«Колосс на глиняных ногах»: является ли Россия аграрной сверхдержавой?

53

Благодаря необычайно щедрым урожаям последних нескольких лет, Россия превратилась в крупнейшего экспортера продовольствия в мире. Это даже дало основания назвать ее «аграрной сверхдержавой». К большому сожалению, это довольно сильное преувеличение, поскольку отечественный колосс по факту стоит на глиняных ногах.

Да, за минувшие десятилетия для сельскохозяйственного сектора было сделано довольно много: пошли инвестиции, начала поступать современная техника, распахиваются новые пашни. Но у российской аграрной отрасли есть настоящая «ахиллесова пята»: она критически зависит от импортного семенного материала. Что, если США и ЕС введут санкции, и нам будет просто нечего сажать?



Ситуация без преувеличения очень серьезная. Приятным исключением из общего правила являются только зерновые, где мы до сих пор используем сорта советской селекции. Спасло отечественную пшеницу от замещения импортной только то, что на Западе раньше не выводили сорта, приспособленные к непростым климатическим условиям России. Будь иначе, можно не сомневаться, что и по зерновым отечественные аграрии сейчас бы критически зависели от зарубежного семенного материала. К слову, транснациональные корпорации уже несколько лет назад открыли в нашей стране свои станции, где на опытных полях производят районирование импортных сортов пшеницы. Так что все еще впереди, но об этом мы еще поговорим.

По иным сельскохозяйственным культурам дела обстоят совсем плохо. По словам профессора базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ибрагима Рамазанова, зависимость от импортных семян по картофелю составляет 90%, по кукурузе – 65%, по рапсу – 70%, по подсолнечнику – 75%, по плодово-ягодным культурам разброс еще выше, от 30% до 95%, в зависимости от культуры. Покупка семенного материала и химии за рубежом обходится ежегодно в несколько миллиардов долларов, платить приходится в валюте. Это порядка 25-40% от себестоимости конечной продукции. Вот и представьте, а что будет, если нашего «аграрного колосса» на Западе толкнут, банально запретив поставлять семена.

Заместить своими? А какими? Сельское хозяйство начинается с семеноводства, а оно в России теперь находится в полуживом состоянии.

В СССР было 42 селекционных центра при институтах, создававших новые сорта с заданными характеристиками. Потом их регистрировали и направляли на элитсемхозы, которые эти семена размножали и отправляли сельхозпроизводителям по всей стране. Функционировала по-настоящему эффективная вертикаль, ведущая новый сорт от стадии идеи до товарного семечка. После так называемой «реформы РАН» от 42 селекционных центров осталось то ли 16, то ли 11, по разным данным. Вместо единой централизованной системы остались «островки», которые, ко всему прочему, сейчас работают на иностранных заказчиков, районируя импортные сорта.

При этом со вступлением в ВТО Россия открыла свой внутренний рынок транснациональным корпорациям, где несколько лет назад появился настоящий монстр с колоссальными ресурсами и финансовыми возможностями. В 2016 году произошло слияние германского химического концерна Bayer и американского производителя генномодицифированных семян Monsanto. Интересно, как именно в рамках либеральной экономической мифологии отечественные селекционеры должны конкурировать с подобным производителем, ставшим фактически рыночным монополистом?

К слову, о либералах. Нельзя сказать, что совсем уж ничего в нашей стране не делается для замещения импортных сортов. В 2017 году была принята федеральная научно-техническая программа АПК, в рамках которой были выведены 19 новых сортов картофеля, из которых 10 оказались востребованы у аграриев, 6 гибридных сортов сахарной свеклы и даже одна новая порода мясных кур под названием «Смена-9». Но вся эта позитивная деятельность может быть перечеркнута законотворческими инициативами нашего либерального правительства, явно ориентирующегося на нормы ВТО.

Так, в Минсельхозе был разработан новый закон «О семеноводстве», который был одобрен кабинетом министров и направлен в Госдуму РФ. После ознакомления с ним Ассоциация независимых российских семенных компаний и Российский зерновой союз были вынуждены объединиться и направить открытое письмо на имя президента Путина с критикой данного документа. В частности, было отмечено, что законопроект вводит новые и ничем не обоснованные административные барьеры и государственные пошлины для регистрации новых сортов. Аграрии насчитали минимум 29 новых административных преград, препятствующих работе отечественных селекционеров:

Впервые вводится запрет на любое использование семян, которые не отвечают требованиям, установленным ФОИВ, при этом для ФОИВ предусмотрено право делать исключения из этого правила для отдельных компаний или предписывать уничтожение семян для других… При средней ориентировочной стоимости такого паспорта 50 000 рублей затраты бюджета и селекционеров окажутся просто неподъемными, а так называемый генетический паспорт превратится в ничего не гарантирующую «филькину грамоту».

Зачем так делается? Там, наверху, конечно же, виднее.

Между тем, упомянутый закон прошел в Государственной думе третье чтение, и уже создана специализированная федеральная государственная информационная система (ФГИС) «Семеноводство».
53 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    29 декабря 2021 13:24
    Кормовая база человеков нуждается в поддержке гособразований, а это, по мнению монополистических объединений и международных организаций – протекционизм в чистом виде, который мешает процессу глобализации – власти транснациональных монополистических объединений.
    Сельское хозяйство подвержено рискам, а чтобы обезопасить крупные материальные и финансовые вложения необходимо перевести производство кормов на промышленные рельсы, а это возможно только в случае перевода человеков на искусственные корма.
  2. +5
    29 декабря 2021 13:46
    В СССР было 42 селекционных центра при институтах, создававших новые сорта с заданными характеристиками.

    Выходит, что при Сталине (коммунистах) уделяли больше внимания селекции, чем сейчас?
    Кстати, недавно говорили по ТВ, что наблюдается дефицит комбикормов в РФ. И это при огромных урожаях зерновых? Саботаж?
    1. 0
      29 декабря 2021 15:08
      1. при Сталине страна воевать готовилась. поэтому на импорт нельзя было полагаться и делали свое. но свое на ограниченном рынке СССР делать дорого (кап затраты не отбивались объемами продаж) + прочая советская неэффективность (см ниже). поэтому экономика была не эффективна, в итоге СССР накрылся не выдержав экономической гонки. хотите повторить?
      2. нет не саботаж. комбикорма это продукт переработки. с переработкой в СССР было плохо. Сложные производства СССР давались с трудом. Потому что оптимальный вариант сложного производства находится в конкурентной борьбе многочисленнных пытающихся выжить компаний. в СССР конкуренции не было, вместо естественного отбора эффективного процесса внедрялись процессы, которые выбирали директивно сверху, далеко не всегда самые эффективные. попробуйте вспомнить с чем в СССР было хорошо, без дефицита?
      1. +2
        29 декабря 2021 15:19
        1. при Сталине страна воевать готовилась. поэтому на импорт нельзя было полагаться и делали свое. но свое на ограниченном рынке СССР делать дорого (кап затраты не отбивались объемами продаж) + прочая советская неэффективность (см ниже). поэтому экономика была не эффективна, в итоге СССР накрылся не выдержав экономической гонки. хотите повторить?

        Вранье. Советская плановая экономика была очень эффективной.
        Да, хотим повторить.

        СССР накрылся не из-за "неэффективности", а из-за вредительства определенной категории номенклатуры, которая хотела реставрации капитализма и урвать свой кусок общественного достояния. Что и произошло.

        нет не саботаж. комбикорма это продукт переработки. с переработкой в СССР было плохо. Сложные производства СССР давались с трудом. Потому что оптимальный вариант сложного производства находится в конкурентной борьбе многочисленнных пытающихся выжить компаний. в СССР конкуренции не было, вместо естественного отбора эффективного процесса внедрялись процессы, которые выбирали директивно сверху, далеко не всегда самые эффективные. попробуйте вспомнить с чем в СССР было хорошо, без дефицита?

        Либеральная демагогия. Вы нам сказки-то не рассказывайте тут. Это к Юрке Дудю и его малолетней аудитории.
        В СССР была внутренняя конкуренция, соцсоревнование.
        Например, конкуренция между КБ, Миля и Камова, и т.д. В итоге выбиралось наилучшее решение.
        В СССР хорошо было много с чем: авиация, флот, космос, атомная энергетика, бесплатное образование, бесплатная медицина и т.д.
        1. -2
          29 декабря 2021 17:52
          Цитата: Маржецкий
          Советская плановая экономика была очень эффективной.
          Да, хотим повторить.



          Где тот СССР? Где та плановая экономика? Разговоры, что какие-то злые предатели развалили супер пупер эффективную экономику в пользу бедных. В сказках так бывает, в жизни нет. Повторение закончится так же, как закончил СССР.
          1. 0
            29 декабря 2021 20:00
            Цитата: Oleg Rambover
            Где тот СССР?

            Так вот же он, это наша современная Россия. Вы видимо боитесь? Правильно делаете! laughing
        2. -2
          29 декабря 2021 18:13
          В сегодняшнее российское время перетащили советские недостатки, бросив положительный опыт, и с Запада притащили достаточно негативного.
          1. +1
            29 декабря 2021 20:05
            А разве ещё не все разъехались по своим "историческим" родинам? Я думал, мы очистились от "недостатков". sad
            1. -3
              29 декабря 2021 20:11
              Вы не в австралийском или не в аляскинском захолустье обитаете?СК Бастрыкина, Военная прокуратура, ФСБ, Генпрокуратура показывают, что недостатков не стало меньше за 20 лет.Особенно в ВПК , и в Вооруженных силах.
              1. 0
                29 декабря 2021 20:43
                Почаще напоминайте нам о наших недостатках, от этого только польза, а мы определимся, где вы нас хотите обмануть. smile
                1. -3
                  30 декабря 2021 14:09
                  Недостатков у нас нет.Только мелкие трудности из-за бурного роста. laughing
                  1. 0
                    3 января 2022 13:09
                    Глупость. Это шутка? Это глупость.
        3. +1
          29 декабря 2021 19:46
          ха-ха-ха:)
          обьясняю: ваш тезис "СССР накрылся ...из-за вредительства определенной категории номенклатуры, которая хотела реставрации капитализма" точно также подтверждает мое утверждение о неээфективности СССР. Потому что руководство в СССР "производилось" точно таким же неконкурентным-неэффективным способом как и почти все остальное. не было реальной конкуренции в политике и не было возможности потренироваться-посоревноваться этим политикам на уровне мэров-губернаторов и потом из них выбрать лучших на всесоюзный (федеральный) уровнень. а если выбрали не того, то сменить его на очередных выборах. результат мы все знаем. а списывать все на шпионов-вредителей так же смешно. типа КГБ при тотальном контроле всего в СССР их проспал, а провести аналогичную работу по пропаганде-развалу во вражеских странах не смог. ну тогда это диагноз глубочайшей профнепригодности. но нет. это сама советская система была неэффективна.
          сказки-демагонию я вам рассказывать не буду. вот все что вы смогли вспомнить: "конкуренция между КБ, Миля и Камова, и т.д. В итоге выбиралось наилучшее решение. В СССР хорошо было много с чем: авиация, флот, космос, атомная энергетика, бесплатное образование, бесплатная медицина и т.д." из примеров конкуренции вы вспомнили только пару КБ в авиастроении, из чего-то потребительского для народа - только образование и медицина. все остальное - оборонка. где продукты, одежда, ТНП?
          1. -7
            29 декабря 2021 20:12
            из-за вредительства определенной категории номенклатуры, которая хотела реставрации капитализма"

            Очень простое обьяснение.
            1. 0
              3 января 2022 13:10
              На вашем уровне.
      2. +1
        29 декабря 2021 23:25
        долг ПНР( поляков) на мормент развала в 88 году был 20 млрд, сейчас в "развитом" капитализме долг Польши 370млрд, аналогично и с СССР, горбачевский долг в 91 был 100-110 млрд, сейчас только у РФ долг 430 млрд, правда в резерве 600млрд( благодаря сокращению советских соц обязательств)

        Запад живет исключительно за счет печатания трлнов фантиков
      3. +1
        30 декабря 2021 10:12
        при Сталине страна воевать готовилась

        А сейчас не готовится? Ультиматумы НАТО просто так предъявляются, как у Мюнхаузена?

        с переработкой в СССР было плохо

        СССР уже 30 лет нет. К 30 летию СССР был 1952 г. И какие тогда были успехи у страны после 2 МВ?
  3. +2
    29 декабря 2021 14:28
    Цитата: Буланов
    Кстати, недавно говорили по ТВ, что наблюдается дефицит комбикормов в РФ. И это при огромных урожаях зерновых? Саботаж?

    Ничего личного, просто бизнес.
    1. -2
      29 декабря 2021 16:08
      Вранье. Советская плановая экономика была очень эффективной.
      Да, хотим повторить.

      - у меня вопрос, г-н Маржецкий, вы сколько дней прожили при советской плановой экономике???
      1. +2
        29 декабря 2021 17:44
        Судя по фейсбуку, товарищ Маржецкий родился в 1980 году, и аж целых шесть, ШЕСТЬ,Карл!!! лет, (по сути вся молодость в детсаду!!!) до реформ Горбачева ппрожил при прекрасной советской плановой, и главное ЭФФЕКТИВНОЙ !!!!, экономике! Целых шесть лет! Поэтому знает о ней, родимой, советской экономике все, или почти все, что касается экономики детского сада. Так что зря вы над ним иронизируете.
        1. -5
          29 декабря 2021 18:15
          Маловато.Черный рынок при Советах был колоссальный. Очереди за продуктами. Особенно за мясными и молочными продуктами. В Новосибирске и Свердловске, даже карточки в конце 60-х вводили на мясо. Мы из Казахстана родственникам высылали сушеное мясо и сало.
          1. -1
            29 декабря 2021 18:24
            Может, в Челябинске, где родился и живет автор, Сергей Маржецкий, все было не так? А было - ВСЕ!!!! и - ВСЕГДА!!!! Не как у всего СССР? И Челябинск был городом эффективнейшей в мире экономики? Чота сумлеваюсь.....
            1. -1
              29 декабря 2021 19:51
              Рынок был самый обычный, и Белый и Чёрный. Сколько товара такой и рынок, не надо придумывать.
              Проживал в Березняках, Ульяновске, Пскове, Москве... Жить сегодня конечно стали лучше, но это заслуга исторического развития. Так и должно быть.
            2. -3
              29 декабря 2021 20:08
              Свиное сало из Казахстана на рынках Челябинска в 60-е шло на ура!Дирекция целинных совхозов Казахстана смотрела сквозь пальцы на личные хозяйства своих работников. Комбикорма и пшеницу продавали крайне дешевы жителям совхозов.В южных районах уйгуры и вайнахи, турки азери держали большие стада коров.Часть продукции везли в Омскую, Оренбургскую область, на Южный рал на продажу. ОБХСС не особо зверствовала.
              1. 0
                3 января 2022 13:15
                Это надо уметь так соврать, что похоже все на вранье. Дикое вранье. Все перевернуть и переврать.
            3. 0
              3 января 2022 13:18
              Челябинск был довольно обеспеченным городом, по советским меркам. Вам не сомневаться надо, а знать.
              1. -3
                3 января 2022 13:28
                В 70-е годы в аэропорту и на вокзале Челябинска, в буфетах, лежали засохшие бутерброды. Черный хлеб с салом.Больше ничего на прилавках не было.
      2. 0
        29 декабря 2021 19:55
        Нормально жили, не сгущайте краски.
        1. -7
          29 декабря 2021 20:09
          Сомртря в какой период.Все было бы нормально, не случились бы события 1986, 1988,1989, 1990 в республиках СССР.Не случился бы 1991.
          1. +1
            29 декабря 2021 20:35
            Смотрю я на вас и удивляюсь. Периоды, да если бы у вашей мамы не было периодов, вы тогда не родились. yes
            1. Комментарий был удален.
              1. Комментарий был удален.
          2. 0
            3 января 2022 13:16
            Все было нормально. Пока к власти не пришли предатели. Все остальное - ерунда.
            1. -4
              3 января 2022 13:31
              Несколькими предателями всех провалов и ошибок , не заткнуть. Горбачевское ПБ ЦК КПСС село за "накрытый стол".Преодолеть тенденцию развала до сих пор не удалось. Как только цены на нефть сползли вниз, кончились успехи 2000-х.
      3. -3
        29 декабря 2021 20:01
        Реформы Хрущева и народный академик Лысенко нанесли такой удар по сельскому хозяйству СССР, что до сих пор сказываются последствия.Вместо подъема сельхоза Средней полосы и Юга, пострадавших от войны, кинул все резервы и людей на целинные земли Алтая и Казахстана.После 1960 пришлось возить пшеницу из Австралии( суда ДВМП), из Канады, из США.Обогащая тамошних фермеров. Из-за повышения налога на личные хозяйства жители порезали скот .Лишив страну значительного объема мясной продукции. Запретил промкооперацию. Что дало развитие черного рынка, цеховиков нелегалов.
      4. +3
        29 декабря 2021 20:19
        Игорь, на эффективности экономики Советского Союза это не могло отразиться, если вдруг Сергей молод.
        Экономика страны позволила и обеспечила перестройку, а это уже о многом говорит.

        Справедливости ради, замечу, что в какой-то момент Перестройки, управление вышло из-под контроля...
        1. -3
          30 декабря 2021 14:12
          Справедливости ради, замечу, что в какой-то момент Перестройки, управление вышло из-под контроля...

          Результаты Перестройки показывают, что там программой , планами и не пахло.Соответственно и контроля не было.
          1. -1
            30 декабря 2021 14:43
            Результаты перестройки уже начинают приносить свои плоды. Следующая фаза по плану, она учитывает состояние экономики США. yes

            Россия, конечно, не афиширует, но я всё больше убеждаюсь, мы перестроим весь мир! smile
            1. -3
              30 декабря 2021 14:45
              Флаг нам в руки, и барабан на шею, в деле перестройки мира.СССР такое планировал. Забывая о нуждах своего населения.Самого трудолюбивого и непокорного в мире.
              1. 0
                30 декабря 2021 15:03
                Ваши комментарии лучший индикатор происходящего в России. love
                1. -3
                  30 декабря 2021 15:15
                  Россия осколок СССР.Над российской экономикой еще работать и работать.Рассчитывая только на свои силы.Напрасно допустили значительное имущественное расслоение общества, и ликвидацию среднего класса.Этого хребта всякого обшества.Кстати учредитель Арктической логистической компании, прикладывающейся к СМП является Ксения Сергеевна Шойгу.Полная тезка дочери МО России.
                  1. -1
                    30 декабря 2021 15:54
                    Кстати, ты надоел! Скоро Новый год на тебя наступит, держись! laughing
                    1. -5
                      30 декабря 2021 16:55
                      С наступающим Новым Годом! Надеюсь войны масштабной и длительной не случится.
        2. 0
          1 января 2022 10:57
          Я 40-летний дядька с 3 высшими образованиями, последние 7 лет плотно историей занимаюсь
  4. +4
    29 декабря 2021 15:22
    ...Является ли Россия аграрной сверхдержавой?

    Конечно, нет!
    Экспорт РФ продуктов и зерновых- капля в море по сравнению, например, с экспортом минеральных ресурсов, включая нефть и газ.
    Кроме этого, в самой России постоянно ощущается нехватка высококачественных полезных продуктов по доступным ценам, особенно для бедных и малоимущих.
    При этом цены растут семимильными шагами.
    1. -5
      29 декабря 2021 15:53
      смени методичку, ипсошник))) Ваши мрии что мы в России последнего ежа доедаем - это только ваши мрии. А вот то что вы на украину завозите уже сало и картошку с "нищей" России - это факт)))
      1. +3
        29 декабря 2021 16:06
        "Методичка" для экспорта по всем странам одна.
        Только невежды на Украине, как вы, об этом не знают. )
        РФ уже давно завозит продукты питания из других стран, в том числе пальмовое масло, картошку и рыбу.
  5. +2
    29 декабря 2021 18:36
    Ну конечно… этим ворам, кнопкодавам приписывать либеральные взгляды на политику и экономику чересчур большой комплимент.
    Они даже не знают, что это такое laughing
  6. +1
    29 декабря 2021 23:10
    1) про семена говорят уже лет 20, а воз и ныне там. По статье - даже хуже стало.
    2) Сколько было и есть таких "аграрных сверхдержав"??? Омерика, Аргентина, Австралия, и? кроме прибылей латифундистам, это ничего не значит.
    Можно вспомнить и сверхдержавы Каучуковые, и удобрений, и слоновой кости, и перца... и где они сейчас?
    1. 0
      30 декабря 2021 06:26
      Цитата: Сергей Латышев
      1) про семена говорят уже лет 20, а воз и ныне там. По статье - даже хуже стало.
      2) Сколько было и есть таких "аграрных сверхдержав"??? Омерика, Аргентина, Австралия, и? кроме прибылей латифундистам, это ничего не значит.
      Можно вспомнить и сверхдержавы Каучуковые, и удобрений, и слоновой кости, и перца... и где они сейчас?

      В статье сумма в 50 тысяч рублей за генетический паспорт названа разорительной. Но это единоразовые затраты и не на партию а на сорт.
      Логично предположить что производится генетическая расшифровка и хранение этой информации. Тогда получается вполне адекватная сумма.

      Статья вызывает ощущение истерики у автора.
  7. +1
    31 декабря 2021 01:05
    импортозаместим
  8. +1
    1 января 2022 10:56
    Цитата: Pink 123 Floyd 328
    Судя по фейсбуку, товарищ Маржецкий родился в 1980 году, и аж целых шесть, ШЕСТЬ,Карл!!! лет, (по сути вся молодость в детсаду!!!) до реформ Горбачева ппрожил при прекрасной советской плановой, и главное ЭФФЕКТИВНОЙ !!!!, экономике! Целых шесть лет! Поэтому знает о ней, родимой, советской экономике все, или почти все, что касается экономики детского сада. Так что зря вы над ним иронизируете.

    Я как бы еще и историю учил smile
  9. -1
    1 января 2022 10:59
    Цитата: Игорь Павлович
    Вранье. Советская плановая экономика была очень эффективной.
    Да, хотим повторить.

    - у меня вопрос, г-н Маржецкий, вы сколько дней прожили при советской плановой экономике???

    Я родился в СССР, в настоящее время получаю третье высшее образование и плотно занимаюсь отечественной историей последние 7 лет.
    ИМХО, я знаю, о чем говорю.
  10. +2
    1 января 2022 22:39
    Почему тогда в этой "аграрной сверхдержаве" так подорожали овощи?
  11. 0
    6 января 2022 22:01
    Глиняные ноги - это сельхозолигархи. Надо развивать госхозы, оказывать поддержку общинам, развивать село. Тогда и рождаемость повысится.