Как «москитный» флот Украины может запереть в портах Черноморский флот РФ
Мало что сегодня вызывает столько насмешек в России, как состояние украинского военно-морского флота, который де-факто превратился в «москитный». После потери Крыма и окончательного развала судостроительной промышленности ВМСУ сделали ставку на малые суденышки – патрульные и бронекатера, а также на корветы турецкого проекта. Сравнение их по ТТХ с кораблями Черноморского флота РФ может вызвать ироничную усмешку, однако ничего смешного нет. Даже столь незначительными на первый взгляд военно-морскими силами Украина может создать России колоссальные проблемы, и вот почему.
Провокации
Сперва надо сказать несколько слов об иностранных катерах, которые получили ВМСУ. В 2018 году Соединенные Штаты передали Киеву первые два катера типа «Айленд» под названием WPB-1321 «Cushing» и WPB-1323 «Drummond». Они имеют полное водоизмещение в 169 тонн, несут одну 25-мм артиллерийскую установку Mk.38 и по четыре пулемета. Казалось бы, невеликая сила против Черноморского флота. Однако большим преимуществом «Айлендов» является их высокая скорость, составляющая 29,5 узла на максималке. Это значит, что за американскими катерами просто не смогут угнаться сторожевые корабли российской Береговой охраны. Как и чем их останавливать, если возникнет такая необходимость?
Вызывать вертолеты или бомбардировщики, чтобы сбрасывать перед суденышками авиабомбы, как перед британскими «Дефендером»? А если капитан получит прямой приказ пойти на прорыв через Керченский пролив?
Топить? И если мы утопим «Айленд», и если не утопим, провокация будет первоклассной, ради чего, их, собственно, американцы украинцам и передали.
Также в целях создания точки перманентной напряженности Киев начал строить в Бердянске новую военно-морскую базу. Для ее оснащения Пентагон передаст Незалежной 16 патрульных катеров Mark VI. При водоизмещении в 65 тонн они имеют по 2 25-мм пушки, 6 пулеметов и опционально могут быть вооружены управляемыми ракетами типа BGM-176B Griffin. Но главным их достоинством будет огромнейшая скорость, которая достигает 41 узлов. Увы, но российские сторожевые корабли этим скромным на первый взгляд скорлупкам вообще не соперники. Нет ни малейших сомнений, что американские Mark VI будут задействованы в новых провокациях на Азовском море и в Керченском проливе.
Диверсии
К слову, помочь в укреплении ВМСУ готовы не только США, но и Великобритания, которая передаст им 2 списанных корабля противоминной защиты:
Корабли противоминной защиты класса Sandown прошли долгий путь длиною в 175 тыс. миль в течение 21 года для «Рэмзи» и 185 тыс. миль за 20 лет для «Блита», поддерживая операции на Ближнем Востоке, вокруг Великобритании или выполняя обязанности НАТО в водах Северной Европы и Средиземного моря.
Вот о подводных минах и противоминной защите хотелось бы поговорить отдельно. В Очакове, где в настоящее время строится новая военная база для нужд блока НАТО, находится 73-й морской центр специальных операций ВС Украины. Там несут службу боевые пловцы, разведчики, специалисты по подводному минированию и разминированию. Есть данные, что там с украинскими офицерами активно делятся своими знаниями в области диверсионной деятельности инструктора из США и Североатлантического альянса. Это все крайне тревожно.
Дело в том, что ВМСУ совершенно нет надобности сталкиваться в прямом боестолкновении с Черноморским флотом РФ. Однако невеликий «москитный флот» Украины и ее диверсанты-подводники могут создать нам колоссальные проблемы.
Например, в случае начала вооруженного конфликта между Россией и Украиной либо между Россией и блоком НАТО украинские скоростные катера могут быть задействованы в минировании акватории Азовского и Черного морей, де-факто «заперев» наши порты. Современные подводные мины представляют серьезнейшую опасность, и, увы, ВМФ РФ сегодня испытывают острый дефицит специализированных противоминных кораблей, тральщиков для их обезвреживания.
Так, из-за срыва программы строительства базовых тральщиков проекта 12700 «Александрит» по причине отказа «французских партнеров» поставить заказанное оборудование, а после из-за низких темпов производства силовых установок для судов, Черноморский флот успел получить только три таких новых корабля. Прочие тральщики были построены в 70-е годы прошлого века и сильно устарели. Но даже современные противоминные корабли не застрахованы от коварных подводных зарядов, оснащенных противотральными устройствами, ловушками и самоликвидаторами.
Решить проблему могли бы специализированные вертолеты-тральщики, которые не подвергаются непосредственной опасности от подводного взрыва, высокомобильны и тралят в два раза быстрее, чем корабли. Однако сегодня их в составе ВМФ РФ просто нет. В советский период у нас были Ми-14БТ, многоцелевые вертолеты-амфибии, способные садиться на воду и взлетать с нее. Ми-14БТ могли быстро расчищать акваторию, буксируя трал как самостоятельно, так и в паре с другим вертолетом.
Увы, но все винтокрылые машины данного типа у нас сняты с вооружения. Интересно, что несколько единиц Ми-14БТ сохранились в Польше, Грузии и даже на Украине. Несколько лет назад ходили разговоры о возобновлении производства вертолетов в Казани, но воз и ныне там.
Сказанное позволяет нам сделать вывод, что потенциальная угроза Черноморскому флоту со стороны ВМСУ очень недооценивается, что впоследствии нам может еще аукнуться.
Информация