Азиатские союзники США готовятся к войне за морские пути
Пока в ноябре-декабре прошлого года мир наблюдал за происходящим на польско-белорусской и российско-украинской границах, достойные внимания новости незаметно приходили с азиатско-тихоокеанского региона.
Ещё в двадцатых числах декабря на просторах Интернета появились впечатляющие фотографии строительства новой воинской части сил самообороны Японии на острове Исигаки, что расположен в двухстах километрах от Тайваня. В дальнейшем Токио планирует разместить здесь зенитные батареи, а также береговые противокорабельные комплексы. Примечательно, что уже сейчас на Исигаки расположена крупнейшая в стране база Береговой охраны, которая формально относится не к минобороны, а к министерству инфраструктуры, транспорта и туризма. Теперь патрульные корабли будут подкреплены с суши гораздо более солидно.
Параллельно уже в китайской провинции Фуцзянь прошли крупнейшие учения по гражданской обороне, предусматривавшие, в честности, масштабные отключения электроэнергии в жилых районах и промышленных центрах. Не озвученный прямо подтекст происходящего очевиден. Фуцзянь располагается как раз напротив Тайваня, и при начале боевых действий в проливе нашествия диверсантов следует ожидать отнюдь не только тайваньцам, но и континентальным жителям.
Все эти, а также многие другие события, лишь перечисление которых займет немало времени, неявно указывают на то, что эскалация в регионе рискует начаться уже в обозримой перспективе. И даже скорее, чем принято считать в экспертном сообществе.
«Партнеры» с севера и с юга
В условиях обострения «тайваньского вопроса», очевидно, что и для Пекина и для Вашингтона важно, чтобы Япония и Филиппины (расположенные севернее и южнее острова Тайвань соответственно) оставались если не нейтралами, то хотя бы невоюющими партнерами Соединённых Штатов.
Поднебесная не заинтересована в том, чтобы аэродромы и порты на ближайших к Тайваню островах использовались против нее. Кроме того, вовлечение в открытый конфликт кого-то кроме треугольника США-Тайвань-КНР нежелательно и по многим другим причинам.
Говоря откровенно, и сами Соединенные Штаты также едва ли имеют планы непосредственно действовать с островов Филиппин или Японии. Хотя те географически намного удобнее, чем Гуам или Северные Марианы, но и континентальному Китаю достать соседей баллистическими ракетами DF-21 также куда как проще. Поэтому роль невоюющего союзника в лице Токио или Манилы более предпочтительна.
Наиболее характерным примером полезности партнерства в таком формате служит ближайший к тайваньским берегам (немногим более ста километров) японский остров с постоянным населением – Йонагуни. Изначально там не существовало никакого военного присутствия, но несколько лет назад на этой земле был внезапно размещен полноценный гарнизон и РЛС J/TPS-102 для контроля над ближайшим воздушным пространством.
Также Йонагуни идеален для безопасного размещения американского госпиталя, куда будут доставлять раненых из зоны конфликта (на условиях хотя бы формального интернирования).
К югу от Тайваня есть и филиппинский аналог Йонагуни – остров Мавулис, где местные военные недавно также возвели базу и необходимую ей сопутствующую инфраструктуру. Повод всё тот же – Китай.
Примечательно, что неподалёку от Йонагуни и Мавулиса проходят важнейшие торговые пути между Европой и Азией, а также между АТР и Ближним Востоком, откуда идёт нефть и СПГ.
Фундаментальный интерес японцев и филиппинцев понятен – не стать мишенью для Поднебесной, оставаясь при этом однозначными союзниками Америки. Однако долго ли двум островным государствам удастся соблюдать свой формальный нейтралитет при дальнейшей эскалации это ещё большой вопрос.
Поэтому и Манила, и Токио очевидно готовятся к тому, что их невоюющий статус не станет защитой и в таком случае придётся выдвигаться в бой уже без всяких «но».
С Филиппинами куда как проще – у этой страны банально не хватает бюджета на достойные вооруженные силы. Например, ещё десять лет назад фактически не существовало ни ВМС, ни ВВС, что для островного государства со стомиллионным населением является очевидной угрозой само по себе.
Однако за прошедшие годы ситуация не слишком поменялась. Те немногочисленные боевые корабли, которые были получены после 2012 года, а также 10 запланированных к покупке истребителей F-16 Block70/72, едва ли долго сдержат китайцев, даже с учетом преимущества «домашнего поля». Иными словами, оборона Филиппин, как в «славные» колониальные времена, скорее всего, ляжет на плечи американцев.
Единственное преимущество филиппинцев – наличие богатого боевого опыта войны в джунглях. Возможно – лучшего в мире. Однако опыт тот специфический, и касается он преимущественно борьбы против партизан.
Под угрозой блокады и голода
С Японией ситуация иная. Её силы самообороны сегодня уже нацелены именно на предотвращение морской блокады, а вовсе не на десантные операции «где-то на севере», как почему-то принято считать у нас в связи с пресловутым территориальным спором. Страна восходящего солнца с 2003 года не построила ни одного большого десантного корабля (при этом с 1995 года отправив в утиль аж девять единиц), зато вложила ресурсы в десятки эсминцев, фрегатов и подводных лодок.
Не считая умеренно могущественных ВМС, для морской войны предусмотрен целый арсенал и иных средств. Включая ракеты «воздух-поверхность» Joint Strike Missile (JSM) для истребителя F-35, а также Long Range Anti-Ship Missile (LRASM) для модернизированных F-15J и ASM-3 для F-2. Отдельного упоминания стоят и береговые батареи с ПКР Тип-88.
Вопрос предотвращения морской блокады совсем не праздный. При схожей площади Япония, в отличие от Германии, не может активно продвигать сельское хозяйство – в преимущественно горной стране для этого слишком мало пригодных равнин. Именно поэтому существенную часть рациона в национальной кухне занимают морепродукты – такая зависимость появилась отнюдь не от хорошей жизни.
По итогам территориальных потерь после Второй мировой войны японцами были приняты меры по отвоеванию у воды новых земель – конкретно под сельскохозяйственные потребности. Например, так устроен район Огата, полностью возведенный на месте осушенного озера при помощи европейских специалистов.
Однако продовольственной проблемы это не решило. Япония по-прежнему критически зависит от морских поставок из других стран, а также от работы собственных промысловиков. Без этих двух слагаемых в стране наступит голод.
Так, по данным Торгового представительства США, общий объем экспорта сельскохозяйственной продукции только из Соединенных Штатов в Японию в 2020 году исчисляется цифрой в 11,8 миллиарда долларов – это четвертый по важности рынок сбыта сельскохозяйственной продукции. Основные категории экспорта: говядина (1,9 млрд. долларов), кукуруза (1,8 млрд. долларов), свинина (1,6 млрд. долларов), соя (1,1 млрд. долларов) и пшеница (635 млн. долларов).
Кроме того, продукты питания активно закупаются в Бразилии, Мексике и других странах, а сами японские стандарты продуктов питания более чем строги. Каждый год в Стране восходящего солнца утилизируется множество вполне пригодных продуктов питания, по ряду источников, достаточное, чтобы накормить досыта всю Центральную Америку. Это происходит просто потому, что истек формальный, но не фактический срок годности, который возможно и продлить, если в государстве возникнут «особые обстоятельства».
Иными словами, даже при полной морской блокаде Япония может существовать без угрозы голода некоторое, но всё же ограниченное время. В этом смысле задача военных – не допустить полной изоляции страны от внешнего мира.
В целом же и Манила и Токио проводят вполне разумную политику для государств, география которых предусматривает мало возможности для маневра. Положение малых и средних стран во все времена оставалось крайне затруднительным: они несли все тяготы при глобальном столкновении, но мало получали в случае успеха при ставке на правильную сторону. Единственный вариант для таких государств заключается в адекватной милитаризации, что, собственно, и происходит.
Россию же происходящие вокруг Тайваня события пока напрямую не затрагивают, хотя наличие общих границ с Китаем, Японией и Соединёнными Штатами и подразумевает определенный уровень бдительности. В конце концов, и наше торговое судоходство тоже зависит от мира и спокойствия в Азии, и на Тихом океане.
Информация