Лукавые союзники России
Прошедший ноябрь ознаменовался новым военным кризисом на постсоветском пространстве, а именно – в районе Сюникской области, в которой по итогам скоротечных боев азербайджанская армия продвинулась вглубь территории Армении несколько километров.
В период наивысшего вооруженного обострения в политических Telegram-каналах Армении раздавались крайне настойчивые, а подчас оскорбительные высказывания в адрес РФ с призывами к последней вмешаться силой оружия.
Да, формально Россия действительно должна прийти на помощь союзнику по ОДКБ. Ведь уже речь шла не о Нагорном Карабахе, который Москва всегда считала частью Азербайджана, а о суверенной территории Республики Армения.
Однако при ближайшем рассмотрении возникает ряд вопросов, ответов на которые у армянской стороны нет, но дать их следовало бы хотя бы для прояснения неудобных подозрений.
Очевидно, что в этом ноябре речь шла не о полномасштабном вторжении, а о пограничном конфликте. Какой бы слабой ни считалась Армения, но у этого государства есть своя армия, которая обладает возможностями, достаточными для разгрома локального вторжения.
Да, некоторые эксперты прямо говорили о том, что осенью 2020 года никакой армии Нагорного Карабаха никогда не существовало, а проиграли войну именно вооруженные силы Армении. Тем не менее у Еревана остались незадействованные ресурсы. Например, своя авиация. Она не участвовала в войне ни в прошлом году, ни в этом.
Если Армения считает, что на её территорию напали, то имеет не просто однозначное право на самооборону, согласно 51 Статье устава ООН, но и обязанность это делать согласно конституции страны, а конкретно статьи 8.2, которая гласит, что:
Вооруженные Силы Республики Армения обеспечивают безопасность, защиту и территориальную целостность Республики Армения, неприкосновенность ее границ.
Кроме того, в мире есть неписаные правила, устоявшиеся столетиями. Например, младший союзник обращается к покровителю за помощью при нападении только в том случае, если этот младший и сам готов воевать за свою землю.
Очевидно, российский контингент в Армении будет защищать эту страну, если пограничные стычки однажды перейдут в полномасштабное нашествие. Однако это пока маловероятно.
Вернув контроль над Нагорным Карабахом, Азербайджан вплотную занят восстановлением инфраструктуры в регионе, о чем местное телевидение докладывает нон-стопом почти каждый день. Новая большая война Баку уже не нужна. Ему нужен мир – на максимально удобных для себя условиях. Тем более ему не нужна война с Россией, которая далеко не та травоядная страна, которой она была в 2008 или 2014 году.
Говоря отстраненно, Армения для России это географический тупик – с ней нет даже общих рубежей. В экономическом плане Азербайджан намного более важен. Именно через эту республику идет Международный транспортный коридор Север-Юг (International North-South Transport Corridor – сокр. INSTC), в который Россия, Иран, да и сам Азербайджан тоже уже вложили многие миллиарды и продолжают это делать. Хотя дрейф Баку в сторону пантюркизма и «Турана» настораживает российских политологов, отношения с РФ он пока существенно не испортил.
Нет сомнений в том, что вмешайся напрямую Россия в ноябрьский кризис Сюника, отношения с Азербайджаном стали бы гораздо хуже. Проект коридора INSTC был бы свёрнут на годы вперед.
Кто от этого выиграл бы? Маленькая, но гордая Армения, привязавшая к себе могучего, но не слишком дальновидного покровителя. Получила бы Россия за это от армян какую-то особую благодарность или лояльность? Вопрос риторический.
Также конфликт России и Азербайджана выгоден многочисленным «друзьям» РФ со всех концов Евразии, что восточных, что западных. Очевидно, что при переходе на «зеленую энергетику» выпадающие доходы от нефти и газа придется чем-то компенсировать.
Коридор Север-Юг должен стать одной из таких замен. Стоит ли России разменивать голые холмы в Закавказье на один из важнейших международных проектов десятилетия, сравнимый по важности с «Северным потоком – 2»? Вопрос опять же риторический с очевидным на него ответом.
Современная Россия после распада СССР оказалась фактически в географической блокаде, на преодоление которой ушли колоссальные ресурсы. Например, чтобы уйти от зависимости от портов Прибалтики (советскими ресурсами и построенных), на Балтике был возведен комплекс Усть-Луга. Про эпопею с подводными газопроводами в обход Украины также повторяться не имеет смысла.
Транспортный коридор Север-Юг – это проект такого же порядка. То есть способ выбраться из континентальной изоляции, куда современную РФ загнал распад Советского Союза.
Хотя внешняя политика Кремля после крымского успеха весной 2014 года выглядит не особенно блестяще, в этом ноябре российские власти поступили разумно, не поддавшись на явную провокацию.
В этом свете есть и другой, вызывающий подозрение момент. На проведенном в декабре Соединенными Штатами «Саммите за демократию» в числе избранных приглашенных государств есть и Армения. И всё бы ничего, но есть страны, вроде бы куда более близкие к Вашингтону, но заветного приглашения не увидевшие.
Мимо саммита, к примеру, пролетела Турция, член НАТО с 1952 года. Или Египет, важнейший союзник США на Ближнем Востоке, хозяин Суэцкого канала. Или аравийская монархия Бахрейн, расположенная на островах в Персидском заливе, которая принимает у себя аж целую штаб-квартиру Пятого флота США и все управляющие структуры Центрального командования.
Ни одна из этих стран не получила приглашения. А Армения, формальный партнер РФ – получила. Это факт.
Всё вышеперечисленное в совокупности, конечно, не означает, что партнер по ОДКБ пытается откровенно подставить россиян, загнав союзника в невыгодную геополитическую конструкцию. У странной военной нерешительности армянского высшего руководства могут быть и иные мотивы. Например, отчетливое осознание реального технического и морального состояния собственных вооруженных сил. Что, переводя на человеческий язык, означает «воевать некем и нечем». К слову, такая мысль неоднократно звучала в аналитических статьях российских военных экспертов.
Однако, если армия у партнера по ОДКБ и правда находится в небоеготовом состоянии, то возникает вопрос, чем местное правительство занималось целый год.
На самом деле, речь не об Армении. Вернее, не только о ней. Наиважнейшим ресурсом в любом военном альянсе является честность. Отсутствие доверия между союзниками исторически приводило к краху многие военные кампании. Важна уверенность в том, что союзник не сбежит и не ударит в спину.
В рамках ОДКБ у России есть, скажем так, очень специфические союзники. Это Таджикистан и Киргизия, которые сошлись минувшей весной в пограничном конфликте с десятками погибших. Это и Казахстан, новости из которого редко идут без слова «дерусификация», и традиционно «многовекторный» Минск с его бессменным правителем.
Насколько на таких союзников можно рассчитывать, пусть каждый читатель решает сам. Других партнеров с такой дипломатией у Москвы все равно не будет.
Информация