Почему ГЛОНАСС так и не стал конкурентом американской GPS
В ведущих странах активно развиваются спутниковые системы глобального позиционирования, поскольку благодаря им повышается эффективность деятельности в различных сферах экономики и общественной жизни.
В США давно и успешно функционирует система NAVSTAR, включающая в себя всем известную GPS. Американская спутниковая группировка состоит из 29 космических аппаратов, распределенных по нескольким орбитам, и регулярно обновляется.
Европейский союз активно развивает собственную навигационную систему под названием «Галилео». На сегодняшний день в ней функционируют уже 30 спутников, выводить на орбиту которые с Байконура помогает Россия.
К 2020 году закончится развертывание космической группировки из 35 спутников китайской навигационной системы Beidou. «Северный ковш» или «Большая медведица», так название переводится с китайского языка, будет обслуживать эксплуатацию создаваемого Поднебесной «Нового шелкового пути».
Более скромную региональную Quazi-Zenith Satellite System из 4 космических аппаратов создает Япония. Она ориентирована на обслуживание Азиатско-Тихоокеанского региона. Ее мощность может быть увеличена до 7 спутников.
Также Индия развернула собственную региональную навигационную систему из 7 сателлитов под названием NavIC.
В России же создана глобальная навигационная спутниковая система, состоящая из 24 космических аппаратов. ГЛОНАСС бесплатно передает сигнал пользователям наземного, морского и воздушного базирования в двух диапазонах по всей планете, а также в космосе. Помимо этого, предоставлена услуга ЭРА-ГЛОНАСС, с помощью которой при ДТП данные об аварии и ее местонахождении автоматически передаются ГИБДД и Скорой помощи для оперативного реагирования.
В целом, очевидно, что отечественная система глобального навигационного позиционирования необходима. Однако существует множество вопросов к чиновникам по поводу ее продвижения на этом рынке.
Например, установка на автомобиль ЭРА-ГЛОНАСС может стоить до 45 тысяч рублей. Для новенькой иномарки это может быть пустяк, но для владельца подержанной отечественной машины это уже неподъемная сумма. Более того, транспорт надо сертифицировать для того, чтобы попасть в реестр автомобилей, на которые можно ЭРА-ГЛОНАСС устанавливать. Чтобы не заморачиваться с бюрократией, например, компания BMW просто перестала поставлять на российский рынок некоторые свои модели.
С авиацией проблем в России еще больше. Глава государства одобрил предложение оснащать все самолеты, эксплуатируемые в стране, системой ГЛОНАСС. Как известно, значительная часть летающих в Российской Федерации лайнеров произведена за рубежом. Установка российской навигационной аппаратуры на них стоит от 100 000 долларов за комплект, и расходы должны нести производители. Будут ли это делать американцы, европейцы и бразильцы – большой вопрос.
Пока есть и претензии к точности ГЛОНАСС по сравнению с американским конкурентом. По словам главы «Роскосмоса»:
Кроме того, отнюдь не все отечественные аэродромы оборудованы ГЛОНАСС. Их подключение также потребует времени и значительных финансовых вложений. Наконец, спутники для российской системы по большей части собираются из импортных комплектующих.
Резюмируя, можно заключить, что к развитию ГЛОНАСС надо подойти с большим умом, чтобы он стал реальным конкурентом своим соперникам из США, ЕС, КНР, Индии и Японии.
В США давно и успешно функционирует система NAVSTAR, включающая в себя всем известную GPS. Американская спутниковая группировка состоит из 29 космических аппаратов, распределенных по нескольким орбитам, и регулярно обновляется.
Европейский союз активно развивает собственную навигационную систему под названием «Галилео». На сегодняшний день в ней функционируют уже 30 спутников, выводить на орбиту которые с Байконура помогает Россия.
К 2020 году закончится развертывание космической группировки из 35 спутников китайской навигационной системы Beidou. «Северный ковш» или «Большая медведица», так название переводится с китайского языка, будет обслуживать эксплуатацию создаваемого Поднебесной «Нового шелкового пути».
Более скромную региональную Quazi-Zenith Satellite System из 4 космических аппаратов создает Япония. Она ориентирована на обслуживание Азиатско-Тихоокеанского региона. Ее мощность может быть увеличена до 7 спутников.
Также Индия развернула собственную региональную навигационную систему из 7 сателлитов под названием NavIC.
В России же создана глобальная навигационная спутниковая система, состоящая из 24 космических аппаратов. ГЛОНАСС бесплатно передает сигнал пользователям наземного, морского и воздушного базирования в двух диапазонах по всей планете, а также в космосе. Помимо этого, предоставлена услуга ЭРА-ГЛОНАСС, с помощью которой при ДТП данные об аварии и ее местонахождении автоматически передаются ГИБДД и Скорой помощи для оперативного реагирования.
В целом, очевидно, что отечественная система глобального навигационного позиционирования необходима. Однако существует множество вопросов к чиновникам по поводу ее продвижения на этом рынке.
Например, установка на автомобиль ЭРА-ГЛОНАСС может стоить до 45 тысяч рублей. Для новенькой иномарки это может быть пустяк, но для владельца подержанной отечественной машины это уже неподъемная сумма. Более того, транспорт надо сертифицировать для того, чтобы попасть в реестр автомобилей, на которые можно ЭРА-ГЛОНАСС устанавливать. Чтобы не заморачиваться с бюрократией, например, компания BMW просто перестала поставлять на российский рынок некоторые свои модели.
С авиацией проблем в России еще больше. Глава государства одобрил предложение оснащать все самолеты, эксплуатируемые в стране, системой ГЛОНАСС. Как известно, значительная часть летающих в Российской Федерации лайнеров произведена за рубежом. Установка российской навигационной аппаратуры на них стоит от 100 000 долларов за комплект, и расходы должны нести производители. Будут ли это делать американцы, европейцы и бразильцы – большой вопрос.
Пока есть и претензии к точности ГЛОНАСС по сравнению с американским конкурентом. По словам главы «Роскосмоса»:
Если у них уровень разрешения 3,6 метра, то у нас примерно 7 метров
Кроме того, отнюдь не все отечественные аэродромы оборудованы ГЛОНАСС. Их подключение также потребует времени и значительных финансовых вложений. Наконец, спутники для российской системы по большей части собираются из импортных комплектующих.
Резюмируя, можно заключить, что к развитию ГЛОНАСС надо подойти с большим умом, чтобы он стал реальным конкурентом своим соперникам из США, ЕС, КНР, Индии и Японии.
Информация