Соглашение Россия – НАТО: в чем недостатки позиции Москвы

12

2021 год закончился благоразумной попыткой России договориться с США, чтобы не допустить военных конфликтов и военной напряжённости на линиях соприкосновения по нашим границам. Америка ещё формально не ответила, но уже дала понять, что «красные линии русских» её не устраивают.

Что хочет США и чего хочет Россия?


Если отбросить пустую дипломатическую болтовню и бесконечное взаимное пререкательство, то суть ситуации состоит в следующем.



Финансово-промышленные группы и крупнейшие концерны США, которые имеют колоссальное влияние на американское государство, испугались конкурентных вызовов со стороны китайского, прежде всего государственного, капитала, который раскинул свои сети по всему миру и активно завоёвывает рынки. В свою очередь, правящие слои Америки испугались роста влияния китайской политической модели и интереса к ней, потому что она стала реальной работающей альтернативой западной демократии. Внутренние противоречия американского и, шире, всего западного общества усугубили эти страхи. Ситуация чем-то напоминает послевоенный поворот политики Запада против СССР, тогда «атлантисты» тоже перепугались роста авторитета и влияния СССР и его социалистической модели. Решение со стороны США последовало почти аналогичное — объявление холодной войны, правда, сейчас сложнее опустить «железный занавес», вместо него ведётся информационная война за «западные ценности» против «авторитаризма».

Ещё более остервенелым поведение США сделало то, что их мировая гегемония угасает, они оказываются неспособными удерживать завоёванный в 1990-е и 2000-е уровень влияния на региональные и мировые политические процессы. Союзники расползаются, нейтралы не слушаются, оппоненты всё меньше боятся американского экономического и военного могущества.

Ключевым направлением агрессивной стратегии США против Китая является Россия, поскольку она имеет с Поднебесной протяжённую границу и обширные экономические связи. Россия во многом питает Китай природными ресурсами, которых ему не хватает.

Первоначально США пытались прямыми атаками сменить власть в России, но эта тактика не сработала, поэтому Америка перешла к попыткам изменить внешнеполитический курс действующего правительства. Осуществляя всестороннее экономическое, политическое, дипломатическое и военное давление на Россию, США пытаются переговорами склонить российское руководство к сотрудничеству против Китая, хотя бы к нейтралитету в холодной войне. Россия вежливо общается, но не поддаётся. США усиливают давление, подготавливая эскалацию на Донбассе и пытаясь спровоцировать очередной вооружённый конфликт. В этой ситуации Россия публично выдвигает свои условия в виде соглашения с США и НАТО. Ясно, что эти же условия ранее В.В. Путин озвучивал Байдену на закрытых переговорах. Смысл этого хода заключается в том, чтобы «прижать» информационно американское руководство, показать всем, что оно недоговороспособно и настроено агрессивно. С другой стороны, это посыл китайским товарищам, что Россия способна лавировать между двумя гигантами.

В Китае Global Times (формально независимое издание, но выражающее официальную позицию Пекина в более свободной, часто провокационной форме) опубликовала мнение младшего научного сотрудника Института исследований России, Восточной Европы и Центральной Азии Китайской академии общественных наук Ян Цзиня, который грозно рассуждал:

Если НАТО осмелится развернуть противоракетные или другие системы стратегического оружия на Украине, Москва нанесет точечный удар, чтобы уничтожить их. Именно так Россия справляется с провокациями, пересекающими ее «красную линию».

Китай, конечно, желает видеть Россию в ещё более жесткой конфронтации с США. Однако российское руководство думает не о глобальных перспективах многополярного мира, а о том, как защититься от нападок и сгладить последствия роста международной напряжённости.

Недостатки позиции России


Российский МИД уверен, что позиция нашей страны абсолютно оборонительная, неагрессивная, непробиваемо логична, разумна и справедлива. В. В. Путин сказал:

Мы ясно и четко дали понять, что дальнейшее движение НАТО на восток неприемлемо. Ну и чего здесь непонятного? Мы что ли ставим ракеты рядом с границами США? Нет. Это США своими ракетами пришли к нашему дому. На пороге нашего дома находятся уже.

Всё так и есть, и, действительно, рассуждения российского руководства куда более логичные, разумные и справедливые, чем жажда США окружить и надавить на Россию. Однако и в них есть некоторые изъяны.

Лавров и Путин часто говорят о том, что НАТО угрожает безопасности России. Но со стороны нейтрального наблюдателя совершенно неясно, как можно угрожать безопасности державы, которая имеет в арсенале оружие гарантированного фатального уничтожения любого агрессора. Мы ядерная держава, способная уничтожить чуть ли не всю планету. Как вступление каких-то стран в НАТО может нам серьёзно угрожать?

Допустим, сокращается время подлёта до центральной России, но разве это отменяет гарантированность ответного удара? Нет, тогда о чём речь? Что мы беспокоимся?

Вот этот момент выглядит в позиции России самым слабым, и Запад на этом активно играет в информационном поле. Западные СМИ пишут, что Россию окружают десятки тысяч солдат НАТО, разве они способны захватить самую большую страну в мире? Западные СМИ говорят о лицемерии России, которая якобы боится, что слабая Украина нападёт на неё. Конечно, в этой критике много натужного, есть доля спекуляции, но тем не менее она имеет право на существование.

В действительности, что бы там ни говорил МИД и Президент, речь, конечно, идёт не о прямых угрозах нашей безопасности, а о пресловутых сферах влияния. Российское руководство защищает интересы государства в регионах присутствия России — в Восточной Европе и Средней Азии. Именно отсюда и проистекает требование нерасширения НАТО на Восток, а вовсе не из-за угроз безопасности. И проблема в том, что российское государство прямо об этом не говорит, потому что это противоречит международному праву и Уставу ООН. Но это просто факт реальной жизни: большие и сильные страны влияют и давят на малые и слабые, пытаются их склонить к фарватеру своей внешней политики. Но никто в этом не признаётся.

Из этого следует вторая слабость позиции России, которая свойственна, правда, и позиции наших оппонентов. Это противоречие между признанием суверенитета слабых стран и отсутствием у них «субъектности». Например, Россия признаёт суверенитет и законность украинской власти, признаёт Донбасс частью Украины, но все прекрасно понимают, что в Киеве сидит проамериканское марионеточное правительство, а ЛДНР — это отдельные, формально независимые государства. Руководство России не признаёт ЛДНР и не включает Донбасс в состав федерации по воле его народа не потому, что уважает суверенитет Украины и букву Устава ООН, а потому, что боится реакции Запада. Это наша слабость, и это нормально, что мы в чём-то слабы, проблема в том, что мы сами её не признаём, а делаем вид, что чтём какие-то там международные нормы и правила.

Независимость и суверенитет той или иной страны возникает не из Устава ООН и признаний «международной общественности», а из реальной экономической и политической мощи страны, выраженной через производственный, технологический, военный, кадровый потенциал и волю руководства. Если у страны нет нормальной промышленности, сельского хозяйства, дееспособных вооружённых сил и волевого руководства, никто с ней считаться не будет, что бы там ни было записано в международном праве. Современная дипломатия вообще страдает этим двуличием, когда на словах все равноправны и всех уважают, а в реальности господствует право сильного.

Было бы здорово, если бы хоть одна страна в мире отказалась от дипломатического идеализма и начала прямо говорить по сути. Позиция России более справедливая и оборонительная, чем позиция Запада, так зачем мы играем в эти игры и танцуем реверансы с «партнёрами»? Вот даже этот официальный термин — «партнёры» — зачем нужен? США считают Россию чуть ли не врагом, а мы продолжаем разыгрывать ложное миролюбие. Кстати, послесталинский СССР делал точно так же, тоже постоянно шел по пути «разряжения международной обстановки», однако оно происходило только на словах. Не лучше ли реально смотреть на вещи?
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    30 декабря 2021 08:02
    Автор совершенно упускает из виду существенную деталь: Размещение вдоль границы РФ систем ПРО наряду с наступательным вооружением. наступательное вооружение НАТО вдоль границы России сокращает подлётное время, размещение же комплексов ПРО даёт возможность также сбивать российские МБР на восходящих участках траектории. Это совершенно неприемлемо, тут никакого паритета. У РФ остаются только стратегическое ЯО морского и авиационного базирования ну и мобильные комплексы возможно успеют отстреляться
    1. -3
      30 декабря 2021 13:04
      Все это хорошо известные аргументы, но они не меняют сути. Неизбежность ответного фатального удара никуда не исчезает, а значит паритет не меняется. РФ ведет борьбу за сферы влияния в Восточной Европе под видом этой аргументации.
  2. +1
    30 декабря 2021 09:25
    Это не слабость, а предупреждение о военнном ответе. Выражение готовности решать вопросы при помощи военной силы, где тут "слабость"? Готовы ли США и НАТО на реальное военное противостояние в Европе? Россия решила поднять ставки и обеспечить свою безопасность и сферу влияния на постсоветском пространстве, это закономерно. Такие заявления без реальной оценки возможностей вооруженных сил сторон, не делаются. Значит пришло время... и кому то придется "подвинуться"...
    1. -1
      1 января 2022 21:13
      Ну кому придется подвинутся? нам конечно же.
  3. +7
    30 декабря 2021 09:31
    Несколько слабых моментов в статье.
    Про системы ПРО уже написали. Это средство обнулить российские МБР. Кроме баз в Румынии и Польше, есть и в Турции. Такие же базы ПРО создаются на Аляске. Кроме того они основаны на системе Иджис, которая установлена чуть ли не сотне кораблей США вокруг всей территории России.
    Второй момент. Кроме того, что Россия подпитывает Китай ресурсами, она точно также питает Европу теми же самыми ресурсами. Которых в Европе намного меньше, чем в Китае. Любой конфликт на Донбассе сблизит Россию и Китай ещё больше. И оставит Европу без ресурсов. Вообще никаких ресурсов. Именно поэтому Штаты и пошли на переговоры с Россией.
    Третий момент. Автор почему-то считает, что Запад не является угрозой России. Запад не считает Россию "чуть ли не врагом". Запад считает Россию своим врагом. Чётко и ясно это сказано много раз. Это надо понимать совершенно отчётливо.
    Проблема Запада - это кризис капитализма. Всеобъемлющий и общий. Капитализм развивается и может существовать только в условиях расширяющихся рынков. Расширяющегося спроса и захвата новых рынков сбыта. Но сейчас идёт подъём развивающихся стран. Китай, Индия, Бразилия. Эти рынки выпадают из западной сферы влияния. Падает влияние доллара в мировой валютной системе. Это означает, что инфляция, которую раньше раскидывали по всему миру, переходит в Штаты. Традиционный выход капиталистической системы из кризиса - это война. Но в нынешних реалиях война может уничтожить всех.
    Ситуация цугцванга. Согласиться на предложения России невозможно по принципиальным пунктам. Отвергнуть их тоже нельзя. Россия готова к войне. С точки зрения России, терпеть положение подобной политики смерти подобно. И отступить она не может. Китай смотрит "с дерева, как мудрая обезьяна". Отсутствие договорённости Запад-Россия делает сильнее связку Россия-Китай.
    С любой точки зрения я не жду прорыва на переговорах 12 января. Все будет идти по классике жанра " каждый говорил своё и не слушал собеседника".
    И ещё один момент в предложениях России. На который мало обращают внимания. Из переговорного процесса выпала Европа. МИД России заявил, что участие ЕС в переговорах не имеет смысла. Россия договаривается напрямую с хозяином. То есть со Штатами. Потерявшие субъектность члены не учитываются. Это страны ЕС и Украина в том числе. Россия зафиксировала реальный факт нынешнего мироустройства. Существует только три центра силы: США, Россия и Китай. Остальные просто объекты геополитики.
  4. 0
    30 декабря 2021 09:39
    Рост экономики КНР автоматически уменьшает долю США в мировом ВВП, а соответственно и политическое влияние.
    Естественно, что это вызывает сопротивление США и провоцирует внутренний раскол, преодолеть который в условиях существующей модели капитализма, как минимум, затруднительно.
    В США, ЕС, РФ и капиталистической модели вцелом, внутриклассовые противоречия ведущих группировок крупного капитала создают центробежные силы, сдерживать которые до поры до времени удавалось за счёт колониальной экспансии и саммит “демократий” – не что иное как ширма внешней экспансии транснационального монополистического капитала.
    Часть награбленного от внешней экспансии крупный капитал отстёгивал на содержание пролетариев метрополии. Таким образом сформировался т.н. “золотой миллиард”, взрощенный на ограблении других гособразований и народов.
    В КНР, в условиях диктатуры пролетариата, коммунистическая партия, как железный обруч на деревянной бочке, стягивает и укрепляет все её составляющие и не позволяет рассыпаться. Потому главной целью США в противостоянии с КНР и является Коммунистическая партия, ослабив которую рухнет и государство.
  5. -1
    30 декабря 2021 10:18
    Если у страны нет нормальной промышленности, сельского хозяйства, дееспособных вооружённых сил и волевого руководства, никто с ней считаться не будет, что бы там ни было записано в международном праве

    Все всё понимают. Путину нужно авторитет подымать, США это понимают и подыгрывают. А на деле Путин продолжает "торговать Родиной". Для США это главное! Я уже писал, но повторюсь:

    В июле 2020 г Министерство финансов РФ разработало план по сокращению числа компаний с государственным участием до 2025 года. Ежегодно более 100 подконтрольных государству юрлиц должны переходить в частные руки. В 2020 году в России насчитывается 1465 госкомпаний. Согласно документу в 2021 году их число сократится до 1319, в 2022 году – до 1187, в 2023 году – до 1068. В результате к 2025 году в стране должно остаться 961 предприятие с государственным участием
  6. +1
    30 декабря 2021 11:32
    Автор очень слабо разбирается в военных вопросах, абсолютный дилетант, пора бы ему более тщательно изучить "материальную часть" ....
    1. -1
      30 декабря 2021 13:13
      Если вы изучите историю, то будете знать, что "военные оценки" и "военная аналитика" в мирное время ВСЕГДА абсолютно отрываются от реальности. Когда начинается реальная война, оказывается, что ни генералы, ни эксперты вообще ничего не понимали в ситуации. Вот так и с системами ПРО, с военными базами и прочими вещами. Любой политик задаст два простых вопроса: ответный удар России гарантирован? способны ли вооруженные силы НАТО захватить Смоленск? Если ответы "да", "нет", значит, паритет не изменяется. Просто людям, особенно молодым, очень нравится рассуждать про военные аспекты, военную технику и т.д., так упускается суть.
      1. +1
        30 декабря 2021 14:51
        Да, военные часто ошибаются. Как и политики. Два классических примера:

        Вы вернетесь домой до осеннего листопада

        - кайзер Вильгельм

        Воевать будем малой кровью на чужой территории

        - Советская военная доктрина 30-х.

        Политическая воля российского руководства выражена в условиях, выдвинутых США. Поэтому и проводится встреча. То есть политическое руководство США осознало, что Москва не ограничится озабоченностями.
        Системы ПРО серьезно нарушают паритет ответного удара. Поэтому, российские ВС просто ОБЯЗАНЫ будут нейтрализовать их ДО горячей фазы конфликта.
        Что касается Смоленска, то можно задать и встречный вопрос - способны ли ВС РФ захватить Варшаву?
  7. 0
    31 декабря 2021 01:52
    Наша страна имеет обширные границы и окружена большим количеством сопредельных государств. Это приводит к двум основным проблемам:
    1. Необходимость вовремя определить нападение и защититься от него, в общем случае, должна быть обеспечена на громадном, по протяженности и охвату географических и климатических регионов фронте, в любом его месте.
    2. Необходимость поддержания дружественных добрососедских отношений с большим количеством сопредельных государств, находящихся в различных геополитических региональных системах - во избежание появления на границах плацдармов нападения вероятного противника.
    Размещение Штатами и НАТО все большего количества баз и оружия на наших границах запускает сразу несколько параллельных процессов, взаимно усиливающих друг друга.
    Эти процессы направлены прежде всего против нашей системы принятия решения о применении СЯО, что является для противника ключом победы над нами.
    1. Базы на границах приводят к сокращению времени принятия решения и выбора оперативного варианта ответа на удар
    2. Количество баз приводит к возрастанию в геометрической прогрессии количества вариантов возможных операций противника, требующих анализа
    3. Становится возможной комбинация из нескольких вариантов, что еще более увеличивает объем информации, требующей анализа в режиме реального времени
    4. Использование удаленных друг от друга точек прорыва требует быстрой переброски сил для отражения удара, что затрудняется протяженностью и труднодоступностью отдельных участков и добавляет новые варианты операций прорыва.
    5. Сопредельные страны силами своих политических и военных аналитиков непрерывно оценивают действия и реальные возможности выживания России. В случае неблагоприятного прогноза, они переходят в сферу влияния противника, и на их территории появляются новые базы и плацдармы нападения. Что еще более ухудшает ситуацию.
    Это, далеко не полный перечень взаимосвязанных факторов.
    Эти процессы уже идут полным ходом.
    Возможность своевременного ответного удара – это вовсе не гарантия, а всего лишь технический результат, который обеспечивается имеющимися средствами.
    При определенном уровне интенсивности и изобретательности угроз его уже не обеспечить. Никак.
    Количество переходит в качество.
    Страна, на которую направлены револьверы со всех сторон жить не сможет, и потому - не имеет будущего.
    Вот к этому пределу мы и подошли. Вплотную
  8. -1
    4 января 2022 02:36
    Ещё не начав переговоры, Россия проиграла переговоры. Если США пример все пункты требований России и выставит свои требования , аналогичные российским, неприемлемые для России. Такие как: 1. Убрать ядерное оружие с территории России и войска с западных границ России до пролива Беринга. 2.Исключить из состава России не входившие в Россию территории до 1991 года. и т.д.