Россия идет ва-банк: Кремль требует пересмотра итогов Холодной войны
В удивительное время живем, господа, не находите? История буквально пишется у нас на глазах. Однако того, что произошло на исходе 2021 года, не то, что наши заклятые «друзья и партнеры», но даже и мы не могли себе представить даже в самых смелых и радужных наших снах. Последними своими беспрецедентными заявлениями Москва поставила Вашингтон фактически в некрасивую, почти безвыходную ситуацию. И удивительно даже не это, а то, что Вашингтон все это безропотно сносит и только спрашивает разрешения посоветоваться с коллегами по НАТО (и то, далеко не со всеми, а лишь с избранными, на что неизбранные уже подняли вселенский шум и хай).
Русские, как известно, медленно запрягают, но быстро едут! Но в уходящем году их птица-тройка понеслась со скоростью 10-15 Махов (дальше вы поймете, что данный термин я употребил совершенно не случайно). «Партнеры» впали в ступор, не успевая переваривать происходящее. Все началось 18 ноября, с выступления Путина на расширенной коллегии Министерства иностранных дел РФ, где президент РФ поставил перед ведомством Сергея Лаврова задачу интенсифицировать усилия МИДа по донесению линии Москвы до ее заклятых «партнеров». Именно там мы впервые услышали от Путина слова о недопущении расширения НАТО на восток и о предоставлении Западом долгосрочных юридических гарантий безопасности РФ в связи с этим прискорбным обстоятельством (и все это на фоне стонов западной прессы о стягивании российских войск к границам Украины, которые по факту оказались границами Белоруссии). И уже 7 декабря (что примечательно – в день 80-летия вступления США во Вторую мировую войну, начавшуюся для них с трагедии в Пёрл-Харборе) по инициативе американской стороны происходит виртуальный саммит РФ-США, ставший логическим продолжением предыдущего женевского саммита полугодичной давности. О чем договорились лидеры двух ведущих держав, не знает никто. От слова «совсем»! Самое банальное предположение – договорились договариваться. Но уже через три дня, 10 декабря МИД РФ выкатывает список требований РФ к США и их союзникам по НАТО, опубликовав их тезисы на своем сайте, после чего события стали развиваться поистине с калейдоскопической быстротой.
Буквально через пять дней после этого, 15 декабря в Москву, транзитом через Киев, прилетает спецпосланник Вашингтона помощник Госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Карен Донфрид. Основная цель ее визита – забрать письменно-оформленные предложения Москвы по преодолению возникшего кризиса. Для чего она в первой половине дня встречается с заместителем Лаврова Сергеем Рябковым, а во второй проводит двухчасовые переговоры с замглавы АП Дмитрием Козаком, курирующим в Кремле украинское направление. После этого спецпосланник Вашингтона без всяких комментариев убывает в Брюссель. Обратите внимание на маршрут ее следования – Киев-Москва-Брюссель. В Киеве она провела переговоры с министром иностранных дел Украины Дмитрием Кулебой, где еще раз подтвердила приверженность США принципу «никаких решений по Украине без Украины». Как Вашингтон следует этому принципу, мы увидели уже на следующий день в Москве. Но самое удивительное нас ждало дальше – уже через 10 дней, согласно полученным от Вашингтона инструкциям, Зеленский начал переобуваться буквально в воздухе.
Но не буду забегать наперед, потому что и Вашингтону было отчего удивляться, когда не прошло и двух дней после отъезда Карен Донфрид из Москвы, как замглавы МИД РФ Сергей Рябков созывает специальный брифинг для российских и иностранных журналистов, где предает гласности переданные ей документы, для чего раздает отпечатанные на русском и английском языках проекты договоров с США и НАТО по преодолению возникшего между сторонами кризиса приглашенным на брифинг журналистам. Такого разворота событий Вашингтон не ожидал. По крайней мере, до сих пор в подковерной дипломатии так было не принято. «Фи, как некрасиво!» – только собрались затянуть они, как Сергей Лавров их остудил словами: «Привыкайте, господа, правила меняются! Больше заболтать и замотать свои устные обещания у вас не получится». Россия вынесла переговоры в публичную сферу, желая избежать несоблюдения достигнутых договоренностей и возможного передергивания фактов.
То, что правила меняются, их европейские соратники уже поняли, когда МИД РФ опубликовал закрытую переписку Сергея Лаврова с его германским и французским коллегами Хайко Маасом и Жан-Ивом Ле Дрианом. Такое «наглое» поведение Москвы было вызвано искажением европейскими участниками переговоров позиции России в нормандском формате и ее роли в урегулировании внутриукраинского конфликта. В переписке они соглашались с Москвой, а во всеуслышание заявляли прямо противоположное. Больше с подобным РФ мириться не собирается! Если для наших американских и европейских партнеров это стало полной неожиданностью, то это исключительно их персональные трудности. Я совершенно не зря начал обзор прошедших событий с выступления Путина на расширенной коллегии МИД РФ, где он призвал дипломатов интенсифицировать их усилия по урегулированию имеющегося между РФ и Западом кризиса. Лучше не усугублять и не доводить, чтобы нечто подобное Путин заявил на расширенной коллегии Минобороны РФ (но до нее мы еще доберемся, на ней Путин тоже выступил, 21 декабря).
«А теперь Горбатый!» (с). «Другого меню у меня для вас нет!» (С.А. Рябков)
То, что Кремль пошел ва-банк, стало ясно сразу за опубликованием требований Москвы на сайте МИДа. Но на этом Кремль не ограничился. Предав гласности свои требования, он тем самым удвоил ставки. После чего Вашингтон попал в ситуацию, которая в шахматах описывается как цугцванг. Требования Москвы выглядели как ультиматум и по форме и по содержанию. Согласиться с ними было равнозначно признанию собственного поражения, но и отказаться рассматривать их Белый Дом не мог. По каким-таким причинам, я расскажу отдельно, поверьте на слово, аргументы Кремля были железобетонные. Об их наличии Байден был проинформирован своими разведчиками еще до первой своей встречи с Путиным в Женеве. Почему они были настолько убедительны, станет ясно позднее, сейчас лишь напомню, что оба саммита (и женевский, и виртуальный) были инициированы американской стороной (почему, подумайте сами?!).
Но и на этом Кремль не остановился. В процессе брифинга для российских и иностранных журналистов, созвавший его Рябков вначале утраивает, а потом и учетверяет и без того высокие ставки, заявив собравшимся, что представленные Москвой документы не стоит рассматривать как меню, из которого можно выбирать отдельные пункты – это комплексное предложение, которое следует принимать (или не принимать) исключительно пакетом. Пока иностранные журналисты переваривали эту ошеломляющую новость, он их добил очередной, сообщив о конечной дате рассмотрения предложений Москвы. На все про все Кремль дает 30 дней, после чего представленные документы утрачивают силу (дедлайн случится аккурат 14 января 2022 года). Вашингтон на него уже отреагировал, назначив очередную встречу на 10 января, которая должна пройти в режиме оффлайн в Женеве на уровне специально отобранных переговорщиков с широкими полномочиями. Особую пикантность данному событию придает тот факт, что предъявлять ультиматум нашим «заклятым друзьям и партнерам» МИД РФ отрядил самого миролюбивого из замов Сергея Викторовича интеллигентнейшего Сергея Алексеевича Рябкова. И он с возложенной на него миссией успешно справился, лишний раз доказав высокий уровень отечественной дипломатии.
Гвоздь в крышку гроба наших «партнеров» вбил уже другой заместитель Лаврова Александр Грушко, который в интервью Владимиру Соловьеву заявил, что в случае непринятия наших предложений Россия оставляет за собой право на меры военного и военно-технического характера. И тут за океаном кому-то реально стало плохо.
Назад в СССР
Самое время сказать, что же там за предложения такие были, на которые Запад без утраты лица никак пойти не мог. Если коротко в двух словах, то Кремль в ультимативной форме предложил Штатам обнулить итоги Холодной войны, убраться из Европы с сопредельных с Россией территорий со своим ядерным оружием любого радиуса действия и впредь не угрожать нам. Т.е. фактически Кремль предложил Штатам вернуться назад в СССР, не буквально, но фактически восстановить статус-кво по состоянию на 27 мая 1997 года. Согласитесь, что подобные заявления – это наглость! Даже не наглость, а запредельная наглость! И первое, что приходит на ум, так это послать Кремль куда подальше с его предложениями. Почему же Штаты этого не сделали? Более того, приняли предложения Москвы к рассмотрению. Видимо, на стороне Кремля имелись железные аргументы. И Байден о них знал! Но об этом, как я и обещал, уже в следующем тексте. Поверьте, все ваши предположения мимо кассы, там не идет речь о наших ракетах на Кубе, Венесуэле и Никарагуа, и даже не о развертывании наших РВСН на территории РБ и Калининградской области, и тем более не о возможном военном союзе с Китаем. Зачем нам Китай? Где мы и где китайцы? Мы и сами с усами! Там все еще жестче. Вы ведь Путина знаете – он никогда не блефует, он всегда играет в открытую, но каждое его последующее предложение всегда хуже предыдущего. Вот Байден и пытается согласиться с первым, зная по опыту Обамы, что второе предложение будет значительно хуже. Чего у Путина не отнять, так это того, что он никогда не действует сгоряча. Все его действия заранее спланированы, и он всегда их совершает на холодную голову, выбирая для этого самый подходящий для себя и самый неподходящий для своего противника момент. Вот и в этот раз он испортил Байдену Рождество. Причем, ударил сознательно наотмашь туда, куда тот совершенно не ждал, выбрав для этого еще и самую дерзкую форму.
Требования Москвы изложены в двух документах, отдельно к Штатам и отдельно к блоку НАТО. Коротенько, но со вкусом. Всего 8 статей претензий к США и 9 статей к НАТО. Но каждая из них вызывает полное изумление – вы что, все это серьезно? Да, серьезно! Мы не шутим, и ждать более не намерены! Либо вы принимаете наши требования, либо не взыщите. Для начала Россия предлагает Штатам и НАТО убраться с наших границ. Причем, речь идет даже не о границах Украины и Грузии, как потенциальных членов НАТО, на этом Россия ставит крест, равно как и на перспективах других республик бывшего Союза попасть в Альянс, эта тема закрывается раз и навсегда, отсель и во веки веков – это зона жизненных интересов РФ, забудьте сюда даже дорогу (Рябков в своем интервью Интерфаксу пошел еще дальше, предложив отозвать решения бухарестского саммита НАТО 2008 года о возможном приеме в него Украины и Грузии). Но и этого России показалось мало, и она потребовала от США, памятуя, что те еще два года назад стараниями Трампа вышли из Договора о РСМД, убрать свое ядерное оружие любого радиуса действия и инфраструктуру к нему из Европы на свою национальную территорию и впредь воздерживаться от развертывания его вблизи наших границ. Тут речь идет не только о системах ПРО в Румынии и Польше, пусковые установки которых могут быть использованы для крылатых Томагавков, но и обо всех неконвенциональных ракетах малой и средней дальности наземного базирования, которые Вашингтон грезит вернуть в Европу, равно как и авиабомбах с ядерной начинкой, которые уже сейчас хранятся там на американских военных базах в Германии и Турции. Данное положение распространяется и на стратегические бомбардировщики, и на надводные корабли всех классов, несущие ЯО. Заметьте, там нет подводных лодок с ядерным оружием на борту. К чему бы это? А к тому, что последние 70 лет, хотим мы этого или не хотим, но ЯО является гарантом мира во всем мире. Своими предложениями мы просто не позволяем США сломать имеющийся на данный момент баланс сил.
Ст. 4. Соединенные Штаты Америки не будут создавать военные базы на территории государств, ранее входивших в Союз Советских Социалистических Республик и не являющихся членами Организации Североатлантического договора, использовать их инфраструктуру для ведения любой военной деятельности, а также развивать с ними двустороннее военное сотрудничество.
Ст. 5. Стороны воздерживаются от полетов тяжелых бомбардировщиков, оснащенных для ядерных или для неядерных вооружений, и нахождения надводных боевых кораблей всех классов, в том числе в рамках союзов, коалиций и организаций, в районах, соответственно, вне национального воздушного пространства и вне национальных территориальных вод, откуда они могут поражать цели на территории другой Стороны.
Ст. 5. Стороны воздерживаются от полетов тяжелых бомбардировщиков, оснащенных для ядерных или для неядерных вооружений, и нахождения надводных боевых кораблей всех классов, в том числе в рамках союзов, коалиций и организаций, в районах, соответственно, вне национального воздушного пространства и вне национальных территориальных вод, откуда они могут поражать цели на территории другой Стороны.
Данная статья включает в себя и согласование предельно допустимых дистанций сближения боевых кораблей и самолетов в открытом море и воздушном пространстве над ним.
Ст. 6. Стороны обязуются не развертывать ракеты средней и меньшей дальности наземного базирования вне национальной территории, а также в тех районах своей национальной территории, из которых такие вооружения способны поражать цели на национальной территории другой Стороны.
Этот пункт сразу ставит крест на всех американских РМСД, зачем они им, если со своей территории они до РФ долететь не могут, там максимальный радиус действия подобной ракеты 5,5 тыс. км, даже с Аляски они могут дотянуться только до нашей Чукотки и кусочка Камчатки, что снижает степень угроз до нуля и делает РМСД ненужными.
Ст. 7. Стороны исключают развертывание ядерного оружия вне национальной территории и возвращают такое оружие, уже развернутое за пределами национальной территории на момент вступления в силу настоящего Договора, на национальную территорию. Стороны ликвидируют всю имеющуюся инфраструктуру для развертывания ядерного оружия вне национальной территории. Стороны не осуществляют подготовку военнослужащих и гражданских лиц из стран, не обладающих ядерным оружием, к применению такого оружия.
Это положения Договора с США. Как видите, все предельно коротко и ясно (мои объяснения вышли длиннее). Последний пункт предполагает недопущение передачи ЯО другим сторонам, в частности, задействование ВВС Германии или какой другой страны НАТО (кроме Франции и Британии) для нанесения воздушных ударов по территории РФ с использованием американских авиабомб в ядерном исполнении. В статье 4-й особо подчеркнуто недопустимость создания военных баз на территории стран, не входящих в НАТО, на двусторонней основе, т.е. то, что сейчас происходит в Украине и Грузии (зачем Штатам НАТО, если они и так там могут создавать свои базы на основании двусторонних соглашений).
В Договоре с НАТО Россия пошла еще дальше.
Ст. 3. Участники подтверждают, что не рассматривают друг друга в качестве противников. Участники поддерживают диалог и осуществляют взаимодействие по совершенствованию механизмов предотвращения инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним (в первую очередь, на Балтике и в Черноморском регионе).
Ст. 4. Российская Федерация и все Участники, являвшиеся по состоянию на 27 мая 1997 года государствами-членами Организации Североатлантического договора, соответственно, не размещают свои вооруженные силы и вооружения на территории всех других государств Европы в дополнение к силам, размещенным на этой территории по состоянию на 27 мая 1997 года.
Ст. 7. Участники, являющиеся государствами-членами Организации Североатлантического договора, отказываются от ведения любой военной деятельности на территории Украины, а также других государств Восточной Европы, Закавказья и Центральной Азии (все совместные учения оговорены не выше бригадного уровня – это не более 2-3 тыс. чел., на расстояниях согласованной ширины и конфигурации от линии границ РФ и стран ОДКБ – прим. авт.).
Ст. 4. Российская Федерация и все Участники, являвшиеся по состоянию на 27 мая 1997 года государствами-членами Организации Североатлантического договора, соответственно, не размещают свои вооруженные силы и вооружения на территории всех других государств Европы в дополнение к силам, размещенным на этой территории по состоянию на 27 мая 1997 года.
Ст. 7. Участники, являющиеся государствами-членами Организации Североатлантического договора, отказываются от ведения любой военной деятельности на территории Украины, а также других государств Восточной Европы, Закавказья и Центральной Азии (все совместные учения оговорены не выше бригадного уровня – это не более 2-3 тыс. чел., на расстояниях согласованной ширины и конфигурации от линии границ РФ и стран ОДКБ – прим. авт.).
И все это заканчивается статьей 9-й, где уточняется, что любой участник соглашения может выйти из него, направив депозитарию соответствующее уведомление. Действие договора прекратится для такого участника через 30 дней после получения депозитарием уведомления.
Резюме: Безопасность РФ Украиной прирастать будет
Если резюмировать, то Москва предлагает Штатам и их партнерам создать пояс безопасности вокруг РФ, т.е. обнулить итоги Холодной войны, в которой США считают себя победителями, и вернуться даже не в 1997 год, а в 1991, когда после распада Союза и Варшавского Договора пять европейских стран – Австрия, Швеция, Финляндия, Швейцария и Ирландия, каждая преследуя свои цели, но все же подтвердили свой нейтральный статус. Швеция, Ирландия и Швейцария нас сейчас мало волнуют, а вот нейтралитет Австрии, принятый в 1955 году ее парламентом в качестве конституционного закона, провозгласившего ее вечный нейтралитет и отказ в будущем от участия в каких-либо военных блоках и альянсах и запрет на размещение любых военных баз на ее территории, равно как и нейтралитет Финляндии, установленный по итогам Второй мировой войны советско-финским договором 1948 года, и признанный впоследствии всеми крупными игроками Холодной войны, нас очень даже интересуют. Эти страны вместе со странами Организации Варшавского Договора и создавали тот самый буфер безопасности между СССР и агрессивным блоком НАТО. Россия сейчас с позиции силы требует восстановления утраченного в 1991 году статуса-кво, распространяя это правило на Украину прежде всего, равно как и на все постсоветское пространство, кроме стран Балтии (хотя, если будут сильно громко тявкать, то и на них можем распространить). Почему так произошло, я объясню уже в следующих текстах, а пока хотел зафиксировать мысль о финляндизации Украины, как о способе выхода из создавшейся тупиковой ситуации, дабы не доводить до исчезновения этой псевдостраны с политической карты мира в случае игнорирования наших требований.
Я хочу напомнить, что на очередной ежегодной пресс-конференции президента РФ на вопрос журналистки британского канала «Скай Ньюс», может ли Россия гарантировать ненападение на Украину, Путин прямого ответа не дал, сославшись на то, что это будет зависеть от Запада, подвесив, таким образом, и Зеленского, и Байдена в состояние неустойчивого равновесия – шаг влево или вправо – и ты покойник. Закончил же Путин свой ответ представительнице Туманного Альбиона словами:
Это не мы вам, а вы должны дать нам гарантии! Причем, немедленно.
Ранее Путин уже предельно ясно обозначил свою позицию по данному вопросу, отталкиваясь от понятия свободы.
Каждый человек рожден быть свободным. Это его неотъемлемое право! Но свобода каждого отдельного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека.
Точно так и с безопасностью. Безопасность Украины заканчивается там, где начинается безопасность России. Украина либо будет дружественной России страной, нейтральной по отношению ко всяким военным блокам, либо ее не будет вообще. Такова объективная реальность. Ее диктует Россия по праву сильного. По той просто причине, что политику канонерок еще никто не отменял! Можете об этом спросить у бодрого старикана-Джо, который с помощью своих 11-ти АУГ (авианосных ударных групп) кого угодно может загнать в каменный век (кого угодно, кроме РФ!). Надеюсь, мысль президента РФ я до вас донес.
На этом пока все. Продолжение следует.
Информация