Есть ли смысл в «реновации» среднемагистрального лайнера Ту-204


Накануне произошло очень важное событие. Официально свой первый полет успешно совершил российский среднемагистральный лайнер МС-21 с полностью «импортозамещенным» композитным крылом. Поскольку свой собственный авиадвигатель ПД-14 у нас уже имеется, осталось только решить вопросы по авионике и прочему бортовому электронному оборудованию. После этого можно будет уверенно говорить о возрождении отечественного гражданского авиастроения, что, несомненно, является крайне позитивным трендом. Но, возможно, есть более простой путь?


МС-21


МС-21 по праву считается нашей «большой белой надеждой». Благодаря широкому использованию полимерных композитных материалов в конструкции «черного крыла» и элементов хвостового оперения, разработчикам удалось снизить общую массу самолета и сделать необычайно широким салон, характерный, скорее, для дальнемагистральных, а не среднемагистральных лайнеров. В зависимости от комплектации, МС-21 сможет перевозить от 130 до 211 пассажиров. Российский самолет получится на редкость удачным, не только не уступающим, но по ряду характеристик даже превосходящих американских, европейских и китайских конкурентов.

Неудивительно, что США посчитали необходимым с самого начала устроить МС-21 «тяжелую жизнь», введя санкции вначале в отношении поставок импортных композитных материалов, а потом и в отношении авионики и прочего бортового оборудования для производства российского лайнера. Да, самолет так же, как и «Суперджет», изначально планировали выпускать в международной кооперации. Доля комплектующих российского производства по первоначальным планам должна была составлять всего лишь 38%, в 2014 году ее повысили до 50%. Потом начала фигурировать цифра в 80%, которой должен соответствовать лайнер к моменту серийного производства. Самые смелые планы локализации предполагают довести ее до 97%.

Таким образом, проблема зависимости от «западных партнеров» дала о себе знать и в ближнемагистральном «Суперджете», и в среднемагистральном МС-21. Как видно, она постепенно решается: за несколько лет были созданы отечественные полимерные композиты, по счастью, своевременно начались работы над своим двигателем ПД-14. Из принципиальных моментов – осталось решить вопрос с бортовой электроникой, что может оказаться самой трудной задачей из всех. Несомненно, в итоге будет решена и эта проблема, но все это означает неизбежное растягивание сроков. Можно ли было всего этого избежать?

Как ни странно, да. И речь даже не о том, что МС-21 надо было изначально проектировать как полностью отечественный. Дело в том, что у нас уже есть свой собственный среднемагистральный лайнер.

Ту-204/214


Узкофюзеляжный среднемагистральный лайнер Ту-204 совершил свой первый полет в 1989 году и начал эксплуатироваться в 1996-м. Есть около 20 модификаций самолета: пассажирский, грузовой, специальный и другие. В зависимости от комплектации, Ту-204/214 может перевозить от 142 до 215 пассажиров, что делает его прямым конкурентом МС-21. Но, в отличие от современного проблемного лайнера, позднесоветский уже имеет порядка 50 международных и российских сертификатов безопасности и дополнений к ним. В 2002 года самолёт Ту-204-100 № 64011 авиакомпании «Сибирь» на деле показал свою надежность: полностью выработав все топливо, он сумел безопасно приземлиться в аэропорту Омска с неработающими двигателями.

Самое интересное в этом всем то, что Ту-204/214 не только эксплуатируется, но и по-прежнему производится в Ульяновске, пусть и крайне малой серией. Иначе говоря, сохранилась и производственная, и компонентная база, которая с советского времени была ориентирована на внутренние ресурсы. Вот и спрашивается, а почему все так носятся с МС-21, когда давным-давно есть его одноклассник Ту-204/214?

Вопрос очень интересный, и на него можно ответить по-разному.

С одной стороны, критики вполне справедливо указывают, что двигатели ПС-90А, которыми оснащен лайнер советской разработки, более «прожорливы», чем американские и европейские, да и наш новый ПД-14. По этой причине от его коммерческой эксплуатации в 2018 году отказалась последняя частная авиакомпания Red Wings. Теперь на Ту-204/214 летает специальный авиаотряд, «Почта России», а также есть планы превращения самолета в военный противолодочный.

С другой стороны, уже освоено производство современных экономичных и экологичных двигателей ПД-14, а также полимерных композитных материалов, которые можно использовать для облегчения конструкции крыльев и элементов оперения. Почему бы не применить эти наработки на Ту-204/214, заменив ПС-90А на силовые установки последнего поколения и поставив новые «черные крылья»? Технические характеристики позднесоветского лайнера тогда значительно повысятся, он вновь сможет на равных конкурировать с американскими, европейскими и китайскими самолетами.

Определенный смысл в «реновации» Ту-204/214 имеется. Вся компонентная база давно имеется в наличии, нет необходимости вкладывать какие-то огромные средства в новое импортозамещение. Производители, несомненно, будут рады увеличению заказов на обновленный самолет. Тогда Россия сможет параллельно выпускать и МС-21, и Ту-214М, унифицировав силовые установки, ряд конструктивных элементов, что позволило бы вдвое быстрее снизить зависимость от иностранного авиапарка и предоставить потенциальным иностранным заказчикам больший выбор. Наверное, об этом стоит хотя бы подумать.
52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Руса Офлайн Руса
    Руса 26 декабря 2021 12:47
    +1
    Для того, чтобы провести "реновацию" ТУ-204 и запустить его в массовое производство, нужна лишь воля российской власти, включая правительство. Пустозвонство функционеров уже никому не интересно, кроме них самих.
  2. Dan Офлайн Dan
    Dan (Daniel) 26 декабря 2021 12:55
    -2
    Наверное, об этом стоит хотя бы подумать.

    Думать можно, делать - вряд ли. Вопрос первый - зачем? Что 204 может сделать лучше 21? Если такое найдется, то можно оставить штучное производство. Если нет, то надо проект 204 закрывать, а все усилия сосредоточить на 21, чтобы не 70 самолетов в год были нашей голубой мечтой, а все 150. И для гражданского и для военного назначения. Создать т.н. ,конвейер", этакую нормальную серию. А вместо усилий конструкторов на переделки 204, напрячься и создать надлежащий сервис, который сегодня у Сухого хромает на обе ноги, и на 21 пока думаю не лучше. Нет смысла упираться в две разные, но конкурирующие конструкции.
    1. Маржецкий Онлайн Маржецкий
      Маржецкий (Сергей) 26 декабря 2021 13:25
      +2
      Напротив, наши производственные возможности не позволят массово производить МС-21.
      Параллельное производство двух сопоставимых самолетов может позволить быстрее закрыть потребности страны и организовать экспорт.
      Закрытие проекта Ту-214 - это прямое вредительство, ИМХО.
      1. Dan Офлайн Dan
        Dan (Daniel) 26 декабря 2021 14:57
        +1
        Цитата: Маржецкий
        Параллельное производство двух сопоставимых самолетов может позволить быстрее закрыть потребности страны и организовать экспорт.

        Не надо делать параллельное производство. Надо развивать блочно-модульное строительство. Как у "Арбуза". И вообще, каждое КБ должно иметь свою направленность, а не сталкиваться лбами у одной цели. Вот где вредительство. На танках поняли, может когда и до авиаторов дойдет. СССР примерно так и строил - Як - регионалы, Ту - среднемагистральные, Ил - дальнего действия. И не путались друг у друга под ногами... Во всяком случае, мне так представляется.
        1. gunnerminer Офлайн gunnerminer
          gunnerminer (gunnerminer) 26 декабря 2021 15:54
          -8
          А манагеров тоже наймут таких как у "Арбуза"?
        2. Маржецкий Онлайн Маржецкий
          Маржецкий (Сергей) 27 декабря 2021 07:03
          0
          Вы не учитываете тот факт, что отечественная промышленность не может выпускать самолеты массово. Будут делать по чайной ложке в год. Это объективная реальность.
          Ту-214 УЖЕ готов, УЖЕ сертифицирован, УЖЕ есть компонентная база, УЖЕ производится, УЖЕ подготовлены пилоты под него.
          МС-21 ЕЩЕ не сертифицирован и ЕЩЕ НЕ понятно, когда начнет производиться. И ОН ВСЕ РАВНО будет частично зависеть от импортных комплектующих.
          Два самолета в одном классе могут быстрее ликвидировать зависимость от иностранной авиатехники и дать потенциальным покупателям больше выбора.
          П.С.
          я уж не стал прямо писать, но вредительством было начинать МС-21, когда можно было просто провести реновацию Ту-214, равно как и Суперджет был откровенным вредительством при наличии готового Ту-334.
          1. Dan Офлайн Dan
            Dan (Daniel) 27 декабря 2021 12:44
            0
            Цитата: Маржецкий
            Ту-214 УЖЕ готов, УЖЕ сертифицирован, УЖЕ есть компонентная база, УЖЕ производится, УЖЕ подготовлены пилоты под него.

            Добавьте туда, что от его эксплуатации УЖЕ отказались коммерческие компании. А как бы мы не оценивали капитализм, продукция производства должна окупаться, а не быть дотационной в эксплуатации.

            Цитата: Маржецкий
            отечественная промышленность не может выпускать самолеты массово

            Та что сегодня существует, конечно не может. И чем больше модельный ряд, тем меньше она это сможет в будущем. Что тут непонятного? Зачем выпускать продукцию, которую не берут?

            Цитата: Маржецкий
            вредительством было начинать МС-21, когда можно было просто провести реновацию Ту-214, равно как и Суперджет был откровенным вредительством при наличии готового Ту-334.

            Возможно. Но это уже случилось, и назад пути нет. Сегодня надо решать вопросы ускорения расширения производства через освобождение имеющихся мощностей от невостребованных моделей и строительство новых заводов в перспективе.
            1. Маржецкий Онлайн Маржецкий
              Маржецкий (Сергей) 27 декабря 2021 15:48
              -1
              Добавьте туда, что от его эксплуатации УЖЕ отказались коммерческие компании. А как бы мы не оценивали капитализм, продукция производства должна окупаться, а не быть дотационной в эксплуатации.

              Двигатели надо поменять и все

              Та что сегодня существует, конечно не может. И чем больше модельный ряд, тем меньше она это сможет в будущем. Что тут непонятного? Зачем выпускать продукцию, которую не берут?

              Двигатели надо поменять и все.
              1. Dan Офлайн Dan
                Dan (Daniel) 27 декабря 2021 16:03
                +1
                Цитата: Маржецкий
                Двигатели надо поменять и все

                И все? Так просто??? И чего это кроме вас никто до этого не догадался? Срочно Мантурову письмо пишите. То-то обрадуется новым идеям.... laughing
                1. Маржецкий Онлайн Маржецкий
                  Маржецкий (Сергей) 27 декабря 2021 16:41
                  0
                  Мантурову это просто на фиг не нужно. Как и всем отечественным либералам.
                  Им бы бабки пилить и страну привязывать на кооперацию с западными партнерами
              2. Adler77 Офлайн Adler77
                Adler77 (Denis) 27 декабря 2021 19:58
                0
                Ну наверное и в жигулях поменять двигатель и все, делов то;)
              3. Dark Merlin Офлайн Dark Merlin
                Dark Merlin (Александр) 29 декабря 2021 13:31
                +1
                Цитата: Маржецкий
                Двигатели надо поменять и все.

                Эти слова полностью отменяют все плюшки от того, что...

                Цитата: Маржецкий
                Ту-214 УЖЕ готов, УЖЕ сертифицирован, УЖЕ есть компонентная база, УЖЕ производится, УЖЕ подготовлены пилоты под него.

                Самолет, у которого "двигатели надо поменять и все", сертифицируется как новый, а по объему разработки и подводных камней не лучше нового. Американцы тоже вон считали, что они на 737ом "двигатели поменяют и все"...
            2. Pete Mitchell Офлайн Pete Mitchell
              Pete Mitchell (Pete Mitchell) 30 декабря 2021 03:09
              +1
              Цитата: Маржецкий
              Ту-214 УЖЕ готов, УЖЕ.

              Идеи автора статьи мне тоже близки и понятны, но поддержу коллегу

              Цитата: Dan
              Возможно. Но это уже случилось, и назад пути нет. Сегодня надо решать вопросы ускорения расширения производства через освобождение имеющихся мощностей от невостребованных моделей и строительство новых заводов в перспективе.

              .. Добавлю ещё развивать цепочку поддержки 21го. Если производственники осилят и манагеры не оплашают, то на своей территории будет шанс подвинуть 320/737. Военным платформа этого класса очень нужна, кроме всего прочего.
              Локализованные МС и Сухой имеют шанс в своей стране, а там кто ещё подтянется…
      2. Adler77 Офлайн Adler77
        Adler77 (Denis) 26 декабря 2021 19:53
        +2
        Потребности на сегодня и так закрыты… иномарками. Что бы заработало массовое производство наших самолетов необходимо обязать регистрировать самолеты в России, а не на британских вергинских островах.
        Британия одним движением может остановить весь авиационный трафик России, просто приостановив регистрацию самолетов.
        Ту 204 это копия Боинг 757 один в один.
        У меня под окнами оба стоят, неотличимы)
        Ту 204 Это уже прошлое. МС - 21 и суперджет это будущее.
        Ту 204 необходимо массово использовать ВВС было бы желание МО.
        1. Маржецкий Онлайн Маржецкий
          Маржецкий (Сергей) 27 декабря 2021 06:59
          -1
          Ту-204 сделали "прошлым" искусственно. У него может быть хорошее будущее с новыми двигателями.
          1. Adler77 Офлайн Adler77
            Adler77 (Denis) 27 декабря 2021 20:01
            +1
            Как это понять, сделали прошлым искусственно?
            Конечно с новыми двигателями он может обрести новую жизнь. Но все равно МС - 21 это перспектива значительно более интересная.
          2. alex.shilov Офлайн alex.shilov
            alex.shilov (Алексей) 28 декабря 2021 13:57
            0
            На Ту-204 оснастку уже порезали и сдали в лом, какое у него может быть будущее. Самолет снят с производства окончательно, его уже не на чем делать.
  3. Олег Ермаков (Олег Ермаков) 26 декабря 2021 15:46
    +3
    Пусть конкурируют, тем более черное крыло теперь доступно и для Ту-шек, моторы ПД-14, в любом случае надо ставить и на Ту 204/214, это очевидно, а инозакзчикам можно слегка-"чего изволите" хотите наш движек, пожалуйста, ваш ради Бога. Конкуренция всегда хорошо. Только то количество новых самолетов, требуемое в РФ, а в будующем оно будет увеличеваться в разы, ибо амортизация старых и без того б/ушных боингов, аэрбасов будет кратным. Не исключаю в будующем слияния Ту с Мс-ом. Кто-то кового-то выкупит, и завертится по новому.
    1. Dan Офлайн Dan
      Dan (Daniel) 27 декабря 2021 12:48
      0
      Цитата: Олег Ермаков
      черное крыло теперь доступно и для Ту-шек, моторы ПД-14, в любом случае надо ставить и на Ту 204/214

      Это все возможно при перепроектировании самолета. А это работа, не дешевая и влекущая за собой все те же испытания и сертификацию. Скажите - зачем? Если уже есть МС-21. Да и сервис организовывать для одной модели самолета дешевле, чем для нескольких.
      1. Маржецкий Онлайн Маржецкий
        Маржецкий (Сергей) 27 декабря 2021 15:48
        -1
        МС-21 пока что нет. Под него нет своей авионики и еще много чего.
        1. Dan Офлайн Dan
          Dan (Daniel) 27 декабря 2021 16:06
          +1
          Цитата: Маржецкий
          МС-21 пока что нет. Под него нет своей авионики и еще много чего.

          Авионика - совокупность электронных систем, в основном пилотажно-навигационных, устанавливаемых на борту воздушного судна.

          Стесняюсь спросить, а как он испытания проходил, летал без этих систем? Может вы что-то иное имели ввиду?

          Лётные сертификационные испытания среднемагистрального узкофюзеляжного лайнера МС-21-300 завершены, в ближайшее время самолёт получит сертификат типа. Об этом сообщил министр промышленности и торговли Денис Мантуров в интервью ТК «Россия 24»

          Так что самолет есть, нет производства, пока. А вот 204 кроме бюджетников никто не берет. Вы как его судьбу в ГВФ видите? Стоящим в отстое, как не приносящего прибыль?
          1. Маржецкий Онлайн Маржецкий
            Маржецкий (Сергей) 27 декабря 2021 16:43
            0
            Для МС-21 закупили большую партию бортовой электроники перед запретом на ее поставку в России. Пока юзают именно запасы. Серийного производство на складском запасе не построишь.

            А вот 204 кроме бюджетников никто не берет. Вы как его судьбу в ГВФ видите? Стоящим в отстое, как не приносящего прибыль?

            Ту-214 целенаправленно загнобили. С новыми двигателями он может получить вторую жизнь.
  4. gunnerminer Офлайн gunnerminer
    gunnerminer (gunnerminer) 26 декабря 2021 15:56
    -1
    Ту-204 пустить на переоборудование под самолет дальней ПЛО.А то с Ил-38Н , и с Ту-142М совсем плохи дела.
    1. Adler77 Офлайн Adler77
      Adler77 (Denis) 26 декабря 2021 19:55
      +1
      Это очевидно всем, но «воз и ныне там»…
  5. wolf46 Офлайн wolf46
    wolf46 26 декабря 2021 18:11
    +3
    На январь 2017 года в авиапарке МинОбороны насчитывалось больше 20 среднемагистральных лайнеров Ту-154: 14 Ту-154Б-2 (1979-1985 годы выпуска), к которым относится самолет, разбившийся под Сочи, и семь - Ту-154М (1986-2013). Спустя 2 года парк военного ведомства пополнился самолётом Ту-154М, 2005 года выпуска, в 2018 году прошёдшим капитально-восстановительный ремонт на заводе "Авиакор".
    Так что только под узкие задачи (ПЛО, разведка и т.п.) может рассматриваться Ту-204.
    1. Маржецкий Онлайн Маржецкий
      Маржецкий (Сергей) 27 декабря 2021 06:57
      -1
      Вас не смущают годы выпуска перечисленных самолетов? Особенно то, что они уже сняты с производства?
      Ту-214М после модернизации может выполнять самый широкий круг задач - и в военной сфере, и в гражданской.
      1. wolf46 Офлайн wolf46
        wolf46 27 декабря 2021 07:54
        +1
        Конечно, поражает: оптимальной была бы постепенная замена 154-ых 40-летней давности на 204-ые. Но военные предпочитают восстанавливать снятые с "гражданки" борта. Вышеуказанный самолет принадлежал упраздненной авиакомпании "Континент" и простоял несколько лет в аэропорту Красноярска..
  6. Сергей Латышев (Серж) 26 декабря 2021 18:22
    0
    Идея то хорошая.
    но раз 22 год подходит, а ни кто нифига так даже не пытался, то...значит никому это и не нужно.
    казалось бы - есть готовая опробованая модель. Бери, и модернизируй. Двигатели, авионику, материалы меняй...
    Но... видно на таком много не отмыть...
    А Медведев и К всяко боинги больше любит...
    1. Adler77 Офлайн Adler77
      Adler77 (Denis) 26 декабря 2021 19:57
      0
      Медведев экономист, либерал, глобалист. Для него протекционизм неприемлем. Хотя может он уже изменился …
  7. Смирнов Сергей (Смирнов Сергей) 26 декабря 2021 23:33
    0
    Обновление? А зачем формировать внутреннюю конкуренцию? Вбухивать деньги в разработку и сертификацию? Формировать 2 паралленьные системы сервисного обслуживания и подготовки пилотов? Зачем тратить все эти ресурсы? Проще в Ульяновске развернуть производства мс21 в вариантах для военных или спецотряда.
    1. Маржецкий Онлайн Маржецкий
      Маржецкий (Сергей) 27 декабря 2021 06:54
      0
      Дело в том, что под Ту-214 все это УЖЕ есть
    2. Железный Феликс (Валерий Фридрих) 30 января 2022 21:38
      0
      какой Ульяновск??!! Але!! Для него серийное производство построили в Иркутске
  8. мыкола ковач (мыкола ковач) 26 декабря 2021 23:54
    -1
    Не думаю, что фирма Сухой наладит серийное производство МС-21.Надо новый завод строить ,а Ульяновск и Казань хоть щас запустят массовое производство ТУ-204 с новыми движками.Но тогда КАК воровать путиноидам, присосавшимся к новому проекту?Кодла хочет жрать.Уже внуки выросли и тредуют себе яхты и виллы в Нице.
    1. mister-red Офлайн mister-red
      mister-red 27 декабря 2021 00:54
      0
      Цитата: мыкола ковач
      Не думаю, что фирма Сухой наладит серийное производство МС-21.

      А какое отношение имеет Сухой к МС-21?

      Ульяновск и Казань хоть щас запустят массовое производство ТУ-204 с новыми движками.

      Сказано же, что последняя авиакомпания отказалась от этого самолёта. Кто покупать будет?

      Но тогда КАК воровать путиноидам, присосавшимся к новому проекту?Кодла хочет жрать.Уже внуки выросли и тредуют себе яхты и виллы в Нице.

      Верояnно плохо вообще разбираешься в этом вопросе. Самые большие неконтролируемые деньги это период НИОКР и подготвоки первых образцов. Он уже закончился. В серийном производстве таких возможностей гораздо меньше. Если сделали и удачно, то нужно строить серией.
      1. Маржецкий Онлайн Маржецкий
        Маржецкий (Сергей) 27 декабря 2021 06:55
        0
        Сказано же, что последняя авиакомпания отказалась от этого самолёта. Кто покупать будет?

        Отказались из-за старого двигателя. С новым лайнер будет полностью конкурентоспособным
        1. mister-red Офлайн mister-red
          mister-red 27 декабря 2021 10:58
          0
          Цитата: Маржецкий
          Сказано же, что последняя авиакомпания отказалась от этого самолёта. Кто покупать будет?

          Отказались из-за старого двигателя. С новым лайнер будет полностью конкурентоспособным

          Откуда такая уверенность?
          Походу не понимаете, что такое распил бюджета. Это когда что-то сделали, потом типа это уже не нужно, давайте ещё что-нибудь зафигячим или помодернизируем.
          Ремотризация это деньги и время. Авионика самолёта уже устарела, надо новую. И т.д. и т.п.
          Как тут сказали самолёт в целом неплохой, для Минобороны и МЧС сойдёт, там всё не так критично, главное что надёжный. Вот пусть и делают для них
  9. Маржецкий Онлайн Маржецкий
    Маржецкий (Сергей) 27 декабря 2021 15:50
    -1
    Цитата: mister-red
    Цитата: Маржецкий
    Сказано же, что последняя авиакомпания отказалась от этого самолёта. Кто покупать будет?

    Отказались из-за старого двигателя. С новым лайнер будет полностью конкурентоспособным

    Откуда такая уверенность?
    Походу не понимаете, что такое распил бюджета. Это когда что-то сделали, потом типа это уже не нужно, давайте ещё что-нибудь зафигячипм или помодернизируем.
    Ремотризация это деньги и время. Авионика самолёта уже устарела, надо новую. И т.д. и т.п.
    Как тут сказали самолёт в целомп неплохой, для Минобороны и МЧС сойдёт, там всё не так критично, главное что надёжный. Вот пусть и делают для них

    Вы сами себе противоречите smile
    1. mister-red Офлайн mister-red
      mister-red 29 декабря 2021 23:27
      0
      Цитата: Маржецкий
      Цитата: mister-red
      Цитата: Маржецкий
      Сказано же, что последняя авиакомпания отказалась от этого самолёта. Кто покупать будет?

      Отказались из-за старого двигателя. С новым лайнер будет полностью конкурентоспособным

      Откуда такая уверенность?
      Походу не понимаете, что такое распил бюджета. Это когда что-то сделали, потом типа это уже не нужно, давайте ещё что-нибудь зафигячим или помодернизируем.
      Ремоторизация это деньги и время. Авионика самолёта уже устарела, надо новую. И т.д. и т.п.
      Как тут сказали самолёт в целом неплохой, для Минобороны и МЧС сойдёт, там всё не так критично, главное что надёжный. Вот пусть и делают для них

      Вы сами себе противоречите smile

      В чём противоречие? Возможностей распила при серийном производстве мизерны по сравнению с подготовительными этапами. Судьба этой модернизации будет такой: много времени и денег уйдёт на то чтобы двигатели приспособить, авионику, что-то по салону сделают, потому как устарел и т.п. Потом когда самолёт будет готов, скажут что один хрен он устарел, надо новый делать. И МС устарел тоже, вообще не подходит. Вот это и есть мечта распиловщиков.
      Вспомните какое-то время назад начали гнать на Ангару, что мол морально устарела, очень дорогая и т.д. И надо делать новую ракету. А у амеров есть Дельта, стоимостью в 1/2 миллиарда за запуск. И они её иногда запускают. И будут запускать, несмотря на то, что есть ракета Маска. Потому что это обеспечение безопасности страны и независимости пусков от случайных факторов. Слава богу Ангару отстояли, а дорогая она или нет надо посмотреть после пары десятков пусков.
      Объясняю вообще по простому на примере плановой социалистической экономики, где производство под строгим контролем. В молодости несколько лет работал в механическом цеху завода, которые вообще-то производил микросхемы для военных нужд. Так вот, делаем некую установку для проверки микросхем на герметичность. Участвуют в процессе все специалисты по металообработке цеха: фрезеровщики, токаря, шлифовщики, координатчики. Делается опытная партия. Нормы просто божественные, заработки просто мечта. Установка проходит все испытания и принимается в серию. И всё, лафа закончилась. Технологи не вылезают из цеха, нормы вылизываются и заработки на те же операции падают раза в два, если не три. А ведь распила то по современному то и не было. А прикиньте сколько по нынешним временам можно выкачать из простой модернизации.
      1. Маржецкий Онлайн Маржецкий
        Маржецкий (Сергей) 31 декабря 2021 13:55
        0
        Да не надо мне ничего объяснять. Я сам могу кому что хошь объяснить smile
        1. mister-red Офлайн mister-red
          mister-red 10 января 2022 13:51
          0
          Цитата: Маржецкий
          Да не надо мне ничего объяснять. Я сам могу кому что хошь объяснить smile

          Искренне рад за вас )
  10. Ы С Офлайн Ы С
    Ы С (Ы С) 27 декабря 2021 18:05
    +1
    из ту 214 можно сделать носитель стелс крылатых ракет х-59мк2, заправщик, разведчик-рэб, даже АВАКС
    1. wolf46 Офлайн wolf46
      wolf46 27 декабря 2021 20:10
      0
      АВАКС и заправщик существуют на базе Ил-76.

      По крайней мере, 2 года назад а вооружении Минобороны состояло 4 самолета разведки (2 Ту-214Р, 2 Ту-214ОН). Программа модернизации Ил-38 до уровня Ил-38Н была вызвана прекращением финансирования проекта Ту-204П (противолодочный). При этом сегодня на хранении находится не менее 30 Ту-204/214 в пассажирских модификациях.
  11. Teaser Офлайн Teaser
    Teaser (Василий) 30 декабря 2021 22:09
    -1
    Цитата: Маржецкий
    Вы не учитываете тот факт, что отечественная промышленность не может выпускать самолеты массово. Будут делать по чайной ложке в год. Это объективная реальность.
    Ту-214 УЖЕ готов, УЖЕ сертифицирован, УЖЕ есть компонентная база, УЖЕ производится, УЖЕ подготовлены пилоты под него.
    МС-21 ЕЩЕ не сертифицирован и ЕЩЕ НЕ понятно, когда начнет производиться. И ОН ВСЕ РАВНО будет частично зависеть от импортных комплектующих.
    Два самолета в одном классе могут быстрее ликвидировать зависимость от иностранной авиатехники и дать потенциальным покупателям больше выбора.
    П.С.
    я уж не стал прямо писать, но вредительством было начинать МС-21, когда можно было просто провести реновацию Ту-214, равно как и Суперджет был откровенным вредительством при наличии готового Ту-334.

    И есть ещё два очень интересных момента:
    1. Какой лайнер безопаснее в эксплуатации и надёжнее? Очень может быть, что Ту-214.
    2. Какой лайнер требует меньшее количество иностранных комплектующих? Очень может быть, что Ту-214.
    Да, врэдители, правда, товарищ Берия?! smile
    1. Маржецкий Онлайн Маржецкий
      Маржецкий (Сергей) 31 декабря 2021 13:54
      -1
      Все именно так и есть.
  12. По моему - хорошая машинка, тока бортовок оборудование заменить - и вперед!
    1. Teaser Офлайн Teaser
      Teaser (Василий) 31 декабря 2021 15:03
      -1
      Чем оно проще - тем оно надёжнее. Посмотрите, почему произошла катастрофа Sukhoi Superjet 100 в аэропорту Шереметьево в мае 2019 года?
      На старых самолётах советской конструкции и простой системой управления (не через компьютер) ничего подобного не могло произойти в принципе!
  13. lelik613 Офлайн lelik613
    lelik613 (Sergei) 4 января 2022 08:04
    0
    Военным необходимы самолёты ДРЛОУ, ПЛО, транспортники, заправщики и носители крылатых ракет. Нужно использовать налаженное производство, пока его не оптимизировали. Санкции душат МС-21 и SSJ 100 даже без военного применения, а с Ил-76 постоянное торможение.
  14. Государство обязано воссоздать авиационную отрасль, для этого оно должно, помня об обороне, создать конкурентную среду. Туполеву надо помочь с серийным гражданским бортом, если у них будут конкретные реальные предложения по дальнейшему продвижению 204/214.
  15. александр клевцов (александр клевцов) 16 января 2022 17:55
    0
    МС 21, это последнее, что мы выплюнем при нонешней власти...
  16. Железный Феликс (Валерий Фридрих) 30 января 2022 21:35
    0
    Есть МААААленький нюанс
    самолет тяжелее аналогов на 8 тонн!!!!
    и это приговор
  17. Геннадий Н.Б Офлайн Геннадий Н.Б
    Геннадий Н.Б (Геннадий Белоусов) 1 февраля 2022 17:29
    +1
    Естественно, это в 90-х собственное безголовое правительство, что как подстилка лежало под американцами и сознательно гробила нашу авиацию, сейчас начинает что-то понимать, когда нас обложили как волков красными флажками со всех сторон. У семейства Ту большой плюс хотя бы в том, что все возможные летные сертификаты он давно имеет, обкатан и подтвердил высокую надёжность, поэтому и модернизировать его проще, производство налажено, да и конкуренция (соревнование) между своими - это тоже плюс (вспомнить хотя бы, что такой тиран как Сталин в этом разбирался лучше, чем нынешняя власть с их бестолковой философией всё укрупнять и объединять, который поддерживал и устраивал соревнование между авиационными конструкторами, выбирая лучшее!). Чем больше выбор - тем качественней товар!..
  18. iz sssr Офлайн iz sssr
    iz sssr 11 февраля 2022 21:54
    0
    Достаточно посмотреть на жизнь 2х проектов - Ан-12 и С- 130 "Геркулес". Ответ очевиден. Ту - 204/214 попали во временной период, когда проведение работ по модернизации было не реально. Начинать эту работу сегодня нет смысла. ПД - 14 могут обеспечить программу МС - 21 только на 30%, а тут ещё требуется. Завод инвалид "Авиастар - СП" 2 модели не осилит. 1 модель по 3шт в год але делат. Проект быстро не сделают. Лишних проектантов и конструкторов нет. И главное - кто финансировать будет? При действующей модели экономики это невозможно. Вывод простой - не можешь жрать, не мучай глотку.