Какие выводы можно сделать из бесславной гибели корвета «Проворный»

78

Накануне ночью в Санкт-Петербурге произошло трагическое событие. На судостроительной верфи загорелся почти построенный корвет проекта 20385 «Проворный», который должен был быть сдан флоту в следующем году. Судя по кадрам с места пожара, корабль выгорел едва ли не полностью, перечеркнув предшествующие 10 лет неспешной работы. Бесславная гибель «Проворного» – огромная потеря для ВМФ РФ. Эта беда отразила в себе все проблемы отечественного военно-морского флота и судостроительной отрасли, о чем и хотелось бы поговорить.

Дым Отечества нам горек и неприятен


Сперва необходимо объяснить, отчего корвет превратился в настоящий огненный факел. Сразу же возникло много вопросов, что будет с кораблем в реальных боевых условиях, если в него попадет ракета. Не придется ли его сознательно топить, чтобы потушить?



Не придется. Казалось бы, чему так гореть на еще недостроенном боевом корабле, который проектировался с учетом требований живучести? Дело в том, что корпус и надстройка сделаны по стелс-технологиям для снижения его видимости, а также общей массы, потому использовано много композитных материалов и легких сплавов. Они и горели. Но введенный в строй корвет защищен системами пожаротушения и действиями обученного экипажа. На верфи же строящиеся или ремонтируемые корабли находятся в максимально уязвимом положении, поскольку соответствующие системы деактивированы. Тут достаточно одного «криворукого» рабочего, нарушившего технику безопасности, или сознательно действующего вредителя, чтобы устроить пожар.


И это не только наша проблема. Вспомним, как недавно выгорел американский универсальный десантных корабль «Боном Ричард». Пожар полыхал несколько дней, с 12 по 17 июля, разрушив 60% судна. В результате оказалось выгоднее утилизировать выгоревший вертолетоносец, чем восстанавливать, и построить новый.

Маленькие, да удаленькие


Теперь необходимо объяснить, почему потеря маленького «Проворного» – это большой удар по обороноспособности нашей страны. К сожалению, простые россияне в своей массе не понимают истинного значения ВМФ РФ. Это не просто «красивые кораблики», которые ходят к берегам Сирии и раз в год демонстрируются на параде. Нет, это важнейшая составляющая «ядерного щита» России.

Нашим потенциальным противником являются США и блок НАТО, в целом. Американцы уже на деле доказали, что применение атомного оружия по мирным городам для них вообще не представляет никакой проблемы. Точно так же ничто не останавливает Пентагон от ядерного удара по России за исключением опасения получить ответно-встречный удар. Совокупная мощь Североатлантического альянса может позволить ему превентивным ударом выбить значительную часть сухопутной и воздушной компоненты нашей «ядерной триалы» – аэродромы, где базируются стратегические ракетоносцы, шахты с межконтинентальными баллистическими ракетами, ядерные арсеналы. Все, конечно, не уничтожат, но «вес» ответно-встречного удара значительно снизится, облегчив задачу для американской ПРО.

Останется морская компоненты «ядерной триады» – атомные подводные лодки, оснащенные МБР, главной защитой которых является их скрытность. К сожалению, РПКСН у нас не так много, а фактор скрытности не является таким уж безусловным. ВМС США и блока НАТО имеют мощные противолодочные силы, которые способны вести масштабную охоту на российские АПЛ. Перед ВМФ РФ будет стоять задача безопасно вывести «Бореи» в районы боевого развертывания, откуда они смогут эффективно отстреляться. И это нетривиальная задача, что, увы, непонятно никому, кроме профессиональных военных и популяризирующих эту тематику экспертов.

Сперва надо вывести РПКСН с базы, но субмарина может быть уничтожена подводными «охотниками» противника еще на этой стадии. Не даст соврать бывший начальник главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов, рассказывающий о проблемах Тихоокеанского флота РФ:

Они могут там дежурить, чтобы встретить наши выходящие с базы стратегические ракетоносцы: в океане их найти будет тяжело, а у берега гораздо проще. Стационарных противолодочных средств там нет: на подходах к Камчатке большие глубины. Поэтому и усиливается группировка корветов. Двух кораблей там, конечно, недостаточно. Надо много средств, в том числе авиационных.

Для защиты наших АПЛ в ближней морской зоне и нужны многочисленные противолодочные корабли класса корвет. Без них «Бореи» могут погибнуть практически у причала столь же бесславно, как сгорел «Проворный». К слову, на ближней морской зоне дело не заканчивается. Район боевого развертывания РПКСН должен прикрываться крупной корабельной группировкой, способной отбиваться от авиации, кораблей УРО и многочисленных многоцелевых АПЛ противника. Для эффективного противостояния АУГ ВМС США, как ни странно, нужны собственные авианосцы и вертолетоносцы с их палубными истребителями, самолетами ДРЛОиУ для выдачи целеуказания ракетам и противолодочными вертолетами. В СССР это прекрасно понимали, потому и построили серию ТАВРК, вершиной которых должен был стать атомный авианосец проекта «Ульяновск».

Увы, но у нас сегодня в строю 0 авианосцев, 0 вертолетоносцев и минус 1 противолодочный корвет. Это означает, что данная боевая задача с высокой долей вероятности не будет выполнена. Вывод таков: надводный флот – от маленького корвета до гигантского авианесущего корабля – является важнейшей составляющей «ядерной триады». Но, как известно, авианосцы «нам на фиг не нужны», потому поговорим о корветах и ближней морской зоне.

«Универсалы» поневоле


Сгоревший накануне «Проворный» относится к серии корветов проекта 20380 (20385) типа «Стерегущий». Это самая многочисленная серия кораблей основных классов в современной России. И это во многом вынужденная мера. Проблема в том, что после разрыва связей с Украиной отечественная судостроительная отрасль лишилась возможности быстро строить крупные надводные корабли. Максимум, на что хватает ресурса – это неспешно строящиеся фрегаты проекта 22350 да пара УДК, заложенных в прошлом году в Керчи. Потому приходится выжимать максимум из корветов, наделяя их, в том числе, несвойственными им функциями.

Корветы проекта 20380 по сути дела представляют собой маленькие фрегаты, от которых требуют уметь бороться не только с подводными лодками, но и с надводными кораблями противника, а также осуществлять ракетно-артиллерийскую поддержку морских десантов. Корветы серии 20385 типа «Гремящий» стали дальнейшим развитием данного проекта, еще более удачным. Они покрупнее предшественников, оснащены 8 УКСК с возможностью применения ракет «Калибр», «Оникс», «Циркон», несут противолодочные, гидроакустические и радиолокационные комплексы, а также противолодочный вертолет Ка-27ПЛ, на них увеличен боекомплект ЗРК «Редут». Это действительно хорошие корабли ближней зоны, однако от них ожидают эффективной работы даже в дальней зоне, даже возлагают на них нетипичные для корветов задачи ПВО, что можно объяснить только острым дефицитом надводных кораблей в ВМФ РФ.

На «Северной верфи» успели построить головной корабль серии «Гремящий», а второй, «Проворный», который выгорел вчера, должен был быть сдан Тихоокеанскому флоту в следующем году. Один однотипный «Буйный» был заложен в этом году на «Амурском судостроительном заводе», еще 3 корвета будут заложены там в ближайшие годы. Это пока все, на что можно рассчитывать. В связи с этим пожар на почти достроенном «Проворном» представляет собой настоящую трагедию, что подводит нас к новым неприятным вопросам.

Никуда не торопятся


Больше всего вызывают недоумение немыслимые сроки строительства корветов. «Гремящий» был заложен в 2012 году, а сдан – в 2020 году. «Проворный» заложили в 2013, планировали сдать в конце 2022 года. Почти 10 лет, Карл! И это на маленький кораблик с полным водоизмещением в 2430 тонн. За это время можно построить «ненужный» авианосец водоизмещением под 100 тысяч тонн, а то и два. Безобразие какое-то.

Очевидно, что отечественная судостроительная отрасль находится в глубоком системном кризисе, а «Северная верфь», в частности, не справляется. Напомним, что помимо неспешно строящихся корветов там также занимаются фрегатами проекта 23500 и 23500М, которые должны стать основной «рабочей лошадкой» ВМФ РФ в дальней морской зоне. Подобные затягивания сроков, а тем паче, пожары на почти построенных кораблях, просто недопустимы. В связи с этим представляется целесообразным диверсифицировать риски и передать часть заказов на фрегаты и корветы на другой судостроительный завод. Например, на калининградский «Янтарь», который как раз располагает необходимыми мощностями. Вот что по этому поводу заявил генеральный директор предприятий И.С. Самарин:

В ходе недавнего визита на завод Алексея Криворучко мы среди других поставили вопрос о возможности дозагрузки «Янтаря». Сегодня у нас есть загрузка на один-два года, и уже в конце 2022 года освобождаются стапельные места. В принципе, мы можем дальше строить серию кораблей либо выполнять отдельные заказы. Поэтому мы себя и предлагали Министерству обороны как исполнителя контракта на два фрегата, либо это могут быть корветы.

Противолодочные корветы и многоцелевые фрегаты проекта 22350/22350М слишком нужны ВМФ РФ, чтобы страна зависела от одной верфи, которая не способна строить корабли достаточно быстро и не может уберечь их до сдачи заказчику. Распределение заказа способно ускорить процесс насыщения военно-морского и снизить риски.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

78 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -14
    18 декабря 2021 12:07
    -Ну , значит надо туркам весь наш ВМФ строить заказывать - что тут...тут...тут ещё обсуждать...
    1. -10
      18 декабря 2021 12:33
      Да.У турок с пожарами и затоплениями на судостроительных и на судоремонтных заводах, дело обстоит не столь тревожно.У китайцев тоже более безопасно.
  2. Теракт - однозначно!
    1. -1
      18 декабря 2021 14:55
      конкурирующая верфь?
      1. тоже версия
    2. +2
      18 декабря 2021 22:54
      Это не теракт, это очень похоже на диверсию!!!
      1. теракт, совершенный диверсантами!
  3. +5
    18 декабря 2021 12:11
    диверсию исключить нельзя
  4. -9
    18 декабря 2021 12:12
    Больше всего вызывают недоумение немыслимые сроки строительства корветов.

    Объекты на Олимпиаду в Сочи, так же строили. С увеличением сроков строительства, увеличивается его себестоимость. Воруют, одним словом! Власть Путина на этом и держится.
    1. -4
      18 декабря 2021 13:08
      Кому там Путин ультиматумы ставит, неясно. Мало того, что куда ни посмотри — в любой стране потенциального противника виллы, замки, жены, дети, и приближенных. Так еще и воевать особо нечем. Бесконечно эксплуатировать советские складские запасы не получится, а со своим у Кремля крайне негусто. Да и то что есть, разворовывается еще на стапелях, а потом поджигается строго по технологии «Операции Ы».
      И, кстати, пожарные уже заявили, что прибыли на пожар невовремя, так как просто не смогли добраться — снежные завалы. Зима же — кто мог ожидать снегопад? Своя собственная пожарная часть у «Северной верфи», конечно, есть, но если что — то потушить она сможет только горящую урну. Маленькая потому что. Оптимизация, понимаешь...
      1. 0
        19 декабря 2021 17:54
        Чужие посты копируете?
      2. -1
        20 декабря 2021 07:03
        Мне просто интересно, это вы у Несмияна взяли этот текст, или он у вас?
  5. -6
    18 декабря 2021 12:17
    Повторяющиеся на ремонтирующихся кораблях пожары, свидетельство крупных системных недоработок.Прежде всего наплевательское отношение к соблюдению требований РОЖРК( Руководство по обеспечению огневых работ на ремонтирующихся кораблях).Ну а на строящихся невыполнение порядка оформления нарядов на огневые работы, и организации таких работ.Конец года, средства выделенные на ткущий год надо освоить до 01.01.2022.Тут и все вместе толпой в одном помещении и маляршы, и сварщики, и электромонтажники, и такелажники, крики, мат, штурмовщина, упрощение процесса курения.

    И это не только наша проблема. Вспомним, как недавно выгорел американский универсальный десантных корабль «Боном Ричард». Пожар полыхал несколько дней, с 12 по 17 июля, разрушив 60% судна. В результате оказалось выгоднее утилизировать выгоревший вертолетоносец, чем восстанавливать, и построить новый.

    У Байдена много.Потеря даже пары УДК не скажется радикально на боеготовности десантно-амфибийных сил ВМС США.А у нас каждый корвет( МПК по старому) на строгом учете.

    Для защиты наших АПЛ в ближней морской зоне и нужны многочисленные противолодочные корабли класса корвет.

    Не потянут их экипажи ближнюю зону.Только прибрежную.Учитывая метеосусловия осенне-зимнего периода в Охотском море, в Белом и Баренцевом морях, на Черном море, и на Балтике.А так скудность сил морской авиации для прикрытия этих корабликов.

    Корветы проекта 20380 по сути дела представляют собой маленькие фрегаты, от которых требуют уметь бороться не только с подводными лодками, но и с надводными кораблями противника, а также осуществлять ракетно-артиллерийскую поддержку морских десантов.

    Это вряд ли.Прротив одного иностранного фрегата или эсминца еще рискнуть можно.А против отряда уже не получиться действовать результативно.Ввиду ограниченности боезапаса на борту, прежде всего.Ввиду невозможности оперативного наращивания резерва, усиления.
    1. +3
      18 декабря 2021 14:15
      hi Не стоит забывать и упорные попытки "ненароком" сжечь-утопить горемычный единственный российский "эрзац-авианосец"...ведь, как говорил известный мультяшный мастер Угвей( цитируя малоизвестного китайского мыслителя Чжуан-Цзы, и совсем неизвестных военных контрразведчиков тоже winked ):

      "Случайности-не случайны!"
      what
      1. -5
        18 декабря 2021 14:24
        ТАВКР Кузнецов был в ремонте, не на заводе, как новострой .Едва не утонул в ПД-50, если бы не слаженные действия экипажа.Потом были пожары.На КЧФ сожгли свеже отремонтированный БПК Керчь.
        1. +3
          18 декабря 2021 14:27
          ТАВКР и горел же "в ремонте", ещё до попытки утопить вместе с доком, и тоже всё было, как вроде, "случайно"?!
          Или мне память изменяет?! what
          1. -2
            18 декабря 2021 14:28
            ТАВКР горел дважды.До и после.
            1. +4
              18 декабря 2021 14:32
              hi Не удивлюсь если с ним ещё что-нибудь подобное "случится", когда до ввода в строй останется совсем ничего( хотя сейчас и восстановление его боеготовности-это вопрос вопросов)! request
              1. -2
                18 декабря 2021 14:50
                Судя по тенденции с безопасностью работ на верфях, вполне.Лишать КСФ кораблей первого ранга, не применяя боеприпасов, очень заманчиво.Утопление ПД-50 здорово исковеркало график докования кораблей первого ранга.
              2. +3
                18 декабря 2021 14:57
                А с утонувшим севастопольским плавдоком и, долгими годами, ремонтировавшейся в нём "дизелюхой", вообще, интересно получилось!
                Каждый раз, из года в год бывая летом в Севастополе( ещё "при Украине"), идя пешком от ж/д вокзала к площади Нахимова мимо причалов Южной бухты и привычно наблюдая вблизи плавдок с этой "вечноремонтирующейся" полуразобранной подлодкой в нём, не мог отделаться от тревожного ощущения какой-то "сгущающейся" катастрофы здесь( но относил его к событиям военного прошлого в этих местах, обильно политых людской кровью и человеческими трагедиями, там ещё на одном из городских домов были написаны очень точные слова Льва Толстого "о севастопольской земле", с которыми согласен на все 100%)..., вот и не верь предчувствиям?! winked
                1. -6
                  18 декабря 2021 15:00
                  На ремонт той дизелюхи Б-380 потратили 800 млн рублей.
      2. 0
        18 декабря 2021 14:57
        Про бедного "Кузю" упоминать постеснялся. А то скажут, теория заговора...
        1. +5
          18 декабря 2021 15:03
          hi Да какая же это "теория заговора", Сергей!
          Налицо успешная системная практика уничтожения военных кораблей и судоремонтного оснащения российского флота, в его же собственных базах!
          Мы же ещё не упоминали регулярные "случайные пожары" на российских атомоходах "в ремонте"( где они наиболее уязвимы для простого и малозатратного уничтожения врагом)!
  6. -7
    18 декабря 2021 12:30
    оснащены 8 УКСК с возможностью применения ракет «Калибр», «Оникс», «Циркон»,

    До оснащения Цирконом 3М22 , да еще с системой наведения по мобильным целям, как до Луны на ишаке.Так же сожгли свеже отремонтированный на КЧФ БПК Керчь.Многовато пожаров и утоплений( ПД-50, дизелюха Б-380 , на ремонт которой потратили 800 млн руб).

    В ходе недавнего визита на завод Алексея Криворучко мы среди других поставили вопрос о возможности дозагрузки «Янтаря». Сегодня у нас есть загрузка на один-два года, и уже в конце 2022 года освобождаются стапельные места. В принципе, мы можем дальше строить серию кораблей либо выполнять отдельные заказы. Поэтому мы себя и предлагали Министерству обороны как исполнителя контракта на два фрегата, либо это могут быть корветы.

    Противоречивое сомнительное заявление господина Самарина.Словосочетание " в принципе" навевает сомнения в сказанном.
    Из сети в контакте : Илья Самарин на встрече с профсоюзным активом назвал ситуацию на предприятии «непростой». «Загрузка есть на полтора-два года. Но, конечно, надо смотреть дальше. Все заказы интересные, но нет фиксированной цены ни по одному из них. Мы сейчас над этим работаем. Через полгода мы должны выйти на нормальные финансовые потоки. Перспективы хорошие есть», — сказал директор предприятия.

    Как ОКБ "Факел" при смене начальства начал гнить в годах так нулевых по той же схеме, так и сейчас уже на весь "Янтарь" пошла плесень. Дома у начальников только строятся, а квалифицированным кадрам надо будет искать на что жрать в принципе.

    По причине того, что у нас все боятся требовать достойную зарплату, так и будет недооценен как квалифицированный, так и неквалифицированный труд. К примеру, в Германии профсоюзы всегда борются за улучшение условий труда и повышение зарплаты применяя забастовки. Поэтому у них уровень зарплат в разы выше, чем в России.

    Посмотрел заработную плату рабочих - судостроителей в Гданьске и Клайпеде. От 1000 до 1200 долларов. В Гданьске бесплатное жилье предоставляется работодателем. Приглашаются рабочие - судостроители с Украины. Думаю, что и из Калининграда рабочих возьмут.

    Много лет нам рассказывали сказки, что у нас низкая производительность труда, что русские ленивые и работать не хотят и т.д., лишь бы работодатели не платили достойные зарплаты работникам. Людям надо начать уважать себя и свой труд.

    https://vk.com/wall-24701002_616234

    Нарушения трудового законодательства на предприятии.

    https://nahjob.top/black_list/%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%
  7. +6
    18 декабря 2021 13:28
    А не надо было Хохлов и гастарбайтеров нанимать…. Вообще больше на диверсию смахивает…
    1. -2
      18 декабря 2021 14:25
      Да.Из набирали скопом.Тут вопросы к поддержанию контрразведыватеьного режима на корабле.
    2. +1
      18 декабря 2021 19:42
      100: диверсия! Страна превратилась в дырявое решето, заходи, кто хочет и куда хочет!
  8. +3
    18 декабря 2021 13:57
    А тямы нет, на время, когда не работает штатная система пожаротушения и сигналка, поставить и опробовать времянку? А куда денутся покрытия, лёгкие сплавы, в реальном бою, что, с ними будет бороться система пожаротушения? Да что за идиотизм!!! Их не должно быть на корабле, и тогда бороться будет ПОЧТИ не с чем. Лёгких сплавов, входящие в режим экзотермического горения, содержащие, к примеру, магний. Силуминовые сплавы не горят, даже будучи расплавленными, только при падении расплавленных капель на явно заржавевшую стальную поверхность, образуя смесь под названием термит. Но как расплавиться может коробка, будучи не нагретой? Коль пошла такая тусовка, что начинает гореть двигатели, турбины, артпогреба, то тут, конечно....
  9. +7
    18 декабря 2021 14:00
    Нет слов.
    И не впервой же! можно было учесть опыт!

    Видно, если гдето зажигается - значит это комуто нужно.
  10. +5
    18 декабря 2021 14:25
    - А деньги?.. - Какие деньги?!!!.. (фраза из фильма)
  11. +7
    18 декабря 2021 14:27
    Видимо украденная сумма стала критической для бедного корвета и поэтому было решено его похоронить, но возможно и диверсия, т к сейчас и это вполне возможно....
  12. +2
    18 декабря 2021 14:59
    Хм.. в какой мере был готов? по документам и реально! Деньги..."освоены"... можно сжечь.
    И снова - "Дайте денег! новый построим. "Современные" русские так и делают. Хороший пример космодром "Восточный" . Когда должен был быть сдан!? Сколько уже "ДОПОЛНИТЕЛЬНО" освоено средств на устранение "недоработок" и завершение строительства...
  13. +1
    18 декабря 2021 15:05
    этот очередной пожар - беда однозначно. Но беда в плане регулярности пожаров. Как боевая единица этот корвет особой ценности, как его пиарил автор, не представляет. Слабое ПВО : примитивный ЗРК и убогий РЛК "Фуркэ" с недоведенной до ума двигательной установкой. Не знаю, как корвет в вопросе гидроакустического вооружения. Станция стоит как подкильная, так и буксируемая. Надеюсь, что здесь все в порядке. Большой вопрос вызывает вертолет к-27пл, который от старости и бесполезности скоро станет легендарным и эксплуатируется уже 50 лет . Давно назрела его замена на более современный. Обещают к 2025 году сделать противолодочный вертолёт проекта «Минога». Но, как правило всегда сроки сдвигаются вправо.
    1. 0
      18 декабря 2021 15:13
      Я корвет не пиарил, а наоборот иронизировал, что из него пытаются сделать универсальный корабль ввиду острого дефицита. Что просто невозможно. Жаль, что вы не поняли.
      Это должен быть корвет ПЛО. Специализированный.
      1. +1
        19 декабря 2021 23:01
        Я корвет не пиарил, а наоборот иронизировал, что из него пытаются сделать универсальный корабль ввиду острого дефицита. Что просто невозможно.

        Это должен быть корвет ПЛО. Специализированный.

        Да, согласен.
        Но это означает, что 20385 - "плохое" решение. Именно по причине попытки придать ему "универсальность". Так что это никакая не катастрофа, а просто убытки в смысле пропавших ресурсов и времени.
        1. 0
          20 декабря 2021 06:41
          Да, попытка сделать из маленького корвета универсала - это меньшее из зол, поскольку вынужденное, потому что он никакой как универсал. Нужна большая специализация для повышения эффективности.
          Слово катастрофа я не употреблял. Это беда для ТОФ, поскольку он не получит в следующем году нужный ему противолодочный корвет.
  14. +2
    18 декабря 2021 15:44
    1) На сегодня планов на новые закладки корветов, кроме АСЗ, нету. На "Северной верфи" строятся корабли 20380 "Строгий" и "Меркурий" (экс-"Ретивый"). Сомнительно, что их двоих достаточно будет для Черноморского флота.
    2) Вошли в состав ВМФ, но пережили пожар тральщик 12700 "Георгий Курбатов" (постройка на СНСЗ) и фрегат 1155М "Маршал Шапошников" (ремонт в ЦС "Дальзавод"). Наряду с последним в феврале 2018 года горел СКР 11540 "Неустрашимый" на ПСЗ "Янтарь" и находится до сих пор в ремонте. Главный вопрос состоит в масштабах ущерба кораблю от пожара: не хотелось бы повторения судьбы БПК "Керчь".
    1. +2
      18 декабря 2021 15:49
      На Янтаре медом не намазано, напрасно жирным шрифтом выделили с намеком. smile Я не пиарщик этого завода.
      Просто там мощности свободные есть и есть опыт строительства кораблей размерности эсминца. Вот там бы пару корветов и пару 23500М заложить и начать строить.
      1. +3
        18 декабря 2021 16:21
        И не думал намекать: пожары на верфях становятся обыденностью..

        Вот там бы пару корветов и пару 23500М заложить и начать строить.

        Вчерашняя трагедия, свободные стапеля на "Янтаре" в будущем году и плановый ремонт головного корвета "Стерегущий" весной 2015-го там же, возможно, подтолкнут МинОбороны к такому решению.
        1. +3
          18 декабря 2021 16:45
          Хотелось бы. Это разумное решение. Заказы надо распределять для ускорения.
  15. +3
    18 декабря 2021 15:52
    у каждой проблемы есть фамилия, имя и отчество. криворукий ли это рабочий, пряморукий ли диверсант - виновные должны быть найдены и уничтожены. и не одни. с прицепом.
  16. -2
    18 декабря 2021 16:39
    Так и не увидел связь между сгоревшим (диверсия?) корветом и способным отстреляться прямо от причала РПКСН.
    1. +2
      18 декабря 2021 16:47
      Скажите, зачем вообще строить РПКСН, если можно поставить ракеты у каждого причала?
      Может, потому, что все причалы известны и находятся под прицелом?
      Может, потому, что МБР, запущенную от причала, легче не только превентивно уничтожить, но и перехватить?
      Может с РПКСН все не так просто, как хотелось бы, и их тоже надо охранять?
      Вам же человеческим языком вроде объясняют, а вы просто непрошибаемые.
      Вы еще про стратосферные бомбардировщики на ядерном двигателе напишите, людей посмешите. hi
      1. 0
        18 декабря 2021 21:56
        Ну в таком случае и не помогут никакие ордеры кораблей. Хоть корветы, хоть авианосцы.
        Втягиваться в гонку вооружений и флотов с Западом изначально проигрышный вариант. Всю страну придётся ставить на военные рельсы. Если при Сталине это ещё было оправдано, то сегодня такой путь только приведёт к власти либералов. Чего, собственно, глобалисты и добиваются.
        Так что да, самый эффективный путь это новейшие виды вооружений, причём, в минимально необходимых количествах. Наиболее оптимальным являются именно стратосферные бомбардировщики с высокоточными ракетами.
        Уверен, наше руководство понимает это лучше всех. Поэтому не ринулись штамповать "Арматы" и Су-57, как в своё время в СССР.
        1. +1
          19 декабря 2021 06:39
          Так что да, самый эффективный путь это новейшие виды вооружений, причём, в минимально необходимых количествах. Наиболее оптимальным являются именно стратосферные бомбардировщики с высокоточными ракетами.
          Уверен, наше руководство понимает это лучше всех. Поэтому не ринулись штамповать "Арматы" и Су-57, как в своё время в СССР.

          Нам просто производственные возможности не позволяют штамповать Армату и Су-57. Все эти "асимметричные ответы" - от слабости.
          Ваши фантастические стратосферные бомбардировщики - это то, что не будет реализовано никогда. Абсолютно никчемная хрень, которую делать не на что, некому и незачем, тем более, что у американцев УЖЕ СЕЙЧАС есть средства противодействия этой фиговине, вроде космопланов Х-37Б. Планируются элементы системы ПРО, размещенные прямо в космосе. Вбухать сотни миллиардов в то, что будет гарантированно сбито?
          При тов. Сталине вас за такое прожектерство-вредительство бы по голове не погладили.

          Ну в таком случае и не помогут никакие ордеры кораблей. Хоть корветы, хоть авианосцы.
          Втягиваться в гонку вооружений и флотов с Западом изначально проигрышный вариант. Всю страну придётся ставить на военные рельсы

          1) Ордер авианосца совместно с морской авиацией поможет только при выполнении конкретной задачи - отстреляться Бореям и попытаться уничтожить часть подлодок и кораблей НАТО. Без них это просто невыполнимая задача. Никакие Цирконы не помогут, нам их даже наводить на цель нечем без палубного самолета ДРЛОиУ.
          2) Разумеется, никакие битвы за атоллы против ВМС США нам не светят, силы все равно будут неравны. Паритета нам не достичь на море никогда. На не нужно 12 АУГ, нам нужно 4 атомных авианосца, по 2 на Северный и Тихоокеанский флоты, с новыми фрегатами и эсминцами для сопровождения, плюс мощная Морская авиация. Авианосцы и вертолетоносцы нужны для формирования ПВО, для разведки и целеуказания тем самым Цирконам, плюс как ядро противолодочной поисково-ударной группы. В отличие от стратосферных бомбардировщиков, это реальные задачи, которые реально можно и НУЖНО реализовать.
          3) Страну, участвующую в Холодной войне-2, надо было начинать ставить на военные рельсы еще в 2014 году. То, что делает ВВП, это профанация. Результат будет соответствующий. И да, либералы у нас и так у власти, если вы не в курсе. Наверное, между всем вышесказанным есть какая-то взаимосвязь.
          1. 0
            20 декабря 2021 14:12
            Старая песня о преимуществе лука над неуклюжим арбалетом, арбалета над первым огнестрелом, лошади над самоходной тележкой и т.д.
            А ещё зенитной артиллерии над первыми ракетами. С вашей логикой надо в средневековье возвращаться.
            Сотни миллиардов долларов это про оружие 20-го века. Причём впустую.
            А насчёт стратосферные бомбардировщики я Вам ссылку скидывал уже, но Вы сделали вид, что не заметили.
            И про штамповку "Армат" и Су-57 повторяться не вижу смысла. Очевидно становится, что Вы отрабатываете заказ. Не трудно догадаться чей.
            1. 0
              20 декабря 2021 19:14
              И про штамповку "Армат" и Су-57 повторяться не вижу смысла. Очевидно становится, что Вы отрабатываете заказ. Не трудно догадаться чей.

              Чей? Можно подробнее?

              А насчёт стратосферные бомбардировщики я Вам ссылку скидывал уже, но Вы сделали вид, что не заметили.

              Это просто смешно. Пускать оборонку по бесперспективному направлению - это и есть разновидность вредительства.

              Старая песня о преимуществе лука над неуклюжим арбалетом, арбалета над первым огнестрелом, лошади над самоходной тележкой и т.д.
              А ещё зенитной артиллерии над первыми ракетами. С вашей логикой надо в средневековье возвращаться.
              Сотни миллиардов долларов это про оружие 20-го века. Причём впустую.

              Каша у вас в голове. ИМХО
  17. 0
    18 декабря 2021 18:46
    там гореть может только композитная обшивка надстройки, заменят и в строй
  18. +2
    18 декабря 2021 18:48
    Хотелось как лучше,а получили как всегда
  19. +1
    18 декабря 2021 18:51
    Цитата: gunnerminer
    К примеру, в Германии профсоюзы всегда борются за улучшение условий труда и повышение зарплаты применяя забастовки. Поэтому у них уровень зарплат в разы выше, чем в России.

    К примеру, в Германии это производство находится в частных руках, а у нас..... Приказать дать минималку, с которой не стыдно сходить в магазин, Президент (не нашей страны) сможет, поскольку он это скажет в адрес частника. Наш, при всем его патриотизме и любви к народу, это сделать не сможет. Потому, что все мы, в громадном большинстве висим на бюджете. Сам себе вырыть могилу...... И, поэтому же, у нас нет и не было того жупела, с которым работяги правят свою зарплату. Я о профсоюзах говорю. Подытожим- ни государство, ни профсоюзы у нас...... Только милость начальника. что весьма сомнительна и ненадёжна.
    Гайдар (который Тимур) писал, что сильные профсоюзы при слабой экономике разрушат государство. При всей к нему нелюбви, он, зараза, сказал правильную вещь.
    Так, какой выход? Меня сейчас тут удавят, но я скажу. (Как тот попугай Хазанова). Приватизация. И удаление государства от производства и услуг. Оставить ему то, что оно, собственно и призвано делать- РЕГУЛИРОВАТЬ. ОХРАНЯТЬ. ЗАЩИЩАТЬ ЗАКОНЫ. Примера с торговлей достаточно? ВСЁ ПОЯВИЛОСЬ, не смотря на то, что производство сдохло. И продавцы стали здороваться первыми. Чего не было никогда в СССР. Но, Швондеры мы и Шариковы. Мы сдохнем от зависти, глядя на дачи богатых, которых, конечно, будет больше. Или поднимем революцию. Хотя, правильно было бы бороться не с богатством, а с бедностью.
    1. +2
      18 декабря 2021 19:48
      Ага, у нас в отдать частные руки равносильно сразу отдать врагу. Такой менталитет у наших нуворишей
  20. +1
    18 декабря 2021 19:41
    Кто-то верит в "криворукого" рабочего? Смешно, ей Богу! Прошляпили
  21. 0
    18 декабря 2021 21:29
    Но введенный в строй корвет защищен системами пожаротушения и действиями обученного экипажа.

    При попадании в корвет ПКР системы пожаротушения и значительная часть "обученного экипажа" однозначно будут выведены из строя, это означает что российский корвет весь выгорит вместе с экипажем. Это плата за увлечение стелс-технологиями и композитными материалами. Самое печальное что стелс покрытие совсем не гарантирует не заметность корабля, на радаре он будет все равно заметен, учитывая сколько на корвете антен-источников излучения, его координаты вычеслят на счет-раз.
  22. -1
    18 декабря 2021 21:34
    Ну и крен с ним ,с корветом ! Нет в стране порядка ...похоже, и не будет,пока страной правит нынешний режим власти... ! Надоело задавать вопросы: "Доколе!?" , "Кто виноват?" , "Что делать?",которые были,есть и будут лишь риторическими ! Всё равно никто даже "бубенцы" не почешет !
  23. -1
    18 декабря 2021 23:13
    Цитата: milas
    Ага, у нас в отдать частные руки равносильно сразу отдать врагу. Такой менталитет у наших нуворишей

    Глубоко ошибаетесь. Деньги бегут туда, где безопасней. Есть, правда, отчаюги, гонящиеся за высокой прибылью. Таким море по колено, но естественный отбор пропалывает достаточно старательно таких. Так где экспроприировали всю собственность, вполне ЗАКОННО, заработанное в России в прошлом, до революции? Разве Гражданская война не по этому поводу разгорелась? Назовите другую страну, где происходило такое же. Французская революция. Отбирала бабло, сокровища, но само понятие- ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ не трогала. Большевики сказали- всё принадлежит всем. Точка. Чего теперь обижаетесь? Мы с вами- главная помеха тому, чтобы вместо яхт наши нувориши покупали заводы. Яхта- это что? Это неубиваемый вклад. Деньги в заграничном банке, в принципе. можно арестовать, процедура нудная, непривычная, тут попотеть надо. Но возможно. Историю с Ходорковским знаете? А яхта, поставь её в нейтральных водах, никто приблизиться не имеет право. До тех пор. пока в порт, поддерживающий отношения с Россией, не зайдёт. В порты, где с Россией нелады- будет стоять и отдыхать. Или футбольные клубы. Попробуйте отобрать футбольный клуб в Англии, скажем. Понимаете. что это невозможно. Ни физически. ни юридически. Что, футбольное поле заберёте и привезёте в Воркуту? Или команду, они там все не русские. С паспортами не российскими. А, вот, когда у нас швондеризм и шариковизм уйдёт, они будут покупать заводы., поверьте. Завод приносит прибыль, а яхта- одни расходы. Так, давайте меняться сами, и поскорей.
  24. +3
    18 декабря 2021 23:42
    Когда уже закончится этот бардак, корабли и подводные лодки на верфях горят с завидной регулярностью, но почему то до сих пор никаких выводов из этого всё ещё так и не сделано.
    1. -1
      19 декабря 2021 03:46
      А ты видел как горит надстройка на корабле у пирса в результате замыкания силовых кабелей с берега? Пожарник-инспектор не может проверить добротность силового кабеля и его прокладку на корабль до того как..
  25. +3
    19 декабря 2021 00:37
    Неимеющиеаналогов сроки строительства и уровень разгильдяйства!
    1. 0
      19 декабря 2021 11:14
      аналог в сша есть, крейсер замвольт
  26. 0
    19 декабря 2021 01:57
    Да это все пьяный сварщик Вася !
  27. +3
    19 декабря 2021 03:40
    Кроме Калиниграда есть Хабаровск, Комсомольск, Владивосток, Нижний Новгород, Зеленодольск, - вот только ездить туда конструкторам из Питера и Москвы как-то не очень хочется.
    1. +2
      19 декабря 2021 06:41
      Да, корабли для флота можно и НУЖНО параллельно строить на нескольких заводах.
  28. -3
    19 декабря 2021 11:13
    какая гибель? корабль восстановят, всего лишь срок сдвинется.
    1. 0
      19 декабря 2021 13:54
      Варяг японцы подняли и использовали. Он погиб или нет?
      1. 0
        19 декабря 2021 22:51
        Варяг японцы подняли и использовали. Он погиб или нет?

        "Погиб" о корабле - это означает, что его, корабля, больше нет в боевом составе этого флота по причине повреждений (в ходе боевых действий). Поэтому да, "погиб". Если поднят/восстановлен для этого же флота под тем же именем - это просто не считается "безвозвратной гибелью/потерей". Раз поднят/восстановлен для другого флота - то, конечно, для русского флота погиб.

        Отсюда ОТДЕЛЬНО "потери" и "безвозвратные потери", и не только на флоте.
  29. +1
    19 декабря 2021 16:44
    Товарищи учёные. Надо пересмотреть всю законодательную базу в сфере гособоронзаказа. Законы должны играть стимулирующую роль для предприятия, исполняющего ГОЗ. Законы в этой сфере играют прямо противоположную роль. Система щаконодательства выстроена таким образом, что это коммерчески невыгодные заказы. Нормальные специалисты, в первую очередь руководители, из этой сферы разбежались. Потому и горят.
  30. +2
    19 декабря 2021 19:34
    Цитата: НиколайН
    Товарищи учёные. Надо пересмотреть всю законодательную базу в сфере гособоронзаказа.

    Это не к ученым вопросы, а к эффективным менеджерам
  31. +2
    19 декабря 2021 21:29
    Если зажигаются корабли, значит это кому-нибудь нужно. И весьма вероятно что-бы не сгорела чья-то ...опа, сожгли корабль, ну или то что выглядело как корабль, а при сдаче выяснилось, что это кусок чего-то.
  32. 0
    19 декабря 2021 22:13
    1. Корветы уровня 22385 (тем более, в количестве 1-2 шт.) - не защита ПЛАРК/ПЛАРБ/РПКСН.
    2. Российские ПЛАРК/ПЛАРБ/РПКСН Реально БОЛЕЕ уязвимы, чем МБР/ПГРК. То, что "координаты шахтных ПУ известны", НЕ ОЗНАЧАЕТ их уязвимости. Шахтные МБР/ПГРК уязвимы для "первого обезоруживающего удара" только в том случае, если они не успечают запустить свои МБР до того, как будут уничтожены. Это уже ДАВНО НЕ ТАК - и за счет развития СПРН, и за счет радикального сокращения времени на полготовку МБР к запуску. Поэтому, ктстати, новейшие пресловутые "Сарматы" и собираются размещать в шахтных ПУ, наплевав на то, что "их координаты известны". Морские СЯС - самые уязвимые, самые ненвдежные и самые дорогие из всех видов СЯС России. Появились ТОЛЬКО по причине уровня технического оазвития СССР того времени. И от них давно пора отказаться в польщу более надежных и дешевых видов (я о России, а не о США/Великобритании/Франции/Китае).
    3. Корветы 20385 - это просто "дололнение" к гораздо более многочисленным корветам 20380, и потеря одного 20385 (даже если) НИЧЕГО принципиально не меняет. Ранее было вообще заявлено, что строительство 20385 - просле санкций 2014 г. и невозможности ставить немецкие дизеля - прекращается. (на 2-х штуках). Несмотря на "беззащитность" российский подволных ракетоносцев. :)
    4. Основная угроза для российских морских СЯС (с ограниченными защищенными зонами боевого патрулирования) - подводные лодки-охотники подо льдами Арктики. Никакие корветы против них не помогут. Нужны наледные/подводные системы слежения, целеуказания и поражения (что НАВЕРНЯКА сейчас и делается в Арктике). В открытом океане Россия обеспечить боевую устойчивость своих морских СЯС НЕ В СОСТОЯНИИ - силы слишком не равны.
    5. Морские СЯС России сейчас - это "чемодан без ручки". :) Как в свое время линкоры Великобритании. Как сейчас авианосцы США. :) Никакие "охранные" корветы не спасут в такой ситуации.
    1. 0
      20 декабря 2021 06:50
      1. Корветы уровня 22385 (тем более, в количестве 1-2 шт.) - не защита ПЛАРК/ПЛАРБ/РПКСН.

      Мы вроде говорили о надводном флоте в целом как способе защиты ПЛАРБ. Зачем передергивать? У корветов свои задачи в ближней морской зоне.

      В открытом океане Россия обеспечить боевую устойчивость своих морских СЯС НЕ В СОСТОЯНИИ - силы слишком не равны.
      5. Морские СЯС России сейчас - это "чемодан без ручки". :) Как в свое время линкоры Великобритании. Как сейчас авианосцы США. :) Никакие "охранные" корветы не спасут в такой ситуации.

      Туда же. В статье вроде бы даже есть намеки на то, как можно изменить баланс сил в открытом океане в свою сторону, до некоторой степени, с учетом развития Морской авиации.

      То, что "координаты шахтных ПУ известны", НЕ ОЗНАЧАЕТ их уязвимости. Шахтные МБР/ПГРК уязвимы для "первого обезоруживающего удара" только в том случае, если они не успечают запустить свои МБР до того, как будут уничтожены. Это уже ДАВНО НЕ ТАК - и за счет развития СПРН, и за счет радикального сокращения времени на полготовку МБР к запуску. Поэтому, ктстати, новейшие пресловутые "Сарматы" и собираются размещать в шахтных ПУ, наплевав на то, что "их координаты известны".

      Не изменится ли ситуация, если в Восточной Европе и на Украине разместятся американские гиперзвуковые ракеты, которые летят ОЧЕНЬ БЫССТРО и против которых нет эффективной системы ПРО? Которые могут поразить элементы системы СПРН и проч. критически важную инфраструктуру?
  33. 0
    19 декабря 2021 23:25
    Об обнаружении ПЛ.

    Точка зрения, что основной параметр "обнаруживаемости" ПЛ - это ее шумность, устаревает на глазах, если уже не устарел. Современные лодки имеют шумность, сравнимую с шумовым фоном океана, но это не спасает их от обнаружения. Естьт (у Запада) "активные" гидроакустические средства обнаружения. Причем работающие в комплексе - и корабельные, и авиационные, и стационарные.
    Для их применения нужно:
    1) Быть морской страной (что к России относится только частично), и
    2) Иметь ОГРОМНОЕ количество носителей средств обнаружения/поражения. Разумеется, относительно "простых" и "дешевых". Но "простой и дешевый" не означает "с малой автономностью и низкой мореходностью", как любые (и российские в том числе) корветы.

    Отказ Запада от практически всех Договоров (кроме СНВ-3) означает, что СНВ-3 Зараду более выгоден, чем России. И это действительно так - СЕЙЧАС Россия ЛЕГКО может создать практически неуязвимый (и относительно дешевый) вид СЯС - ж/д ракетные комплексы. Проблема ТОЛЬКО в том, что такое решение делает невозможным (технически) контроль над СЯС. Но, будучи "загнанной в угол" (к чему все идет), Россия пойдет на этот шаг. ОПТИМАЛЬНЫЙ для нее - точно так же, как оптимальной для США является морская составляющая СЯС.
    1. 0
      20 декабря 2021 06:56
      Точка зрения, что основной параметр "обнаруживаемости" ПЛ - это ее шумность, устаревает на глазах, если уже не устарел. Современные лодки имеют шумность, сравнимую с шумовым фоном океана, но это не спасает их от обнаружения. Естьт (у Запада) "активные" гидроакустические средства обнаружения. Причем работающие в комплексе - и корабельные, и авиационные, и стационарные.
      Для их применения нужно:
      1) Быть морской страной (что к России относится только частично), и
      2) Иметь ОГРОМНОЕ количество носителей средств обнаружения/поражения. Разумеется, относительно "простых" и "дешевых". Но "простой и дешевый" не означает "с малой автономностью и низкой мореходностью", как любые (и российские в том числе) корветы.

      В целом, вы только подтвердили, что российский флот развивается по тупиковому направлению, делая ставку на ПЛАРБ. В то время как нужен гармонично развитый флот и морская авиация.
  34. 0
    20 декабря 2021 05:25
    Очевидно, что отечественная судостроительная отрасль находится в глубоком системном кризисе, а «Северная верфь», в частности, не справляется.

    Почитал тут все комментарии. Странно что все тут думают что проблемы флота российского заключаются в "разгильдяйстве, срыве сроков строительства" соотвесьвующих министерств и структур. И что С-57, и "Армата" никак не строятся из-за "нерадивости" этих самых структур. А никак не зададутся вопросом: "А это всё надо Путину?" Почему Путину? Да потому что "он и есть - Россия". Не вы тут пишущие, и не все эти "министерства и стуктуры", а именно Путин. Вся власть и все деньги - у него. И распоряжается деньгами России не "правительство России или Госдума", а именно он - ЛИЧНО. Или будете отрицать это? Ну если отрицаете, тогда дальше пишите про свои "возмущения" министрами и госструтнями, которые "так нерадиво строят Российский флот". Расклад тут простой. Если начать по-настоящему тратить на Армию, Флот, Авиацию, то что произойдёт? Правильно, все деньги от "нефте-газа" уйдут на это. А это надо Путину и его олигархам. Не для этого они "на галерах, как проклятые" служат, чтобы все бабки в металлолом вбухать. На кой им это? Они хотят жить на Западе, "вращаться" там, иметь виллы в Парижах и Венециях, а вы предлагаете им сидеть в бункере под Мухоранском. Не будет этого. Не выкинут они деньги в железяки и металлолом, чтобы "подраться" с Западом. Путину и олигархам надо чтобы на Западе просто "не лезли" в дела России со своими "правами человека", и позволили набивать карманы как хотят, мытаря народ. А воевать с Западом "по серьёзному", они не хотят. Поэтому "припугивать" Запад новыми видами вооружений, атомным оружием - будут, а воевать - нет. И не надо сказок про то что "Запад хочет напасть на Россию".. Кто хочет? Фамилии назовите поимённо? Меркель, Макрон? Кто ещё?
  35. +1
    20 декабря 2021 06:51
    "успешные" менеджеры экономят на всём, пример - импортный сухой док под авианесущий "Кузнецов" на Северном флоте - на берегу отключили э/энергию, а команда автономного электропитания на доке, в целях экономии была расформирована. Итог, только проектные работы на поднятие дока оцениваются в миллиард рублей.
    1. Комментарий был удален.
  36. -1
    20 декабря 2021 17:13
    Повреждения Проворного придуманы журналистами. Сгорела только надстройка, корпус не пострадал.
    Автор мог бы повнимательнее тему изучить, прежде чем предъявлять непроверенную информацию
    1. 0
      20 декабря 2021 19:16
      Повреждения Проворного придуманы журналистами. Сгорела только надстройка, корпус не пострадал.

      Да что вы говорите. Статья написана наутро после пожара.
      А фотки и видео с места пожара говорят сами за себя.
      1. 0
        8 января 2022 07:58
        Будете возражать, когда научитесь правильно указывать номера проектов строящихся фрегатов!
  37. 0
    4 января 2022 10:38
    При системе полной безответственности на любом уровне - так будет и впредь. Сгорел и ладно. НЕт бы всех кто отвечал за поставку оборонного заказа сразу сняли , а кой кого и посадили, что бы следующие не о воровстве думали, а о том ,как за не исполнение поручений в тюрьму не попасть.