Ждет ли нас бензин по 100?
Цены на бензин и дизельное топливо скоро снова начнут расти. Кто виноват, и что с этим делать?
В первой половине 2018 года в стране был отмечен настоящий топливный кризис. К маю цены на бензин выросли на 7,7%. После многочисленных акций протеста властям пришлось отреагировать и принять ряд мер, после чего ситуация на топливном рынке страны стабилизировалась. По политическим соображениям, правительство брало паузу с запланированным на 1 июля повышением акцизов на моторное топливо. Но вот теперь вице-премьер Козак сделал подарок всем автолюбителям и перевозчикам, объявив, что с Нового года акцизы таки будут увеличены на 2,7-3,7 тысячи рублей.
Всем адекватным людям понятно, что с 1 января 2019 года в стране начнется новый виток топливного кризиса. Но эксперты предупреждают, что произойти это все может даже раньше. Тому есть несколько причин:
1. Из-за девальвации рубля нефтяным олигархам выгоднее гнать топливо за рубеж. Поэтому «невидимая рыка рынка» просто гарантирует образование дефицита бензина и солярки в самой России. Только за август цена биржевая цена выросла на 8%.
2. Осенью на плановый ремонт уходят некоторые нефтеперерабатывающие заводы России. Например, полтора месяца будет простаивать Ангарский нефтехим.
Уже этой осенью, если не предпринять мер, вновь повторится ситуация начала года. Рост цен на моторное топливо трижды ударит по карманам россиян: 1) вырастет чек на АЗС для автолюбителей, 2) закономерно вырастут цены на прилавках магазинов из-за заложенной в них стоимости перевозки и 3) увеличится инфляция.
Пора бить тревогу? Что делают наши ответственные лица? Федеральная антимонопольная служба заверяет, что все под контролем, проблем с поставками топлива нет. Чиновники считают, что владельцы АЗС смогут обойтись без повышения ценников, поскольку накоплены значительные запасы топлива, а его производство в целом растет:
Но даже если допустить, что оптимизм антимонопольщиков имеет под собой некоторые основания, то надо помнить, что с Нового года как раз заканчивается налоговый маневр для нефтяников. Был повышен налог на добычу полезных ископаемых, и одновременно снижены таможенные пошлины. В правительстве уверяют, что не допустят резкого скачка цен на моторное топливо. Эксперты так комментируют способы, какими это может быть достигнуто:
На бумаге все выглядит красиво: сырьевикам будет одинаково выгодно работать и на внешнем, и на внутреннем рынке, а также в наваре останутся и НПЗ. Однако опасность для этой конструкции представляют внешние факторы: возможный резкий рост цен на нефть, западные санкции и девальвация национальной валюты.
– поясняют специалисты.
Если хитрый план Козака не сработает, то у властей останется только одна возможность, чтобы не допустить бензина по 100 рублей за литр – до 90% увеличить пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов. Но это может сработать только временно. Аналитик ИК «Цэрих Капитал Менеджмент» Сергей Королев указывает:
На возможный рецидив топливного кризиса работают такие факторы, как дальнейший мировой рост цен на нефть и продолжающаяся девальвация рубля.
В первой половине 2018 года в стране был отмечен настоящий топливный кризис. К маю цены на бензин выросли на 7,7%. После многочисленных акций протеста властям пришлось отреагировать и принять ряд мер, после чего ситуация на топливном рынке страны стабилизировалась. По политическим соображениям, правительство брало паузу с запланированным на 1 июля повышением акцизов на моторное топливо. Но вот теперь вице-премьер Козак сделал подарок всем автолюбителям и перевозчикам, объявив, что с Нового года акцизы таки будут увеличены на 2,7-3,7 тысячи рублей.
Всем адекватным людям понятно, что с 1 января 2019 года в стране начнется новый виток топливного кризиса. Но эксперты предупреждают, что произойти это все может даже раньше. Тому есть несколько причин:
1. Из-за девальвации рубля нефтяным олигархам выгоднее гнать топливо за рубеж. Поэтому «невидимая рыка рынка» просто гарантирует образование дефицита бензина и солярки в самой России. Только за август цена биржевая цена выросла на 8%.
2. Осенью на плановый ремонт уходят некоторые нефтеперерабатывающие заводы России. Например, полтора месяца будет простаивать Ангарский нефтехим.
Уже этой осенью, если не предпринять мер, вновь повторится ситуация начала года. Рост цен на моторное топливо трижды ударит по карманам россиян: 1) вырастет чек на АЗС для автолюбителей, 2) закономерно вырастут цены на прилавках магазинов из-за заложенной в них стоимости перевозки и 3) увеличится инфляция.
Пора бить тревогу? Что делают наши ответственные лица? Федеральная антимонопольная служба заверяет, что все под контролем, проблем с поставками топлива нет. Чиновники считают, что владельцы АЗС смогут обойтись без повышения ценников, поскольку накоплены значительные запасы топлива, а его производство в целом растет:
Достигнутые показатели указывают на отсутствие предпосылок для нарушения стабильного топливообеспечения автомобильным бензином внутреннего рынка РФ
Но даже если допустить, что оптимизм антимонопольщиков имеет под собой некоторые основания, то надо помнить, что с Нового года как раз заканчивается налоговый маневр для нефтяников. Был повышен налог на добычу полезных ископаемых, и одновременно снижены таможенные пошлины. В правительстве уверяют, что не допустят резкого скачка цен на моторное топливо. Эксперты так комментируют способы, какими это может быть достигнуто:
Власти справятся с проблемой роста цен на бензин с помощью отрицательного акциза для НПЗ. Механизм должен нивелировать повышенный ранее акциз и НДС, а также повышение налога на добычу полезных ископаемых
На бумаге все выглядит красиво: сырьевикам будет одинаково выгодно работать и на внешнем, и на внутреннем рынке, а также в наваре останутся и НПЗ. Однако опасность для этой конструкции представляют внешние факторы: возможный резкий рост цен на нефть, западные санкции и девальвация национальной валюты.
Слабый рубль и агрессивный рост мировых цен на нефть делают внутренний рынок менее конкурентным
– поясняют специалисты.
Если хитрый план Козака не сработает, то у властей останется только одна возможность, чтобы не допустить бензина по 100 рублей за литр – до 90% увеличить пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов. Но это может сработать только временно. Аналитик ИК «Цэрих Капитал Менеджмент» Сергей Королев указывает:
В долгосрочной перспективе цены на топливо на внутреннем рынке будут равны ценам на внешнем, это лишь вопрос времени
На возможный рецидив топливного кризиса работают такие факторы, как дальнейший мировой рост цен на нефть и продолжающаяся девальвация рубля.
Информация