Как события в Казахстане отразятся на России, Беларуси и всем СНГ
Государственный переворот в Казахстане будет иметь очень серьезные последствия для всех стран постсоветского пространства. Несмотря на своевременный ввод миротворцев ОДКБ, он, переворот, уже состоялся, только не уличный, по типу «цветной революции», а верхушечный. Что дает нам основания так полагать?
Пока не до конца понятно, был ли «газовый Майдан» просто кровавым фоном для межклановых разборок, или же претендующая на лидерство группировка просто удачно воспользовалась ситуацией, обратив попытку иностранных сил совершить «цветную революцию» в свою пользу, но факт остается фактом. Действующий президент Касым-Жомарт Токаев уже отстранил от рычагов управления страной бывшего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и всех его ставленников на ключевых постах. И это будет иметь очень далеко идущие последствия.
«Транзит» не работает?
Дело в том, что на постсоветском пространстве пока не сложилось устойчивой традиции мирного перехода власти из рук в руки. 4-летняя «рокировочка» Владимира Владимировича с Дмитрием Анатольевичем является, скорее, исключением из общего правила. Заметим, что «продлевать услугу» еще на 4 года Путин не захотел и вновь пошел в президенты, воспользовавшись весьма иезуитской трактовкой нормы об ограничении президентских полномочий двумя сроками «подряд». В 2020-м году на помощь национальному лидеру пришла первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, которая предложила по итогам внесения поправок в Основной закон страны дать Владимиру Владимировичу право пойти еще на два 6-летних срока. В народе это тотчас назвали «обнулением».
Кроме того, в Конституцию в ходе поправок был официально введен новый орган власти – Государственный совет. Очень похоже, что эта структура создавалась с оглядкой на казахстанский опыт. В 2019 году президент Нурсултан Назарбаев добровольно сложил свои полномочия, передав страну официальному преемнику Касым-Жомарту Токаеву. Предполагалось, что «лидер нации» уйдет в тень, но сохранит влияние на политику и экономику через своих ставленников из числа близких родственников на ключевых государственных постах.
В январе 2022 года эта, казалось бы, хорошо продуманная конструкция в одночасье рухнула. Памятники первому президенту Казахстана моментально снесли, представители его клана отстранены от власти, в отношении племянников Нурсултана Абишевича возбуждены уголовные дела по обвинению в государственной измене. Некрасиво получилось. Президент Токаев был вынужден обратиться за помощью к Москве по линии ОДКБ, чтобы как-то зафиксировать ситуацию. Судя по последнему заявлению экс-президента Назарбаева, который призвал казахский народ сплотиться вокруг действующего президента, он признал свое поражение. Верхушечный переворот может считаться состоявшимся.
Можно ли экстраполировать этот неудачный казахстанский опыт «транзита власти» на другие постсоветские страны?
Несомненно. Вариант с пересаживанием Путина в Государственный совет можно уже считать нереалистичным. С вероятностью, близкой к 100%, Владимир Владимирович пойдет в 2024 году на новые два 6-летних срока. Доверять страну преемнику, который может «переобуться», как Токаев, он станет едва ли.
То же можно сказать и в отношении президента Лукашенко. Судя по тексту поправок в Конституцию, Александр Григорьевич готовил себе «запасной аэродром» в виде Всебелорусского народного собрания, чтобы поставить во главе государства своего ставленника. Параллели с Казахстаном и Россией напрашиваются очевидные. Теперь с вероятностью, близкой к 100%, можно предполагать, что по инициативе «белорусской Терешковой» будет предложено в ходе голосования за поправки в Конституцию РБ провернуть сценарий «обнуления» уже для Александра Григорьевича.
Де-факто это будет означать, что Путин и Лукашенко превратятся в пожизненных президентов. Однако это не может не повлечь за собой достаточно серьезных последствий.
ОДКБ – «ЧОП» для СНГ?
Далеко не все в России и, тем более, в Белоруссии будут рады тому, что национальные лидеры будут править своими странами до упора. Усугубит проблему то, что коллективный Запад не оставит попыток совершить «цветные революции» в самой Российской Федерации и окружающих ее странах СНГ.
Пример Украины 2014 года и Казахстана 2022 года показывает, что государственный переворот возможен только тогда, когда правоохранительные органы и армия просто отказываются исполнять свой долг, а так называемые «элиты» первыми сбегают из страны частным джетом. Без внешней помощи устоять практически невозможно. В 2020-м Москва открыто поддержала Минск на словах, что развязало руки президенту Лукашенко для силового разгона митингующих и стало решающим вопросом для последующего поражения белорусской оппозиции. В 2022 году Кремль прямо вмешался в события в Казахстане, удержав ситуацию от перерастания из кризиса в катастрофу. Что это означает?
Ровно то, что на постсоветском пространстве резко возрос спрос на силовую взаимопомощь. Изначально создававшаяся для коллективной защиты от внешней агрессии, ОДКБ продемонстрировала свою эффективность в качестве «ЧОП», которое может оперативно выслать на помощь ГБР (группу быстрого реагирования).
Не удивимся, если в самом обозримом будущем интерес к повторному присоединению к ОДКБ выразят Узбекистан, а также Туркменистан и другие страны СНГ.
Информация