Литва берет Белоруссию и Калининград в транспортную блокаду. Что делать?

16

Накануне на «Репортере» вышла публикация, в которой мы рассмотрели несколько вариантов решения проблемы изолированности Калининградской области от остальной территории Российской федерации. Высказанные в ней соображения вызвали явное помрачение рассудка у некоторых наших читателей, потому стоит внести в данный вопрос полную ясность.

Напомним, что мы рассмотрели три варианта установления надежной сухопутной транспортной связности с российским эксклавом: силовой и два мирных, к которым отнесли возможность территориального обмена с Литвой либо покупки у Вильнюса приграничного участка в Сувалкии для прокладки скоростной магистрали от Белоруссии до Калининградской области. Особо отметим, что военный сценарий мы тотчас отмели как несостоятельный и сделали упор исключительно на мирные, потому никто предъявить претензии в желании что-то там «аннексировать» не может.



К сожалению, политическая субъектность Вильнюса вызывает большие сомнения. Руководство Литвы готово само себе отпилить ногу, чтобы хоть как-то насолить России. Этот фактор плюс позиция США и блока НАТО, в целом, являются существенными препятствиями в реализации проекта Сувалкского коридора мирным путем. Однако стоящие перед нами сложности никоим образом не отменяют того факта, что проблема территориальной изолированности Калининградской области носит вполне реальный характер, и ее желательно все-таки решить. Давайте поговорим о контраргументах, высказанных нашими читателями, против идеи некоего размена России с Литвой.

Калининград ни в чем не нуждается


Увы, но это совсем не так. Калининградская область зажата между Польшей и Литвой, потому может снабжаться либо транзитом через эти страны, входящими в блок НАТО, либо морем, либо по воздуху. Воздушным путем много не навозишься, да и себестоимость доставленной таким образом продукции существенно возрастет. Остается морской путь, но следует учитывать, что Балтика – это фактически «внутреннее море» для Североатлантического альянса со всеми вытекающими из этого следствиями.

То, какие проблемы соседи из блока НАТО могут создать Калининграду, да и не только ему, можно понять по последним сообщениям. Так, из-за ситуации с нелегальными мигрантами на польско-белорусской границе США, Евросоюз и Великобритания ввели очередной пакет экономических санкций в отношении Минска. Со своей стороны, Вильнюс подготовил законопроект, который предусматривает запрет на импорт белорусских товаров и их транзит через территорию Литвы. И это очень серьезно.

С одной стороны, руками литовских властей коллективный Запад наносит мощный удар по белорусскому экспорту, в частности, по продаже за рубеж калийных удобрений, которые традиционно шли транзитом через порт Клайпеды. Просто так по щелчку пальцев переориентировать эти потоки на российскую Усть-Лугу не получится, не готова инфраструктура, а значит, официальный Минск рискует остаться без критически важной ему валютной выручки.

С другой стороны, принудительное закрытие транзита через Белоруссию – это еще и удар по Калининградской области. Не даст соврать губернатор Антон Алиханов, который высказался по этому поводу с большой озабоченностью:

Я очень переживаю, что слышны какие-то инициативы ограничить транзит белорусских товаров через территорию Литвы. И прошу у всех помощи. Вообще-то, есть Калининград. И помимо того, что через нас что-то может проходить транзитом, мы, вообще-то, и белорусские товары потребляем — продукты, стройматериалы и не только.

В частности, порядка 30% бетона, используемого для строительства в эксклаве, белорусского производства. Ну, и, конечно, Беларусь поставляет в Калининградскую область свои продукты питания. Перекрытие поставок стройматериалов и продуктов питания приведет к существенному росту их стоимости.

Заметим, что это всего лишь «эхо» европейских санкций в отношении Минска. Гораздо хуже будет, если соседи из стран НАТО начнут душить Калининград целенаправленно. Через Литву идет железнодорожный транзит в эксклав, а также поставляется российский газ. Перекрытие усилит социально-экономические проблемы изолированного региона. Да, построен приемный СПГ-терминал, но он пока бездействует, и поставки «голубого топлива» морем на Балтике несут массу рисков.

Вывод: проблема изолированности Калининградской области носит очень серьезный характер, это самая настоящая «ахиллесова пята» России, и ее надо как-то решать. Желательно, мирным путем.

Нужна ли БелАЭС?


Вторая претензия по публикации заключалась в том, что мы «негодяйски» высказали предположение о допустимости выкупа и закрытия БелАЭС в обмен на некий гипотетический сухопутный транспортный коридор через Литву к Калининграду. Некоторые отчаянные белорусы тотчас собрались начать партизанить против россиян, пуская под откос железнодорожные составы и подрывая мосты. Давайте поговорим об этом без лишних эмоций, ведущих к деструктивному поведению. Сразу скажем, что смотреть будем с колокольни российских национальных интересов, но и про белорусские постараемся не забыть.

Нужна ли России БелАЭС? Если честно, то нет. Это крайне сомнительный по своей экономической целесообразности проект, который был выбран по чисто политическим мотивам в ущерб строительству Балтийской АЭС в Калининградской области. Работающая в Белоруссии атомная станция снижает потребление российского газа и повышает степень ее независимости от Москвы. Это надо Минску, но надо ли нам?

Для России было бы гораздо выгоднее закрыть БелАЭС и вместо нее достроить Балтийскую АЭС, сделав свою Калининградскую область потенциальным экспортером электроэнергии. При этом можно было бы использовать уже готовое оборудование, то есть, «деньги на ветер» не были бы выброшены напрасно. Речь о «злодейском» банкротстве БелАЭС не идет, можно было бы ее у Минска просто выкупить. Напомним, что она строится российскими специалистами на российские же кредиты. Вполне можно было бы договориться с белорусами полюбовно.

Если такова цена за открытие в Сувалкии нового сухопутного транспортного коридора до Калининграда, то почему бы и нет? Между прочим, в условиях транспортной блокады со стороны Литвы Минск сам теперь крайне заинтересован в получении обходного пути. Если бы появилась новая магистраль, автомобильная и железнодорожная, идущая до эксклава, этот путь оказался бы для Беларуси предпочтительнее более длинного до Усть-Луги.

Но это так, мысли вслух. Очень легко найти 1000 причин, почему что-то нельзя сделать, вместо того чтобы искать способы, как осуществить желаемое, верно?
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    24 декабря 2021 11:37
    Что за паникер завелся. Сколько в мре островных государств. Тайвань прекрассно развивается и не пытаются кричать караул. Паникеров давно пора в северные районы отправлять, там вон ж/д новую строить надо.
    1. -3
      24 декабря 2021 12:09
      Сколько в мре островных государств. Тайвань прекрассно развивается и не пытаются кричать караул.

      А кто Тайвань блокирует?

      Паникеров давно пора в северные районы отправлять, там вон ж/д новую строить надо.

      Ок. Но давайте начнем с дураков и предателей
  2. +6
    24 декабря 2021 11:40
    ...Остается морской путь, но следует учитывать, что Балтика – это фактически «внутреннее море» для Североатлантического альянса со всеми вытекающими из этого следствиями....

    Автор не может понять, что блокада морем (общечеловеческое достояние) это объявление войны. Со всеми вытекающими, в первую очередь для этих борзых прибалтов. Которых , вполне возможно, будут "защищать" паханы из НАТО ровно так же, как греков , турков, и прочих членов этого "союза". Сухопутные коридоры закрыть по своей территории- это вполне возможно. Воздушные- дорогие, и облёт территории то же будет осуществлён по закрытию воздушного пространства. Но, морская блокада- это уже из области шизофрении.
  3. -6
    24 декабря 2021 12:07
    Но, морская блокада- это уже из области шизофрении.

    Из области шизофрении - это твои рассуждения про изменение генома человека. hi
  4. +1
    24 декабря 2021 12:30
    Если будут вредничать и что-то закрывать, то воздушное пространство и территория РФ и Белоруссии также будет закрыта для них. А вот тут уже завизжат
  5. +2
    24 декабря 2021 12:36
    Есть один способ- это укреплять ВМФ Калининградской области, военно-морскую базу . Строить новые корабли, самолёты и верфи.
    Остальное от лукавого.
  6. 0
    24 декабря 2021 12:56
    Проблема решается. И пусть попробуют помешать:

    https://www.rbc.ru/spb_sz/31/08/2021/612dcf479a79473e1c2fe8f2
  7. +2
    24 декабря 2021 14:08
    что делать? закрыть границу с Литвой (РБ) и транзит для её товаров, и вообще закрыть росс рынок
  8. +2
    24 декабря 2021 15:11
    Я бы предложил проложить гиперлуп по морскому дну. Т.е. пневмопочту.
    1. 0
      25 декабря 2021 06:52
      А не проще Метрострою прорыть тунель (100 км) под Сувалкским коридором. Что там говорят законы общечеловеков насчет подземелья?
  9. +6
    24 декабря 2021 15:17
    Литва ничего не перекроет. Ей уже предметно объяснили её место под лавкой. Лишив рынка Китая.
    Теперь они сидят тихо и радуются любой крохе с барского стола.
    Этой осенью России пришлось отправить через Клайпеду около 1 млн. тонн угля. В связи с ураганным спросом. И что, они отказались?
    А как они перекроют транзит в Калининград? Алиханов человек молодой, излишне эмоциональный и несдержанный на язык. Что уже отмечалось.

    — А вы вернете эти выплаты, компенсации за детский сад?
    — Нет.
    — Почему?
    — По кочану.

    Язык работает быстрее головы.
    Литва сейчас сама висит на подпитке от БелАЭС, которую ещё полгода назад призывала бойкотировать всех, включая Украину. А сейчас тихонечко подсасывает и про бойкот забыла. А газ там российский. СПГ погоды не делает, тем более, что он тоже российский, независимо от того, кто его привёз.
    В случае конфликта Беларусь и Россия перекроют ж.д. сообщение с востоком полностью. Закроют свои рынки. Рынок самой Литвы ничего не значит. И выручать Литву никто не будет. Учитывая энергетические свары в Прибалтике, электровойну между Норвегией и Швецией. ЕС - "Воронья слободка" (если кто помнит Ильфа и Петрова).

    Нужна ли России БелАЭС? Если честно, то нет.

    Хорошо, что вас забыли спросить. Если бы не была нужна, её бы и не строили. АЭС строятся на перспективу развития территорий. Учитывая зелёные тренды, она скоро будет обеспечивать всю Прибалтику и север Украины. А может и Польшу. Судя по тому, что Украина и Польша ведут переговоры с Westinghouse, ничем хорошим это не кончится, а время и ресурсы будут потеряны. И придётся всем вокруг подсесть на БелАЭС. Даже Польше придётся поставить ВПТ и сосать агрессивную и нелегитимную электроэнергию.
    Ну и пора понять, что про НАТО можно начинать забывать. Это уходящий персонаж, что хорошо видно по отношению к требованиям России по безопасности. Самые героичные - типа Эстонии и Исландии (у этой вообще армии нет, один героизм). А вот те, от кого что то зависит - готовы обсуждать.
    Спускать в унитаз миллиарды (по примеру Литвы) никому в голову не придёт.
  10. -1
    24 декабря 2021 16:52
    Какой то Бред. Когда хотели перекрывать Кенигсберг? Вот ,,единственный,, союзник грозил перекрыть газо и нефтепроводы, начать возить соль в Усть-Лугу, ввести свои ,,санкции,, может просто не сможет России поставлять беларуские криветки, яблоку, др. экзотические товары, которые издревле производятся только в Беларуси? А АЭС и так Россия заберет за долги!
  11. +1
    24 декабря 2021 18:19
    Территория Сувалки уже была куплена Сталиным в 1939 году у Германии.Деньги были заплачены.Надо просто начать судебный процесс.Или деньги назад или участок.
  12. 0
    24 декабря 2021 21:19
    давно пора запустить паромы штук пять.усть -луга -калининград. дождались
  13. Комментарий был удален.
  14. 123
    +2
    24 декабря 2021 23:56
    В апреле 2016 года Александр Новак, занимавший в то время пост министра энергетики РФ, сообщал журналистам, что Россия ведет переговоры с потенциальными покупателями электроэнергии с Балтийской АЭС. "В настоящее время строительство Балтийской АЭС приостановлено. Приостановлено по причине того, что идут переговоры с покупателями электроэнергии"...
    Госкорпорация "Росатом" сообщила о своей готовности к переговорам с потенциальными инвесторами по проекту Балтийской АЭС.

    https://www.interfax.ru/world/776709

    1) Строительство заморозили 5 лет назад потому что нет договоренности с покупателями. С тех пор мало что изменилось. Тектонические сдвиги конечно есть, но материки движутся не так быстро как хотелось бы, границы с другими соседями кроме Литвы и Польшы там в обозримом будущем не предвидится. Кому собрались продавать электроэнергию не понятно. Строить АЭС без гарантированного сбыта электроэнергии редкостная глупость. Или есть информация что Польша с Литвой изменят свою позицию?
    2) Увязка транзита с АЭС довольно странная. При чем тут станция вообще не понятно. request
    3) Рассуждать о закрытии АЭС у другой суверенной стране, тем боле только что построенной вообще запредельный маразм, покруче закрытия своей АЭС Литвой. Да еще и похоже с элементами мании величия. Осталось только треуголку примерить. АЭС не ваша, страна тоже. И сомневаюсь что белорусы вашим мнением по данному вопросу интересовались.
    p.s.

    явное помрачение рассудка у некоторых наших читателей

    Похоже в этом учреждении кто раньше встал, успел халат надеть, тот диагнозы и ставит winked
  15. но следует учитывать, что Балтика – это фактически «внутреннее море» для Североатлантического альянса со всеми вытекающими из этого следствиями

    Три прибалтийские страны и Польша - это всё, что стоит в противовес России в прилежащем к Калининграду регионе.
    С какого (очередного) перепугу это «внутреннее море» НАТО?
  16. Комментарий был удален.