Литва берет Белоруссию и Калининград в транспортную блокаду. Что делать?
Накануне на «Репортере» вышла публикация, в которой мы рассмотрели несколько вариантов решения проблемы изолированности Калининградской области от остальной территории Российской федерации. Высказанные в ней соображения вызвали явное помрачение рассудка у некоторых наших читателей, потому стоит внести в данный вопрос полную ясность.
Напомним, что мы рассмотрели три варианта установления надежной сухопутной транспортной связности с российским эксклавом: силовой и два мирных, к которым отнесли возможность территориального обмена с Литвой либо покупки у Вильнюса приграничного участка в Сувалкии для прокладки скоростной магистрали от Белоруссии до Калининградской области. Особо отметим, что военный сценарий мы тотчас отмели как несостоятельный и сделали упор исключительно на мирные, потому никто предъявить претензии в желании что-то там «аннексировать» не может.
К сожалению, политическая субъектность Вильнюса вызывает большие сомнения. Руководство Литвы готово само себе отпилить ногу, чтобы хоть как-то насолить России. Этот фактор плюс позиция США и блока НАТО, в целом, являются существенными препятствиями в реализации проекта Сувалкского коридора мирным путем. Однако стоящие перед нами сложности никоим образом не отменяют того факта, что проблема территориальной изолированности Калининградской области носит вполне реальный характер, и ее желательно все-таки решить. Давайте поговорим о контраргументах, высказанных нашими читателями, против идеи некоего размена России с Литвой.
Калининград ни в чем не нуждается
Увы, но это совсем не так. Калининградская область зажата между Польшей и Литвой, потому может снабжаться либо транзитом через эти страны, входящими в блок НАТО, либо морем, либо по воздуху. Воздушным путем много не навозишься, да и себестоимость доставленной таким образом продукции существенно возрастет. Остается морской путь, но следует учитывать, что Балтика – это фактически «внутреннее море» для Североатлантического альянса со всеми вытекающими из этого следствиями.
То, какие проблемы соседи из блока НАТО могут создать Калининграду, да и не только ему, можно понять по последним сообщениям. Так, из-за ситуации с нелегальными мигрантами на польско-белорусской границе США, Евросоюз и Великобритания ввели очередной пакет экономических санкций в отношении Минска. Со своей стороны, Вильнюс подготовил законопроект, который предусматривает запрет на импорт белорусских товаров и их транзит через территорию Литвы. И это очень серьезно.
С одной стороны, руками литовских властей коллективный Запад наносит мощный удар по белорусскому экспорту, в частности, по продаже за рубеж калийных удобрений, которые традиционно шли транзитом через порт Клайпеды. Просто так по щелчку пальцев переориентировать эти потоки на российскую Усть-Лугу не получится, не готова инфраструктура, а значит, официальный Минск рискует остаться без критически важной ему валютной выручки.
С другой стороны, принудительное закрытие транзита через Белоруссию – это еще и удар по Калининградской области. Не даст соврать губернатор Антон Алиханов, который высказался по этому поводу с большой озабоченностью:
Я очень переживаю, что слышны какие-то инициативы ограничить транзит белорусских товаров через территорию Литвы. И прошу у всех помощи. Вообще-то, есть Калининград. И помимо того, что через нас что-то может проходить транзитом, мы, вообще-то, и белорусские товары потребляем — продукты, стройматериалы и не только.
В частности, порядка 30% бетона, используемого для строительства в эксклаве, белорусского производства. Ну, и, конечно, Беларусь поставляет в Калининградскую область свои продукты питания. Перекрытие поставок стройматериалов и продуктов питания приведет к существенному росту их стоимости.
Заметим, что это всего лишь «эхо» европейских санкций в отношении Минска. Гораздо хуже будет, если соседи из стран НАТО начнут душить Калининград целенаправленно. Через Литву идет железнодорожный транзит в эксклав, а также поставляется российский газ. Перекрытие усилит социально-экономические проблемы изолированного региона. Да, построен приемный СПГ-терминал, но он пока бездействует, и поставки «голубого топлива» морем на Балтике несут массу рисков.
Вывод: проблема изолированности Калининградской области носит очень серьезный характер, это самая настоящая «ахиллесова пята» России, и ее надо как-то решать. Желательно, мирным путем.
Нужна ли БелАЭС?
Вторая претензия по публикации заключалась в том, что мы «негодяйски» высказали предположение о допустимости выкупа и закрытия БелАЭС в обмен на некий гипотетический сухопутный транспортный коридор через Литву к Калининграду. Некоторые отчаянные белорусы тотчас собрались начать партизанить против россиян, пуская под откос железнодорожные составы и подрывая мосты. Давайте поговорим об этом без лишних эмоций, ведущих к деструктивному поведению. Сразу скажем, что смотреть будем с колокольни российских национальных интересов, но и про белорусские постараемся не забыть.
Нужна ли России БелАЭС? Если честно, то нет. Это крайне сомнительный по своей экономической целесообразности проект, который был выбран по чисто политическим мотивам в ущерб строительству Балтийской АЭС в Калининградской области. Работающая в Белоруссии атомная станция снижает потребление российского газа и повышает степень ее независимости от Москвы. Это надо Минску, но надо ли нам?
Для России было бы гораздо выгоднее закрыть БелАЭС и вместо нее достроить Балтийскую АЭС, сделав свою Калининградскую область потенциальным экспортером электроэнергии. При этом можно было бы использовать уже готовое оборудование, то есть, «деньги на ветер» не были бы выброшены напрасно. Речь о «злодейском» банкротстве БелАЭС не идет, можно было бы ее у Минска просто выкупить. Напомним, что она строится российскими специалистами на российские же кредиты. Вполне можно было бы договориться с белорусами полюбовно.
Если такова цена за открытие в Сувалкии нового сухопутного транспортного коридора до Калининграда, то почему бы и нет? Между прочим, в условиях транспортной блокады со стороны Литвы Минск сам теперь крайне заинтересован в получении обходного пути. Если бы появилась новая магистраль, автомобильная и железнодорожная, идущая до эксклава, этот путь оказался бы для Беларуси предпочтительнее более длинного до Усть-Луги.
Но это так, мысли вслух. Очень легко найти 1000 причин, почему что-то нельзя сделать, вместо того чтобы искать способы, как осуществить желаемое, верно?
Информация