Почему ошибкой будет не ввод, а вывод российских войск из Казахстана
Совместная операция ОДКБ по восстановлению конституционного порядка в Казахстане набирает обороты. От отправки миротворцев пока что технично сумел уклониться Кыргызстан, но все остальные страны-участницы соглашения уже направили своих военнослужащих по просьбе президента Токаева. При этом в прессе, блогосфере и комментариях немедленно пошла волна недовольства решением Москвы помочь Нур-Султану. То краснея, то бледнея, отечественные либералы расписывают неминуемые «ужасы российской оккупации», требуя оставить в покое разгневанный казахстанский народ и не наказывать расшалившихся «онижедетей». Отправку миротворцев в Казахстан называют страшной ошибкой, за которую потом поплатятся местные русские. Так ли это на самом деле?
Большая ошибка?
Весьма показательна реакция США и верных американским идеалам российских либералов на отправку российских войск в Казахстан. «Милашка» Джен Псаки что-то там высказала про возможную «незаконность» этого решения:
Мы внимательно отслеживаем сообщения о том, что ОДКБ направила свои Коллективные миротворческие силы в Казахстан. У нас есть вопросы о характере этого запроса, о том, было ли это законным приглашением или нет. На данный момент мы не знаем этого.
Любопытно, какое вообще дело Вашингтону до отношений между суверенными странами, заключившими между собой Договор о коллективной безопасности? Поди ж, нам еще и что-то там полагается Белому дому доказывать и обосновывать? С какой бы стати?
Также отечественной либеральной тусовке, сочувствующей бесчинствующим боевикам, хотелось бы пожелать прямо сейчас оказаться в Казахстане, например, Алма-Ате, где «онижедети» рубят головы пленным силовикам, разъезжают по городам в масках, грабят и насилуют, захватывают больницы, чтобы забрать наркотики, не давая при этом оказывать медицинскую помощь пострадавшим полицейским и военнослужащим, а на улицах идет настоящий бой. Вот и поговорите с ними напрямую о западных ценностях, расскажете, как вы с ними солидарны в их бескомпромиссной борьбе против «злочинной влады».
Параллели с событиями 2014 года на Украине самые прямые. И в них же заключен ответ на вопрос, была ли отправка миротворцев в Казахстан ошибкой или нет. Ошибкой было не отправлять войска в Незалежную восемь лет назад, придав их в помощь законному президенту Януковичу для разгона Майдана. Достаточно было направить в Киев несколько тысяч российских миротворцев, чтобы не было ни государственного переворота, ни бесконечной кровавой бойни на Донбассе, ни разрыва промышленных и торговых связей между нашими странами, ни проблем с транзитом газа в Европу, ни пролета американских стратегических бомбардировщиков с той стороны украинской границы, ни много чего еще.
Стоять и просто смотреть, как враг поджигает соседнюю хату, откуда огонь неминуемо перекинется на твою крышу, это худший из вариантов. Украину слили бездарно. События в Белоруссии в 2020 году показали, что кое-какие выводы были сделаны. Кремль выразил прямую поддержку Минску и готовность направить ему на помощь своих силовиков. В результате «Беломайдан» провалился. В Казахстане наши противники учли свои предыдущие ошибки и вместо многомесячных мирных гуляний сразу перешли к активным боевым действиям. Оперативная отправка воинского контингента по линии ОДКБ была для России единственно верным решением в данной ситуации.
Потеря Казахстана стала бы непоправимым ударом для обороноспособности всей нашей страны. Только представьте, как пришлось бы перестраивать всю систему ПВО/ПРО, если бы американские ядерные и гиперзвуковые ракеты, а также стратегические бомбардировщики ВВС США появились в российском южном подбрюшье.
Уйти нельзя остаться?
Ключевой вопрос состоит в том, что будет дальше, когда конституционный порядок в Казахстане будет восстановлен. Если ввод российских войск был правильным решением, то их поспешный вывод уже станет стратегической ошибкой.
Дело в том, что социально-экономические проблемы, ставшие питательной средой для «майданных» настроений, никуда не делись. Казахстан богат нефтью, газом и ураном, но его общество очень серьезно дифференцировано по имущественному признаку, плюс сказываются пережитки родоплеменного строя. Настоящая «атомная бомба» под стабильность страны была заложена самими местными властями, когда они начали проводить политику «мягкой» этнической чистки. Как известно, северные регионы Казахстана еще не так давно были российскими, там исторически преобладало русское население, мирно соседствовавшее с обрусевшими этническими казахами, которые даже не все знают казахский язык.
Переход с кириллицы на латиницу, постепенное, но неуклонное давление на русский язык, перенос столицы на север страны, куда перебрались все политические и деловые элиты, привели к оттоку казахстанских русских в Россию. Цифры говорят сами за себя: по результатам переписи 1989 года их в Казахстане проживало 6,2 миллиона человек, а к 2021 году – уже меньше 3,5 миллиона человек. При этом страна очень четко делится на Северный и Южный Казахстан, где в последнем доминируют этнические казахи, проживающие в сельской местности, не шибко жалующие русских и их язык. Параллели с Украиной и ее делением на Западную и Восточную части напрашиваются сами собой. Со всеми вытекающими для русских Северного Казахстана в случае прихода к власти прозападной оппозиции последствиями.
Добавляет проблем и политическая нестабильность. Под шумок борьбы с уличными беспорядками в Казахстане де-факто произошел еще и верхушечный переворот. Казавшийся «тихоней» президент Токаев технично отстранил от всех рычагов управления клан первого президента Назарбаева. Елбасы пока молчит, но едва ли столь радикальные перемены пройдут для Казахстана с его родоплеменным строем без последствий. Обращение Токаева за помощью к ОДКБ лишь показывает его слабость и неспособность самостоятельно обеспечить порядок в стране. Кстати, весьма примечательно, что появилась информация о возможности появления постоянной российской военной базы на Байконуре. Судя по всему, местные элиты остро нуждаются в сильном внешнем арбитре, в роли которого может выступить Москва.
Выводы
Сказанное дает нам основание сделать вывод, что вывод войск после завершения миротворческой операции станет стратегической ошибкой Кремля. На русских солдат в любом случае навесят ярлык интервентов и оккупантов. Президент Токаев распустил парламент и намерен провести внеочередные выборы. Очевидно, что после нынешних событий в него могут прийти люди с радикальными русофобскими взглядами, которые будут отыгрывать повестку необходимости борьбы с ними. Давление на этнических русских в Северном Казахстане усилится, что в итоге может привести к «донбасскому сценарию». Допустить этого никак нельзя.
Сейчас Москва вправе требовать от Нур-Султана не только военной базы на Байконуре, но и проведения ряда важных политических реформ. Для защиты прав миллионов наших соотечественников в Северном Казахстане русский язык должен получить статус второго государственного, нужно отменить перевод письменности с кириллицы на латиницу. Политика так называемой «мягкой русофобии» должна прекратиться. Американские и турецкие НКО – все на выход. В противном случае рецидив Майдана через некоторое время неизбежен, и Казахстан тогда может потерять свои северные территории, а Россия получит вторую «Украину» на южной границе.
Во избежание этого, Россия должна в Казахстане остаться и углубить процесс его реинтеграции. Невзирая на чьи-то хотелки, несогласие и возмущение.
Информация