«Зеленая» энергетическая революция не отпускает Запад: к чему готовиться России

22

Давно известно, что учиться исключительно на чужих ошибках, не допуская собственных, могут только самые умные представители рода человеческого. Абсолютное большинство людей упрямо «набивает шишки», чтобы постичь даже, казалось бы, совершенно очевидные истины. Впрочем, имеются среди нас и те, кто неспособен делать выводы даже из своих наиболее оглушительных провалов. Раньше подобных персонажей без обиняков называли дурнями, а нынче толерантно именуют «альтернативно одаренными личностями». И, очень на то похоже, в руководстве стран Запада сейчас верх взяли именно те, кто относится к этой самой третьей категории.

Право же, довольно непросто объяснить как-то по-другому упорно декларируемые западными лидерами и публичными персонами намерения не только продолжать «зеленую революцию», но и наращивать ее темпы, а также объемы. Следование подобным сомнительным идеям уже привело множество стран к крайне печальным последствиям в виде энергетического кризиса, влекущего за собой целый ряд дополнительных бедствий (хотя бы в виде вполне реальных перспектив возникновения глобальных проблем с промышленностью и сельским хозяйством). Однако менять избранный курс «коллективный Запад», судя по всему, не намерен. Попробуем разобраться, к чему это может привести в перспективе, и какие иметь последствия для нашей страны.



Урок не впрок?


Деловое издание Bloomberg откровенно заявляет: восьми, а то и десятикратный рост цен на «голубое топливо», подорожание электроэнергии впятеро буквально «ставят на колени» промышленность Европы. Один за другим снижают объемы производства крупнейшие металлургические предприятия, падает производство алюминия, цинка, стали. Убытки компаний, понесенные ими только за каких-то пару последних месяцев, исчисляются десятками, если не сотнями миллионов долларов. На очереди – окончательное «падение» химпрома, сейчас отчаянно пытающегося бороться с бедствием, и также останавливающего завод за заводом. Дорогой газ – нерентабельная продукция, огромную часть которой составляют сельскохозяйственные удобрения. Не будет их (или они взлетят в цене до небес), и за энергетическим кризисом, того и гляди, последует уже продовольственный. Казалось бы – ситуация совершенно однозначна.

Авторы Bloomberg с горечью констатируют, что если новый, 2022 год, начнется с изрядных холодов, Старый Свет встанет перед дилеммой: спасать собственную индустрию, либо обеспечивать теплом и светом граждан. На то и другое разом его мощностей попросту не хватит. А ведь Евросоюз пока сделал лишь первые, достаточно робкие и осторожные шаги в сторону «декарбонизации». Что же будет, если он «рванет» в этом направлении, что называется, сломя голову? Вопреки логике и здравому смыслу, все громче раздаются голоса тех, кто призывает не остановиться, тщательно взвесить все «за» и «против» форсированного «зеленого перехода», задуматься, и, возможно пересмотреть приоритеты, а, напротив, ускорить его еще больше. В частности, именно с таким «манифестом» выступил известнейший во всем мире миллиардер Билл Гейтс.

В своей «программной» статье, опубликованной на Wired, основатель Microsoft говорит о необходимости совершения «новой, чистой промышленной революции». Как его послушать, всего-то и делов: «создать новые способы выработки электроэнергии, производства вещей, выращивания продуктов, передвижения, охлаждения и обогрева жилищ». И все это – «без малейшего выброса парниковых газов». Миллиардер признает: подобная цель «невероятно амбициозна» и «крайне затратна». Но не беда! По его мнению, для ее достижения необходимо всего лишь, чтобы «корпорации и правительства» вогнали все свои средства до цента, до копеечки в «создание нового, экологически чистого рынка». Автомобили? Только на электрической тяге! Других не предлагать и не покупать! «Зеленым» должно быть буквально все – от электричества до цемента и стали, «используемых для строительных проектов». Как при этом быть с предложением менее экологически чистых, но гораздо более дешевых альтернатив, произведенных теми, кто не подвинулся рассудком на идеях декарбонизации?

Гейтс умалчивает об этом, но мы-то знаем, как уже сейчас планируют решать подобные вопросы. Старина Билли, рядящийся в лучащегося добротой «яйцеголового» филантропа лишь туманно намекает на то, что «инвесторы должны отказываться от вложений в технологии, вызывающие изменения климата», и «поощрять финансово смелые проекты, направленные на достижение великой экологической цели». Что характерно, конкретно среди таковых он называет новые способы хранения электроэнергии, разработку «экологичного» авиационного топлива и работы в области «чистого водорода». Насчет водорода разговор отдельный, а вот по первым двум пунктам можно отметить, что исследования в этих областях невероятно дороги и пока не дали каких-либо внятных результатов. Но нужно вкладывать еще!

Будем платить за чужие ошибки?


Что интересно, списать подобные идеи, ретранслируемые одним из наиболее успешных коммерсантов мира, давно уже перешедшим в силу своего богатства и влияния в совершенно иную лигу, чем даже бизнес-элита, на наивность, фанатизм или, простите, обычную дурь, никак не возможно. У старины Билли на языке то, что на уме у других «лучших людей» нашей планеты, обладающих, увы, более, чем реальными возможностями к решению судеб ее населения. Кстати, как я писал ранее, в другом недавнем своем интервью этот же персонаж пугал человечество грядущими вскоре «волнами биотерроризма», к которым нужно готовиться, не жалея средств. В любом случае идеи, озвучиваемые персонами такого ранга, это однозначно – не звук пустой.

Доказательств тому хватает буквально на каждом шагу. В тех же Соединенных Штатах «зеленый» психоз продолжает бушевать с не меньшей силой, чем в Европе, если не с большей. Нынешний глава Белого дома уже отдал официальный приказ всем государственным органам страны готовиться к полному и совершенно тотальному «озеленению», причем в предельно сжатые сроки. Для начала все без исключения органы федеральной власти США и их подразделения на местах уже к 2027 году обязаны полностью прекратить преступное приобретение «грязных» автомобилей с ДВС, а к 2035 году избавиться от них полностью. Чтобы лучше понимать суть и масштабы вопроса, следует знать – автопарк американских властей включает в себя 650 тысяч автомобилей и ежегодно пополняется еще 50 тысячами машин. При этом в 2020 году в федеральных гаражах электрокаров имелось... полпроцента от общего количества всех стоявших на балансе авто. На тот момент затраты правительства на свой транспорт составляли более 4 миллиардов долларов, из которых 730 миллионов приходилось на закупки топлива. Грядет большая экономия?

Как бы не так! По оценкам представителей того же автопрома, подобные прожекты, а также озвученная лично Байденом перспектива перевода не менее половины американского автотранспорта вообще в разряд «экологически чистого» (на худой конец – «гибридного») потребует вложений из государственного бюджета на многие миллиарды долларов. Пупок не развяжется? А ведь это только начало... Согласно все той же инициативе Байдена, правительство США к 2030 году вообще должно «потреблять электричество исключительно из безуглеродных источников», а к 2050 вообще добиться «полной углеродной нейтральности». Опять-таки, тут следует понимать вот что: речь в данном случае идет вовсе не об одних лишь правительственных зданиях, «присутственных местах» и прочем подобном.

В Соединенных Штатах именно федеральное правительство является крупнейшим работодателем, землевладельцем и, соответственно, потребителем энергии. В Белом доме рассчитывают как раз в силу этих факторов добиться успехов в своем неудержимом стремлении «полностью изменить принципы получения и использования энергии, функционирования транспортных средств и зданий». Похоже, что американскую экономику и инфраструктуру собираются, что называется, «ломать об колено» в угоду «высоким идеям» и «принципам» мистер Байдена, мистера Гейтса и прочих их единомышленников. Еще в конце октября нынешнего года в Вашингтоне заявляли о планах выделить на «борьбу с изменениями климата» не менее полутриллиона долларов. Возможно, что и больше 500 миллиардов. Для страны, в последнее время опасно балансирующей на грани дефолта и вынужденной растягивать пределы собственного госдолга, как пресловутую шагреневую кожу, звучит довольно смело. Или попросту безумно.

Все это могло бы быть лишь поводом для отвлеченных размышлений (в конце концов, сами американцы отстаивают право каждого «катиться в ад собственной дорогой»), если бы не твердые намерения «зеленых революционеров» загнать под свои знамена весь мир без малейших исключений. Воистину злая ирония тут заключается в том, что в самих США признают – наиглавнейшая вина за нынешние климатические изменения лежит как раз на их стране. Согласно опубликованному не так давно в американском журнале World Political Review (WPR) исследованию, именно США, начиная с 1850 года, которым датируется условное начало «глобальной индустриализации», выбросили в атмосферу Земли 509 гигатонн углерода. А это составляет как минимум пятую часть от всего объема этого газа, попавшего туда до настоящего времени. По сути дела, всему миру предлагается сегодня сполна расплатиться за грехи американцев, британцев и прочих «флагманов» и лидеров «промышленных революций», которые предшествовали той, к которой ныне призывает Билл Гейтс.

Что делать в связи с этим России? Да, собственно, ничего особенного. Помаленьку, полегоньку переводить собственную промышленность на более экологичные технологии – лишним это точно не будет. Однако ни в коем случае не авральными темпами, не в ущерб своим экономическим и политическим интересам. Как руководителям разных уровней, так и простым гражданам поменьше слушать «всепропальщиков» и паникеров, вещающих о «конце эры нефти и газа» – 2021 год весьма убедительно показал, как на самом деле она «заканчивается». Ну, и быть готовыми отстаивать свои интересы самыми решительными и жесткими способами, среди которых «прикручивание вентиля» на магистральных трубопроводах еще является самым гуманным. Впрочем, как показывают последние события, как раз с этим у нашей страны все в полном порядке.
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    29 декабря 2021 10:11
    Ну судя по тому, что за Трампом стоят совершенно другие люди с другими идеями, то "зелёное сумашествие" там ещё подвергнется рестрикции :-) Да и не надо забывать, что каждый штат во многом сам определяет требования на своей территории. Например, требования по Калифорнии - многократно более жёсткие, выше, чем ЕВРО-5, а в других штатах - максимум - аналогичны ЕВРО-3.

    А вот в ЕС такого ожидать не приходится. Там дурь не пройдет.
  2. -2
    29 декабря 2021 11:02
    Попробуем разобраться, к чему это может привести в перспективе, и какие иметь последствия для нашей страны.

    В РФ, ввиду закрытия энергоемкого производства на Западе, могут появиться эти заводы и фабрики из стран ЕС. Это выгоднее, чем их закрытие. Можно даже часть инженерного персонала принять. РФ может стать сборочной фабрикой Европы и это будет выгодно всем.
    А Байдену вместо подписания военного бюджета в почти 800 ярдов, следовало бы направить эти деньги в мировую науку, чтобы ученые могли найти новые источники энергии. И Гейтсу на это тоже тратить часть своих средств. Тогда все увидят, что они не только говорят, но и пытаются делать декорбонизацию.
  3. +3
    29 декабря 2021 11:27
    Не такие уж они и дурни. Производство, эксплуатация и утилизация электромобилей, намного грязнее машин с ДВС. Литий для батарей добывается в странах третьего мира. И там где это происходит исчезло все живое. А у золотого миллиарда чистенько, птички поют. Грязные производства в других странах ещё им будут углеродный налог платить.
  4. +2
    29 декабря 2021 12:22
    США втягивают всех вассалов в траты сегодня, что бы завтра ,в результате упадка их экономики, прийти им на помощь захватывая их экономику и перевешивая на них основное бремя своих долгов. Флаг в руки им и барабан на шею. Нам в этот строй вставать вовсе не надо.
    1. -5
      29 декабря 2021 20:15
      Точно и кратко. good
  5. -5
    29 декабря 2021 13:08
    Зеленая энергетика это крутой мегапроект по развитию науки, промышленности, созданию рабочих мест и заодно прессинг отсталых геополитических конкурентов так называемого "запада". Ни слова не говорю тут про экологию. А с т.з. именно технологий - задумка отличная. Вместо того чтобы кормить другие страны-поставщики углеводородов, придумано создать свою энергетику, пусть дорогую (доллары, евро - деньги то эти кто печатает?;) на них сейчас даже бумага не нужна - нолики в компьютере). Все эти байки-статейки для внутреннего пользования - типа все хорошо прекрасная маркиза. В реальности энергетика уже сильно поменялась, а изменится еще сильнее. Уже сейчас в Германии доля возобновляемых источников энергии доходит до 50%. Сделают больше возможностей по перетоку энергии между регионами, доделают технологии хранения и траспортировки энергии и навяжут всем покупку своих развитых технологий. И не надо думать что мы тут отсидимся. Посмотртите на улицы Москвы, Питера - машины импортные. Будут они электро - будем покупать что дают, а под них зарядки, запчасти, сервисы - все импорт. Думаете это только Европа или США что-то у себя будут менять? Нет - тот же Китай уже принял программу, инфо найти легко - к 2035 году в Китае будут запрещены продажи новых автомобилей на ДВС (за исключением гибридных).
    1. +3
      29 декабря 2021 13:22
      при температурах ниже –7°C машина может проехать расстояние на 41% меньше, чем в обычных условиях.

      https://toka.energy/blog/ispolzovanie-elektromobilya-zimoj/

      Глава компании BMW Оливер Зипсе считает, что не стоит слишком быстро отказываться от производства двигателей внутреннего сгорания. И пускай конкуренты, типа Audi, заявляют, что до середины этого десятилетия выпустят последний «вредный» двигатель. Но BMW отстаивает медленный отказ от выпуска классических моторов.

      https://aussiedlerbote.de/2021/06/bmw-ne-hochet-speshit-s-otkazom-ot-dvigatelej-vnutrennego-sgoraniya/
      1. 0
        29 декабря 2021 14:52
        безусловно. проблемы есть и будут, но мэйнстрим это не отменяет, а только замедляет. паровые двигатели тоже имели проблемы, но в итоге их внедрили повсеместно, потом также пришли ДВС, и над первыми машинами смеялись, а сейчас уже идет эра ВИЭ. и все время догоняющие платили лидерам за их технологии, а лидеры заманивали к себе мозги со всего мира.
        1. +3
          29 декабря 2021 15:36
          Вы никогда не работали с литиевыми батареями? У меня большой опыт. Не с аккумуляторами, правда, а с батареями.

          http://img.hqew.com/file/Others/130000-139999/137267/Electronic/201271514113367373.pdf

          При температуре 0 (ноль) градусов по Цельсию, они массово выходили из строя.
          Да, прогресс не стоит на месте. Но до практического применения, на данном этапе, дистанция огромного размера. Программа отказа от ДВС предполагает их полный отказ уже через 15 лет. Представьте себе автомобиль в Сибири, или на Урале или даже в Краснодарском крае зимой при морозе -25 и с пробегом в 100 км. Счастливой поездки.
          Кстати, и утилизация не покажется сахаром. Их нельзя просто так выбрасывать. Нам не разрешали транспортировать их по воздуху, даже разряженными. Из-за угрозы взрыва. Они все относятся к взрывоопасным материалам. Огнетушитель нужен специальный (литиевый). Стоимость одного, кажется 25 тысяч долларов. Их на весь корабль было всего 2 (две) штуки. В Тесле есть такой огнетушитель?

          Да и само электричество берется не из розетки, а с элетростанции. Ветряки при -25 градусов это грандиозно. И солнечные панели при световом дне в 6-7 часов. И расход редкоземельных элементов, которых на планете почему-то намного меньше, чем углеводородов.

          PS В Хьюстоне нам показывали солнечные панели, которые могут заменить батареи на буях. Еще в 1997 году. Очень впечатляюще. Но на производстве я их так и не увидел. А ведь прошло уже почти 25 лет. До сих пор не вижу.

          PPS Очень впечатлили курсы в Норвегии. Учебный центр под Осло. Светает в 10 утра, в 4 дня уже темно. Как-то вышло солнце и педагог прервал занятия: "Давайте выйдем на улицу и поглядим на Солнце. Оно не так часто появляется". И это в ноябре месяце.
          1. -1
            29 декабря 2021 20:02
            я понимаю ваши аргументы, но ... к сожалению от вашей правоты хуже только нам и может норвегам, финам, канадцам. у финов кстати помоему решена проблема с теплыми местами под машины. сколько это % от мирового населения (рынка)? весь остальной мир живет в заметно более теплых регионах. не перейдем мы на электромобили? да и х с нами. просто те машины которые мы раньше покупали у крупных производителей нам придется либо покупать дороже как ограниченные северные спец серии, либо делать их самим - опять же на наш ограниченный рынок, при этом неся все капитальные и операционные затраты.
            1. +4
              29 декабря 2021 21:32
              Я советую Вам (не только Вам. Достаточно часто всем советую) книгу Эрика Райнерта "Как богатые страны стали богатыми и почему бедные страны остаются бедными"
              Это немного другой взгляд на экономику и развитие страны. Если не найдете, то вбейте в поисковик "Другой канон" Райнерта.
              Основная мысль "Лучше иметь неконкурентную промышленность, чем не иметь никакой". Много Вы знаете брендов австралийской промышленности? А тем не менеее, она производит практически все что нужно стране (вплоть до автомобилей).
              Именно под впечатлением его идей я всегда с огромным скептицизмом отношусь к "великим аграрным державам". Это путь в нищету. Это производство с убывающей отдачей. И по этой же причине я всегда был против вступления в ВТО и открытия рынков. Это прямой путь в бедность.
              1. 0
                30 декабря 2021 00:26
                спасибо, почитал краткое описание. мысль понятна, учту-изучу.

                по поводу Австралии

                Много Вы знаете брендов австралийской промышленности? А тем не менеее, она производит практически все что нужно стране (вплоть до автомобилей).

                - позвольте не согласиться.

                навскидку вот так:

                Основными предметами для импорта в государство являются: компьютерная техника, транспорт, самолеты, ТВ-оборудование, лекарственные препараты, одежда, бумажная продукция и продовольствие

                https://i-avstraliya.ru/ekonomika-avstralii/eksport-i-import-avstralii.html

                вот на английском официальная инфо:
                https://www.dfat.gov.au/publications/trade-and-investment/trade-and-investment-glance-2020#imports
                ВВП за 2020 г: 1.331 trillion USD (2020) . Импорт больше 10% ВВП.
                1. +1
                  30 декабря 2021 01:04
                  Австралия была дана для примера. Изолированный рынок, достаточно небольшой. Нет ярко выраженных мировых брендов. Но промышленность все равно нужна.
                  Как говорится, хай-тек этот прекрасно. Например, "зелёная энергетика". Но без базовой промышленности не обойтись. А это не только ветряки или термояд. Иногда нужны и галоши.
            2. +1
              30 декабря 2021 00:08
              Кстати, мне кажется, что российский проект «Сколково» слишком «высокотехнологичный» в том смысле, что пока слишком мало связей между тем, что происходит в Сколково, и реальным промышленным производством. Конечно, хай-тек важен, но сегодня вам нужно и что-то среднее, более прикладное, если можно так сказать.

              А хорошая новость заключается в том, что у вас есть все шансы восстановить свою промышленность. Сегодня Россия не настолько богата, чтобы полностью быть захваченной сферой услуг. Вам по-прежнему необходимо промышленное производство – от ручек и кондитерских изделий до станков и машин. Я считаю, что вам необходим разумный протекционизм, но никак не неолиберализм.

              http://tppinform.tpprf.ru/vedomosti/ekonomika/30569/
  6. +2
    29 декабря 2021 13:35
    Энергетика, сельское хоз-во, климатические изменения, финансы и т.п.- всё это отдельные пазлы из которых складывается общая тенденция перехода от государственного устройства мира к транснациональному монополистическому.
    1. +1
      29 декабря 2021 14:02
      С/Х без газа никуда. Удобрения! А без удобрений - голод.
  7. +2
    29 декабря 2021 16:43
    Мне интересно куда эти зелёные будут утилизировать каждый год сотни миллионов здоровых литиевых аккумуляторов,когда электро авто будет под миллиард на земле?Так же как компы и бытовую технику в Африку делая из нее и дальше мировую помойку?А где брать электричество заряжать сотни миллионов машин ежедневно в будущем и это не считая остального потребления людьми и заводами например зимой?Вентиляторы намашут или солнечные панели?Не смешите меня зелёные,в этом году уже ветер надул энергии в вентилятор так что газ стоит более 2000 зарубежных рублей
    1. А где брать электричество заряжать сотни миллионов машин ежедневно в будущем и это не считая остального потребления людьми и заводами например зимой?

      А самое главное!: где взять столько времени для зарядки всех этих машин?)
      Например, на среднестатическом немецком автобане, одна заправка, обслуживает в сутки порядка 3 тыс. автомобилей. Это около 5 минут на одну машину. (к слову - этих заправок - десятки тысяч!)
      Заправка одной электромашины требует порядка хотя бы одного часа! Где в это время должны «висеть» остальные, требующие зарядки? В воздухе?
  8. +1
    2 января 2022 18:59
    «Зеленая» энергетическая революция не отпускает Запад: к чему готовиться России": долго смеяться
  9. +1
    4 января 2022 22:33
    Цитата: Буланов
    Попробуем разобраться, к чему это может привести в перспективе, и какие иметь последствия для нашей страны.

    В РФ, ввиду закрытия энергоемкого производства на Западе, могут появиться эти заводы и фабрики из стран ЕС. Это выгоднее, чем их закрытие. Можно даже часть инженерного персонала принять. РФ может стать сборочной фабрикой Европы и это будет выгодно всем.
    А Байдену вместо подписания военного бюджета в почти 800 ярдов, следовало бы направить эти деньги в мировую науку, чтобы ученые могли найти новые источники энергии. И Гейтсу на это тоже тратить часть своих средств. Тогда все увидят, что они не только говорят, но и пытаются делать декорбонизацию.

    Абсолютно невменяемое предложение. Разве не понятно, что выведя всё грязное и энергоёмкое производство за границы, "очистив" свои производства, они теперь, в своём стиле, пытаются обложить оброком тех, кто это перенял, а, заодно и поставщиков энергии и энергоматериалов. Европе нужно не отстать, чтобы быть в кильватере и тоже успеть отломить чужой пирожок. О КАКОЙ декарбонизации вы пишете? Да, им это не нужно , и, чем дольше будет это длиться, тем больше они высосут из сырьевых стран. Нам, как поставщикам энергии, в случае принятия таких порядков, нужно будет увеличить цены на свои энергетические поставки на величину того карбонового налога, переложив на них стремление жить в чистой среде.
  10. +1
    4 января 2022 22:37
    Цитата: Уважаемый диванный эксперт.
    А где брать электричество заряжать сотни миллионов машин ежедневно в будущем и это не считая остального потребления людьми и заводами например зимой?

    А самое главное!: где взять столько времени для зарядки всех этих машин?)
    Например, на среднестатическом немецком автобане, одна заправка, обслуживает в сутки порядка 3 тыс. автомобилей. Это около 5 минут на одну машину. (к слову - этих заправок - десятки тысяч!)
    Заправка одной электромашины требует порядка хотя бы одного часа! Где в это время должны «висеть» остальные, требующие зарядки? В воздухе?

    Единственный выход из этого неудобства- не заряжать аккумуляторы на "заправках", а менять на уже заряженные. Для этого им нужно заменить всё разномастье на унифицированные типы, применяемые на любых авто. А так же сделать конструкцию авто такой, чтобы было можно быстро отстыковывать- пристыковывать блоки , как это быстро делают на соревнованиях Формулы- 1. И накопить обменный фонд на аккумуляторы на каждой заправке. А так же, создать справочную систему, оперативно извещающую потребителей о наличии таковых в той или иной заправке.
  11. +1
    4 января 2022 22:44
    Цитата: Valera75
    Мне интересно куда эти зелёные будут утилизировать каждый год сотни миллионов здоровых литиевых аккумуляторов,когда электро авто будет под миллиард на земле?Так же как компы и бытовую технику в Африку делая из нее и дальше мировую помойку?А где брать электричество заряжать сотни миллионов машин ежедневно в будущем и это не считая остального потребления людьми и заводами например зимой?Вентиляторы намашут или солнечные панели?Не смешите меня зелёные,в этом году уже ветер надул энергии в вентилятор так что газ стоит более 2000 зарубежных рублей

    Любимый многими даунами Маск уже решил ту задачу. Сервисцентры разбирают сдохшие блоки, вытаскивают ещё живые батареи, собирают из них домашние системы генерации и хранения электричества, продавая по пять- десять раз одну и туже банку в разных сборках, до полного её подыхания. Так он "построил" аккумулирующую станцию в Австралии. на 149 мегаватт. Из пальчиковых аккумуляторов Панасоник. Простейший подсчёт говорит, что там на этом технологическом "чуде" установлено несколько десятков миллионов этих пальчиков.