Неудача российского Су-75 Checkmate на Ближнем Востоке: что пошло не так
Несомненно, главным ньюсмейкером лета ушедшего 2021 года стал российский истребитель пятого поколения Checkmate. За какие-то символические 25-30 миллионов долларов иностранным заказчикам предлагалось приобрести однодвигательный легкий тактический самолет, выполненный с применением технологий «стелс». С такими данными Су-75 предрекли самое светлое будущее, однако вскоре ему дорогу перешли французские «Рафали», которые перехватили прибыльный контракт в ОАЭ, а потом и Индии. Что же пошло не так?
Как известно, Checkmate является инициативной разработкой ОКБ имени «Сухого». Истребитель изначально предназначался для экспорта за рубеж, о чем прямо свидетельствовала его весьма креативная реклама. За свои деньги иностранный заказчик мог бы получить оптимальную по тактико-техническим характеристикам и стоимости последующего обслуживания боевую машину. Но, увы, несмотря на повышенный интерес к разработке, очереди из покупателей на Су-75 пока что не выстроилось.
Среди главных интересантов и едва ли не тайных спонсоров перспективного проекта назывались Объединенные Арабские Эмираты, у которых в последние годы не заладились отношения с США из-за возросших экономических связей с Китаем. КНР интересует арабская нефть, ОАЭ – технологии Huawei 5G и не только. Из-за подобных «шашней» сделка по закупке 50 американских истребителей пятого поколения F-35 подвисла в воздухе. Эмиратам требуется мощная боевая авиация для сдерживания наступательного потенциала Израиля. Как вариант, ОАЭ могли бы приобрести китайские истребители Chengdu J-20, но это точно стало бы «Рубиконом» в их отношениях с Соединенными Штатами.
Checkmate позиционировался как альтернатива более дорогому в покупке и последующем обслуживании F-35, но заказ на него сделан так и не был. Судя по всему, для арабов «хороводы» вокруг российского истребителя были способом подразнить американцев. Вместо Су-75 они подписали контракт на покупку 80 французских истребителей Rafale стандарта F4, общей стоимостью в 19 миллиардов долларов. В ОКБ «Сухого», прознав об этом, явно непечатно высказались по поводу своих ближневосточных партнеров.
Неприятно. Но, с другой стороны, а можно ли было ожидать другого? Checkmate – это перспективный самолет, но он пока что существует только в виде чертежей и макетов. Летный образец ожидается только в 2023 году, производство установочной партии – в 2026 году. При этом пока доподлинно не известно, будет ли конечная стоимость соответствовать заявленным 25-30 миллионам долларов. Может быть, тут, как в современных гаджетах, самолет будет продаваться в минимальной комплектации, а все нужное надо будет докупить за дополнительные деньги? Кто их знает, этих «эффективных менеджеров»?
Нет, мы никоим образом не «гоним» на Су-75, это действительно интересная разработка. Проблема заключается в том, что его пока что нет в природе. ОКБ имени «Сухого» продает заказчикам воздух, а те почему-то не берут его за свои деньги. Истребитель сперва надо создать, поставить на крыло, обкатать в реальных боевых условиях, например, Сирии, выявить и устранить неизбежные «детские болезни». А еще неплохо, чтобы Су-75 официально был принят на вооружение Минобороны РФ. Это будет ему самой лучшей рекламой, хотя уже снятые рекламные ролики безусловно тоже хороши.
Вот и нет ничего удивительного в том, что ОАЭ решили приобрести французские истребители Rafale, которые есть в природе, и с ними понятно, что дальше делать. Также вполне закономерно, что Су-75 Checkmate не заинтересовал в практическом плане Индию, равно как и Су-57.
Как известно, Нью-Дели нуждается в современной мощной авиации для сдерживания стремительно растущего наступательного потенциала Китая. ВВС Индии могли бы серьезно усилиться тяжелым двухдвигательным истребителем пятого поколения Су-57 и легким однодвигательным истребителем пятого поколения Су-75. Последний в палубной версии прекрасно подошел бы на замену устаревшим истребителям МиГ-29К/КУБ. Для своих трех авианосцев индийские ВМС нуждаются в современном легком палубном истребителе. Но, увы, Су-75 пока что не существует ни в базовой, ни в «оморяченной» версии. Тяжелый истребитель Су-57, в отличие от Checkmate, уже летает, но на двигателях предыдущего поколения, ожидая «Изделие 30».
Результат закономерен: Нью-Дели придирчиво выбирает между французским палубным Rafale-M и американским F/A-18 Super Hornet в версии Block III, а ОАЭ берут 80 французских истребителей Rafale стандарта F4. Понятно, почему между перспективным и реально существующим самолетом выбор всегда делается в пользу последнего. Означает ли это, что Су-75 провалился?
Вовсе нет. Су-75 сперва надо довести до ума и в первую очередь поставить на службу в ВКС РФ и ВМФ РФ как легкий многоцелевой фронтовой и палубный истребитель, соответственно. Тогда, глядишь, и зарубежные заказчики потянутся. Несомненно.
Информация