Как пандемия изменила людей, общества и государства
Появление «омикрона», шествие его по миру и усердная подготовка Правительства России к новой «омикроновой волне» поставили жирную точку в дискуссиях о длительности пандемии коронавируса. Очевидно, что массовая вакцинация хоть и снижает последствия от заболевания, но не избавляет от ковида. Полемики о том, когда пандемия закончится, можно прекращать, она переходит в стадию сезонного заболевания, а мир вступил в эпоху перманентной борьбы с этой вирусной угрозой. Ковид — это навсегда.
Фантасты в своих апокалиптических картинах представляли жуткие вирусы, которые «выкашивают» половину населения планеты, навсегда изменяя привычную жизнь человечества. Предсказания сбываются, но реальность оказалась прозаичнее, нас атакует агрессивная ОРВИ с невысокой летальностью. Однако жизнь, действительно, уже не будет прежней.
Коронократия или сдвиги в сторону рационализации
Пандемия ковида и принимаемые меры по борьбе с болезнью породили почти во всех странах мощную реакцию в обществе в виде распространения теорий заговора, массового медицинского скептицизма и кризиса доверия к властям. Вопросы вирусологии внезапно получили яркий политический окрас, забурлили дискуссии о наступлении государства на права и свободы, о влиянии противоэпидемических мер на благополучие рядовых граждан. Практически моментально сформировалась целая субкультура ковид-диссидентов и ковид-скептиков со своими ценностями, установками и даже языком: например, медицинские маски они называют не иначе как «намордники», вакцины — «жижей», «шмурдяком», вакцинированных — «биороботами», а QR-коды — «печатью антихриста». Самые одиозные «антиваксеры» утверждают, что вакцинация призвана радикально сократить население планеты по заветам различных людоедов типа Мальтуса.
Возникла концепция о том, что власть в мире переходит в руки закулисы, а становление «коронократии» является формой фашизации общества, когда государства и корпорации осуществляют тотальный контроль над людьми посредством противоэпидемической демагогии. С точки зрения этой концепции «эпидемия запрещает индивидуальные свободы, распространяет разногласия и разрушает демократическую систему сдержек и противовесов».
Поразительно, что аргументация ковид-диссидентов о банкротстве демократических институтов, полицейском всевластии государства, баснословном обогащении олигархов никого из них до 2021 года особо не волновала. Как будто до пандемии везде всё было хорошо, демократия процветала, государства были ласковые и нежные, а корпорации заботились не о прибылях, а об общественном благе. Действительно самые острые социальные проблемы трудовых прав, низких зарплат, безработицы, повышения цен, здравоохранения и образования взволновали ковид-протестунов только в аспекте пандемии.
Сейчас популярны разговоры о QR-сегрегации, что власти за всеми следят с помощью кодов и так далее. Но противников QR-кодов не интересовало, что за ними уже десять лет следят через интернет, банковские карты, смартфоны, а крупные города усеяны камерами с распознаванием лиц и даже силуэтов. Они не задумываются о денежной «сегрегации», когда 4% населения шикарно отдыхают за рубежом по нескольку раз в год, а остальные сидят в отпуске дома или на дачах.
Причём ковид-диссидентов в массе не интересуют реальные проблемы человечества — скатывание мира в холодную войну, региональные конфликты, глобальная бедность и неравенство, всевластие денег и экономические кризисы. Они резко реагируют только на маски, вакцины и QR-коды.
Чтобы понять сущность этого диссидентского движения, по крайней мере в нашей стране, можно провести следующий мысленный эксперимент. Как известно, большая часть ковид-скептиков принадлежит к поколениям, которые застали СССР. Так предположим, что пандемия коронавируса случилась при советской власти, что Брежнев заставляет носить «намордники», колоть «шмурдяк» и получать «печать антихриста». Причём Леонид Ильич ведь не церемонился бы, как нынешние власти, с уговорами, ужимками и плясками вокруг общественности, дескать, пожалуйста, поймите, это нужно делать и так далее. Так вот, 99% этих диссидентов прилежно выполняли бы все эти требования.
Таким образом, перед нами не разумная взвешенная вирусологическая критика от диссидентов, а общая «усталость материала», прямо как в сопромате. Люди недовольны жизнью, властью, отсутствием перспектив, и это получает такое уродливое выражение в виде протеста и сопротивления противоэпидемической политике государства. Поэтому и не работают никакие разумные, научные аргументы и убеждения.
Напротив, если сформулировать подход к пандемии настоящих либералов-прагматиков, которые кроме принципов рыночной экономики ничего не признают, бороться с болезнью невыгодно. С такой экономической точки зрения пандемия замечательно «расчищает» пути развития экономики. В результате «элиты» спокойно переболеют в частных клиниках, а погибнут самые слабые, болезненные наёмные работники и пенсионеры, «разгрузив» тем самым бюджет государства. Экономические последствия массового переболевания населения тоже благоприятно повлияют на рынок — слабые компании разорятся, лишняя «фантомная» стоимость самоуничтожится, биржевые пузыри сдуются и после резкого падения последует период благоприятного роста. Так, как это происходит в результате шокового кризиса или крупной войны. Как раз подобную картину можно наблюдать, например, в США, где власть борется с пандемией в основном только на словах. Пусть помирают сотни тысяч негров, латиносов и стариков, без них Америке только лучше.
На самом деле проблематика пандемии так, как она была поставлена и разрешается вменяемыми правительствами и международными организациями, стала, пожалуй, первым примером, когда общество в глобальном масштабе пытается следовать гуманистическому подходу. Мы уже долгое время, с эпохи Просвещения, говорим, что высшей ценностью является жизнь человека, его благополучие. Но на практике эти разговоры никогда никак не претворялись. И вот в XXI веке общественность и более-менее разумные политики дозрели до того, чтобы попытаться вести борьбу с глобальной эпидемией, поставив во главу угла действительно медицинский вопрос о противодействии инфекции. Некоторую власть получили реальные специалисты в эпидемиологии. Общество попыталось по-научному ответить на нависшую над ним угрозу. Раньше подобное наблюдалось только локально, в случае крупных стихийных бедствий.
Да, первый блин, как это и положено по законам жанра, выходит комом. Многое оказывается спорным, научной ясности пока недостаточно, корпорации отчаянно пытаются нажиться на пандемии, конкуренты банкротят друг друга, политики стараются завоевать быструю популярность на проблеме, правительства активно соперничают. Но важно увидеть главное — это почин поставить в центр не экономику и политику, а жизни людей. Это элемент разумности в организации общественной жизни, который обладает стратегической ценностью.
Философы издревле мечтали, чтобы обществом управляли мудрецы, чтобы в основе общественных отношений было положено научное познание общественного блага, а не корыстные интересы индивидов, групп, слоёв, сословий и классов. Реакция человечества на пандемию ковида отчасти показывает, что это гуманистическое направление в мировоззрении живо и пытается пробить себе путь наружу через наслоение националистических, религиозных, экономистских и политико-демагогических заблуждений. Грядёт день, когда мы окончательно осознаем, что нельзя «оцифровывать» в статистике жизнь и счастье людей, подсчитывать в валюте благополучие народа и верить в формализм гражданских прав и свобод. Все вопросы общественной жизни необходимо разрешать научно и только научно.
Хотя мы ещё очень далеки от реализации этого подхода, но давайте ценить те элементы разумного отношения, до которых общество стихийно доросло.
Информация