Почему ГЛОНАСС так и не стал конкурентом американской GPS

В ведущих странах активно развиваются спутниковые системы глобального позиционирования, поскольку благодаря им повышается эффективность деятельности в различных сферах экономики и общественной жизни.


В США давно и успешно функционирует система NAVSTAR, включающая в себя всем известную GPS. Американская спутниковая группировка состоит из 29 космических аппаратов, распределенных по нескольким орбитам, и регулярно обновляется.



Европейский союз активно развивает собственную навигационную систему под названием «Галилео». На сегодняшний день в ней функционируют уже 30 спутников, выводить на орбиту которые с Байконура помогает Россия.

К 2020 году закончится развертывание космической группировки из 35 спутников китайской навигационной системы Beidou. «Северный ковш» или «Большая медведица», так название переводится с китайского языка, будет обслуживать эксплуатацию создаваемого Поднебесной «Нового шелкового пути».

Более скромную региональную Quazi-Zenith Satellite System из 4 космических аппаратов создает Япония. Она ориентирована на обслуживание Азиатско-Тихоокеанского региона. Ее мощность может быть увеличена до 7 спутников.

Также Индия развернула собственную региональную навигационную систему из 7 сателлитов под названием NavIC.

В России же создана глобальная навигационная спутниковая система, состоящая из 24 космических аппаратов. ГЛОНАСС бесплатно передает сигнал пользователям наземного, морского и воздушного базирования в двух диапазонах по всей планете, а также в космосе. Помимо этого, предоставлена услуга ЭРА-ГЛОНАСС, с помощью которой при ДТП данные об аварии и ее местонахождении автоматически передаются ГИБДД и Скорой помощи для оперативного реагирования.

В целом, очевидно, что отечественная система глобального навигационного позиционирования необходима. Однако существует множество вопросов к чиновникам по поводу ее продвижения на этом рынке.

Например, установка на автомобиль ЭРА-ГЛОНАСС может стоить до 45 тысяч рублей. Для новенькой иномарки это может быть пустяк, но для владельца подержанной отечественной машины это уже неподъемная сумма. Более того, транспорт надо сертифицировать для того, чтобы попасть в реестр автомобилей, на которые можно ЭРА-ГЛОНАСС устанавливать. Чтобы не заморачиваться с бюрократией, например, компания BMW просто перестала поставлять на российский рынок некоторые свои модели.

С авиацией проблем в России еще больше. Глава государства одобрил предложение оснащать все самолеты, эксплуатируемые в стране, системой ГЛОНАСС. Как известно, значительная часть летающих в Российской Федерации лайнеров произведена за рубежом. Установка российской навигационной аппаратуры на них стоит от 100 000 долларов за комплект, и расходы должны нести производители. Будут ли это делать американцы, европейцы и бразильцы – большой вопрос.

Пока есть и претензии к точности ГЛОНАСС по сравнению с американским конкурентом. По словам главы «Роскосмоса»:

Если у них уровень разрешения 3,6 метра, то у нас примерно 7 метров


Кроме того, отнюдь не все отечественные аэродромы оборудованы ГЛОНАСС. Их подключение также потребует времени и значительных финансовых вложений. Наконец, спутники для российской системы по большей части собираются из импортных комплектующих.

Резюмируя, можно заключить, что к развитию ГЛОНАСС надо подойти с большим умом, чтобы он стал реальным конкурентом своим соперникам из США, ЕС, КНР, Индии и Японии.
Автор: Сергей Маржецкий
Использованы фотографии: www.depositphotos.com

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора публикации

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl Enter
Читайте также
Комментарии 3
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. kriten Офлайн
    kriten (Владимир) 30 августа 2018 14:40
    +1
    Вот с умом то у нынешней власти бооольшие проблемы. Можно хотя бы по пред СМ судить, остальные еще возможно хуже.
  2. gorbunov.vladisl Онлайн
    gorbunov.vladisl (Влад Дудник) 5 сентября 2018 12:47
    +3
    ..к развитию ГЛОНАСС надо подойти с большим умом, чтобы он стал реальным конкурентом своим соперникам из США, ЕС, КНР, Индии и Японии. .

    Главное недовольство автора, что за ГЛОНАСС дескать надо платить. И это снижает конкурентоспособность.
    А какая из стран имеющих альтернативную систему, распространяет её бесплатно?
    Автор, забудь про бесплатное. И не вводи в заблуждение читателей. При капитализме за всё надо платить.
    От всяких там охотников и прочих геологов слышал, что ГЛОНАСС на территории России точнее GPSа.
    А вообще, чтобы и автор и читатели знали, ГЛОНАСС прежде всего развёртывался для наших военных. И будет он успешным в коммерции или нет, он всё равно будет существовать.
  3. kig Офлайн
    kig 6 сентября 2018 02:46
    +2
    GPS, как имеющий иностранные корни, может быть в любой момент выключен или начать вносить заранее установленные погрешности. Поэтому появилась нужда в собственной системе. Никогда ГЛОНАСС не задумывался как конкурент.