Хотя именно БПЛА как отрасль военной техники в данном случае уникальна. Как известно, крупнейшие страны-экспортеры оружия нередко практикуют реализацию морально устаревших вооружений за рубеж. Однако в случае такого динамично развивающегося направления, как беспилотники, покупка не отвечающих современных требованиям моделей попросту теряет смысл. Беспилотники — один наиболее высокотехнологичных видов вооружения и скорость их устаревания существенно превышает аналогичную в иных отраслях военной техники. Причина проста: чем больше вооружение «завязано» на информационные технологии, тем ближе темпы его модернизации к таковым от сферы IT. И беспилотники, максимально тесно связанные с технологиями искусственного интеллекта, тут, безусловно, на переднем краю военной мысли. Так что продавать устаревшие модели в случае с беспилотниками в условиях честной конкурентной борьбы не получится. Слишком уж высоко соперничество на международном рынке, слишком много игроков и слишком быстро беспилотники устаревают.
Именно поэтому важно, что Россия сегодня параллельно разрабатывает несколько моделей БПЛА. Законы любой, не только военной техники гласят: чем сильнее конкуренция на внутреннем рынке, тем выше конкурентоспособность продукции страны на внешнем. Так что массовое производство ударных беспилотников вполне можно считать очередной проверкой военно-промышленного комплекса РФ на предмет соответствия современным реалиям. Хотя уже сейчас очевидно, что российские ударные БПЛА имеют все шансы занять лидирующие позиции на международной арене. В конце концов, если отечественный ВПК способен производить зенитные ракетные комплексы мирового уровня (взять хотя бы те же С-400, которым отдает предпочтение Турция, несмотря на членство в НАТО и негодование США), то уж с производством беспилотных летательных аппаратов у России проблем точно быть не должно. Вопрос лишь в том, чтобы поставить цель и планомерно ее добиваться. И в данном случае разработанные российской оборонкой «Орион» и «Охотник» — прежде всего движение в правильном направлении.
Информация