Почему «Адмирал Кузнецов» должен возглавить российскую эскадру в Средиземноморье

15

Если верить заявлениям замглавы ОСК Владимира Королева, ремонт нашего многострадального последнего авианосца «Адмирал Кузнецов» завершится в конце следующего 2023 года, и корабль будет передан ВМФ РФ. После проведенной модернизации ресурс тяжелого крейсера будет продлен еще на 10 лет. Будем надеяться, что все так и получится. Где и как стоит провести отведенные ему годы состарившемуся ТАВКР?

Многострадальным «Адмирала Кузнецова» мы назвали не напрасно. Неприятности преследовали корабль весь срок его службы: постоянно проявлялись проблемы с силовой установкой, во время сирийского похода ТАВКР потерял не в бою два палубных самолета, потом его чуть не утопили вместе с плавучим доком ПД-50, а в финале ремонта едва не сожгли в пожаре. Если крейсер переживет модернизацию, то на нем будут заменены главные котлы, отремонтированы главные турбозубчатые агрегаты и винто-рулевой группы, газотурбо- и дизельгенераторы, после чего он должен перестать «дымить». Обновлению подлежат авионика, система управления взлетом и посадкой. Ударные ракетные комплексы будут демонтированы, а за ПВО будет отвечать морская версия ЗРПК «Панцирь-С1». После этого ТАВКР, фактически превратившийся в легкий авианосец, прослужит минимум десятилетие.



Главный вопрос, где и как, чтобы от этого стране была польза. Отечественные «авианосцефобы», камлающие на «гиперзвук» и невиданные «стратосферные бомбардировщики», считают, что корабли такого класса России вообще не нужны, указывая, в частности, не весьма неубедительные результаты сирийского похода «Адмирала Кузнецова». Конечно же, они глубоко заблуждаются, а по поводу неудачного похода ТАВКР есть довольно простые объяснения.

Во-первых, огромным авианесущим неатомным кораблям требуется соответствующая инфраструктура для их регулярного обслуживания. После распада СССР и раздела Черноморского флота с Украиной «Адмирала Кузнецова» спешно перевели на Северный флот. Там за все прошедшие десятилетия для него так и не было построено береговой инфраструктуры, из-за чего в суровом северном климате крейсер бездарно растратил свой ресурс, как если бы он непрерывно мотался из кругосветного похода в поход. В итоге по приказу Верховного Главнокомандующего ТАВКР отправился в Сирию в небоеспособном состоянии.

Во-вторых, экипаж авианесущего корабля банально не обладал соответствующей выучкой. Пилоты палубной авиации – это элита элит, но позже выяснилось, что даже у командиров перед походом налет составлял всего несколько часов. Иначе говоря, истребительное крыло было не готово к выполнению поставленных перед ним боевых задач. Просто удивительно, что было потеряно всего 2 самолета: из-за обрыва аэрофинишера один упал в воду с палубы, а второй – в море неподалеку от корабля, на который не мог сесть, поскольку перед ним при посадке другого истребителя порвался и запутался трос аэрофинишера. Пилоту пришлось летать вокруг «Адмирала Кузнецова», пока не было выработано все топливо. По счастью, обошлось без человеческих жертв в обоих случаях.

И мы снова возвращаемся к заглавному вопросу, а стоит ли нашему единственному авианосцу возвращаться обратно на Северный флот, где для него по-прежнему нет соответствующей инфраструктуры?

Наверное, нет, если ВМФ РФ хочет, чтобы корабль еще послужил с пользой. Возможно, «Адмирала Кузнецова» стоит перебазировать на Черноморский флот, откуда он изначально и пришел. Напомним, что будущим флагманом вместо ракетного крейсера «Москва» тут должен стать строящийся в Керчи УДК проекта 23900 «Митрофан Москаленко». Данный выбор в пользу универсального десантного корабля многое говорит о далеко идущих планах Минобороны РФ в бассейнах Черного и Средиземного морей. Но еще важнее, что для УДК в Севастополе уже начали строить соответствующую береговую инфраструктуру. Очевидно, что некоторые выводы по судьбе ТАВКР были сделаны, и УДК не должен повторить старые ошибки. Полное водоизмещение российского вертолетоносца составляет 40 000 тонн. Есть основания надеяться, что инфраструктурой сможет воспользоваться и легкий авианосец с полным водоизмещением в 59 100 тонн.

Но что делать «Адмиралу Кузнецову» в «черноморской луже»?

Особо нечего. Будучи приписанным к Севастополю, бывший ТАВКР мог бы возглавить Постоянное оперативное соединение ВМФ РФ в Средиземном море. Да, российскому авианосцу стоит вернуться обратно в Сирию, где он должен взять реванш. Если корабль будет постоянно базироваться на нашей военно-морской базе в Тартусе, ремонтируясь по мере необходимости в Севастополе, он сможет принести стране реальную пользу.

Прежде всего, стоит напомнить, каково стратегическое значение Восточного Средиземноморья. Именно здесь во время «Холодной войны» паслись десяток американских ПЛАРБ образованной 16-й эскадры атомных подводных лодок ВМС США. Оттуда они могли прострелить ядерными ракетами территорию СССР до Урала. Необходимость противодействия им и повлекла создание знаменитой 5-й ОПЭСК (Оперативной Средиземноморской эскадры ВМФ СССР), правопреемником которой можно считать нынешнее Постоянное оперативное соединение ВМФ РФ в Тартусе.

«Адмирал Кузнецов» мог бы сыграть не последнюю роль в сдерживании потенциальной агрессии США в регионе. Вместо того чтобы использовать его для воздушных ударов по террористам, легкий авианосец может выступить в качестве ядра поисково-ударной противолодочной группы совместно с фрегатами проекта 22350 и БПК проекта 1155. Этот корабль может нести одновременно 28 самолетов и 24 противолодочных вертолета. Палубные истребители способны осуществлять противовоздушное прикрытие российской эскадры, а вертолеты – поиск и слежение за субмаринами стран НАТО в Восточном Средиземноморье. При необходимости пилоты смогли бы отрабатывать удары с него по позициям террористов на Ближнем Востоке, нарабатывая реальный опыт боевых действий. «Адмирал Кузнецов» также смог бы выполнять задачу по сопровождению флагмана Черноморского флота «Митрофана Москаленко» в его походах, которые, несомненно, уже запланированы.

В таком качестве от бывшего ТАВКР пользы было бы реально побольше, чем ему бесславно мерзнуть на Северном флоте. Это позволило бы сохранить палубную авиацию как класс до лучших времен, когда ВМФ РФ сможет пополниться современными авианесущими кораблями. После выработки ресурса «Адмирала Кузнецова» можно перевести на Черное море в качестве учебного корабля для пилотов российской палубной авиации.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -6
    25 января 2022 21:28
    При условии базирования ТАВКР в Тартусе, придется создавать некое подобие группы гарантийной надежности там.С соответствующей ремонтной базой, РТБ, буксирами и прочим.
    1. +1
      26 января 2022 08:02
      Конечно, придется.
      1. +2
        26 января 2022 10:52
        А как авианосец Проливы проходить будет?
        Нечего ему в СЗМ делать.
        Бармалеев с него бомбить - слишком дорого.
        При наличии в регионе многочисленных баз ВВС НАТО, толку от него в ПЛО будет мало.
        А на Дальнем Востоке мог бы пригодиться.
        И Вилючинск прикрывать, и Курилы. Да и просто КТОФ усилить.
        Но инфраструктуры, для 10 лет службы, и там нет.
        Хотя разные слухи ходят про ВМБ на одном из островов...
        1. -1
          26 января 2022 11:37
          А как авианосец Проливы проходить будет?

          Надо вместо Гранитов несколько универсальных пусковых ячеек поставить, тогда будет крейсером без проблем с проливами.

          Нечего ему в СЗМ делать.
          Бармалеев с него бомбить - слишком дорого.
          При наличии в регионе многочисленных баз ВВС НАТО,
          толку от него в ПЛО будет мало.

          Если говорить про войну с НАТО, то нечего. Если говорить про него как платформу для подготовки палубной авиации в условиях максимально приближенных к боевым - самое то. Именно это от Кузи и требуется. Учить пилотов бомбить бармалеев, охотиться на подлодки, выполнять иные боевые задачи. Опыта у палубников просто нет никакого. Из ниоткуда он не возьмется.

          А на Дальнем Востоке мог бы пригодиться.
          И Вилючинск прикрывать, и Курилы. Да и просто КТОФ усилить.
          Но инфраструктуры, для 10 лет службы, и там нет.

          Мог бы. Я об этом уже писал. Но инфраструктуры действительно нет. А в Севастополе уже строят для УДК. Так что, исходя из наших реалий, ему самое то вернуться в состав Черноморского флота и быть учебным кораблем, тусуясь в Средиземном море. .
          1. -2
            26 января 2022 12:01
            При обострении отношений ТАВКР проливы не пройдет.Даже при всем содействии турецкого правительства.Глубины Босфора удобны для минных заграждений.Прорваться через Дарданеллы будет невозможно.Даже с применением ЯБП.Даже с универсальными ячейками.
            Как учебная база годится в своих терводах.Так как в случае поломки возить комплекты запчастей в Тартус придется по воздуху.Что делает их очень дорогими.Учебную базу эксплуатируют весьма интенсивно.Плюс доставка специалистов ремонтников, держать их на постоянной основе дорого.Да и немного их, квалифицированных.
            Учить наносить примитивные БШУ можно и на полигоне.Тем более у оппозиции нет даже прмитивной ПВО, со средствами РЭБ.БШУ по назеМным обьектам далеко не главная задача для авиагруппы ТАВКР.
          2. 0
            26 января 2022 14:20
            Цитата: Маржецкий

            Надо вместо Гранитов несколько универсальных пусковых ячеек поставить, тогда будет крейсером без проблем с проливами.

            Про новые ракеты ничего не слышно. Граниты убирали, чтобы было больше места, в том числе для боезапаса самолетов.

            Цитата: Маржецкий
            А в Севастополе уже строят для УДК.

            Так один из УДК пойдет на КТОФ. Так что там тоже что-то будет.

            Цитата: Маржецкий
            Учить пилотов бомбить бармалеев, охотиться на подлодки, выполнять иные боевые задачи. Опыта у палубников просто нет никакого. Из ниоткуда он не возьмется.

            Основная задача у него с Су-33 была ПВО. ПЛО прикрывать и КУГ.
            Все вами перечисленное легко на КТОФе делать.
            Японцев и прочих успокаивать.
            Главное противостояние, в перспективе, смещается на Восток. Так что никакое наше усиление там лишним не будет.
            1. -5
              26 января 2022 14:41
              Граниты убирали, чтобы было больше места, в том числе для боезапаса самолетов.

              Граниты убирали , ввиду их бесполезности на борту ТАВКР.Комплексы сгнили после многократного заполения мосркой водой.А промывать пресной не удосужились после учений.Мысль конечно эсктравантная , ставить подводный ракетный комплекс на борт надводного корабля.

              Су-33 устарел как ммамонт.Особенно БРЭО и боеприпасы.ПЛО с устаревшим на 30 лет вертолетом не обеспечить.Только если для очковтирательства.

              Все вами перечисленное легко на КТОФе делать

              Где, кому, какими возможностями?А как поддерживать техготовность при текущем состоянии Амурского завода?Японцы спят спокойно.Они хорошо осведомлены о состоянии судоремнта и судостроения , в Приморье.И о их переспективах.

              Главное противостояние, в перспективе, смещается на Восток. Так что никакое наше усиление там лишним не будет.

              Как показывает практика недавних дней все идет как в сказке о царе Салтане.Угрозы со всех сторон, одновременно.
          3. -1
            26 января 2022 21:07
            Цитата: Маржецкий
            Я об этом уже писал.

            Пара слов по поводу написанного.

            по приказу Верховного Главнокомандующего ТАВКР отправился в Сирию в небоеспособном состоянии.

            Это некорректное утверждение. МО приказал, флотские как смогли подготовили корабль. Авиаторы (люди сами по себе героические!) с налетом, какой был -- с тем и пошли. И это не их вина, а их беда, что летать не с чего было. НИТКА, как бы ее не хвалили , все таки береговой комплекс: ощущения не те, когда кругом вода и 2 км вниз!

            каково стратегическое значение Восточного Средиземноморья. Именно здесь во время «Холодной войны» паслись десяток американских ПЛАРБ образованной 16-й эскадры атомных подводных лодок ВМС США.

            Она ушла из испанской ВМБ Рота в Кинс-Бей и сегодня базируется там вместе с 20 ЭскПЛ ВМС США.16-я эск. ныне под командованием Уильяма Паттерсона и включает в себя два SSGN и один SSBN: USS Флорида, USS Джорджия и USS Род-Айленд. Поэтому десятка корпусов она выставить не может. Но и в годы ХВ на боевое патрулирование в Восточное СРМ выходило по 2 ПЛАРБ. Десятков никогда не было.

            от бывшего ТАВКР пользы было бы реально побольше, чем ему бесславно мерзнуть на Северном флоте.

            По боевому предназначению Кузя в угрожаемый период и с началом БД должен был обеспечивать ПВО/ПЛО развертывания подводных сил СФ в 500 мильной зоне. Ему некогда было бы мерзнуть: от такой боевой работы пришлось бы потеть кровавым потом... А вы -- "мерзнуть..." (МРАК !!!)

            После выработки ресурса «Адмирала Кузнецова» можно перевести на Черное море в качестве учебного корабля для пилотов российской палубной авиации.

            После выработки ресурса основных механизмов никто корабль в море не выпустит. Тем более на обеспечение полетов с палубы. Флотские и авиационные ЗАКОНЫ такого не позволят. Ни один флотский начальник не подпишет План БП на выход в море такому кораблю. Ни один Флагман не поставит "ГОТОВ" в Акте допуска НК к выходу в море. Корабль просто не получит "Д" на выход. --- ВСЁ ! Финита ля комеди, -- как говорят итальянцы.
            С уважением. hi
            1. -1
              27 января 2022 13:39
              Это некорректное утверждение. МО приказал, флотские как смогли подготовили корабль. Авиаторы (люди сами по себе героические!) с налетом, какой был -- с тем и пошли. И это не их вина, а их беда, что летать не с чего было. НИТКА, как бы ее не хвалили , все таки береговой комплекс: ощущения не те, когда кругом вода и 2 км вниз!

              К морякам и пилотам претензий никаких. Только к тем, кто их отправил в таком состоянии. О том, кто отправил, был подробный разбор на ВО.

              Но и в годы ХВ на боевое патрулирование в Восточное СРМ выходило по 2 ПЛАРБ. Десятков никогда не было.

              Не десятКОВ, а десятка. Совокупно.

              Она ушла из испанской ВМБ Рота в Кинс-Бей и сегодня базируется там вместе с 20 ЭскПЛ ВМС США.16-я эск. ныне под командованием Уильяма Паттерсона и включает в себя два SSGN и один SSBN: USS Флорида, USS Джорджия и USS Род-Айленд. Поэтому десятка корпусов она выставить не может.

              Мы вроде о прошедшем времени говорили в статье? Холодная война-2 пока не дошла до такого уровня накала. Тем проще было бы выполнять боевые задачи.

              По боевому предназначению Кузя в угрожаемый период и с началом БД должен был обеспечивать ПВО/ПЛО развертывания подводных сил СФ в 500 мильной зоне. Ему некогда было бы мерзнуть: от такой боевой работы пришлось бы потеть кровавым потом... А вы -- "мерзнуть..." (МРАК !!!)

              Тем не менее, такой задачи Кузя реально не выполнял, а стоял, мерз, выматывал без пользы ресурс. По факту являлся небоеспособным кораблем.

              После выработки ресурса основных механизмов никто корабль в море не выпустит. Тем более на обеспечение полетов с палубы. Флотские и авиационные ЗАКОНЫ такого не позволят. Ни один флотский начальник не подпишет План БП на выход в море такому кораблю. Ни один Флагман не поставит "ГОТОВ" в Акте допуска НК к выходу в море. Корабль просто не получит "Д" на выход. --- ВСЁ ! Финита ля комеди, -- как говорят итальянцы.

              Я не имел в виду использовать технически неисправный корабль как учебный. Надеюсь, вы правильно поняли ту мысль, которую я пытался довести, и просто иронизируете.
              1. -1
                27 января 2022 13:47
                Цитата: Маржецкий
                Не десятКОВ, а десятка. Совокупно.

                Сергей, поверьте на слово, как в свое время причастному к теме:
                в СЗМ на патрулировании находилось максимум 4 ПЛАРБ, из них 1 француженка, 3 -- амские. "Десяток" там не умещался по "оперативным" нормативам. yes
                И второе. Про корабли, выработавшие свой ресурс. Если нет решения на их ремонт и модернизацию, их утилизируют (отправляют на иголки, как у нас говорят).
                С уважением, hi
                1. -1
                  27 января 2022 13:59
                  Сергей, поверьте на слово, как в свое время причастному к теме:
                  в СЗМ на патрулировании находилось максимум 4 ПЛАРБ, из них 1 француженка, 3 -- амские. "Десяток" там не умещался по "оперативным" нормативам. yes

                  Ок. Значит, врут источники, к которым я обратился. Учту на будущее.
                  ИМХО, что 10, что 4 - все равно нехорошо.

                  И второе. Про корабли, выработавшие свой ресурс. Если нет решения на их ремонт и модернизацию, их утилизируют (отправляют на иголки, как у нас говорят).

                  Повторю. Я не имел в виду превращать в учебный полностью технически неисправный корабль. Не надо понимать слишком буквально мое предложение использовать старый ТАВКР на Черном море как учебный.
                  Но я думаю, вы меня верно поняли. smile
                  П.С.
                  В целом, буду благодарен, если будете и впредь корректно меня подправлять там, где я допустил неточность. Я не военный эксперт, но тематикой флота давно интересуюсь, можно сказать, мое хобби. С уважением. hi
                  1. 0
                    27 января 2022 14:02
                    Цитата: Маржецкий
                    Но я думаю, вы меня верно поняли.

                    Я всегда понимаю и уважаю умных людей, не упорствующих в "ереси" и соглашающимися с весомыми доводами оппонентов.
                    drinks
  2. -1
    27 января 2022 00:08
    Так может продать в Китай как и однотипных на металлолом? А ,,стращать" НАТО всякими ,,БулавАми", да ,,ЧэКМаТа"ми?
    1. -1
      27 января 2022 17:58
      Да, вы бы продали hi
  3. 0
    22 февраля 2022 14:07
    В целом идея имеет место быть. Но есть определенные - НО.
    Базироваться в Тартусе он не сможет, места там мелководные. Придется держать его на дальнем рейде, а не у причала. Отсюда и проблемы со снабжением, все придется подвозить, а не грузить с берега.
    Сейчас ведутся работы по углублению дна, вот только будет этого достаточно для такого крупного корабля - вопрос.
    Гонять натовские ПЛ может и УДК с вертолетами ПЛО, плюс сторожевики.
    Другой вариант - ТОФ. Как легкий (эскортный) авианосец он бы сильно помог при развертывании АПРКСН, Ведь не секрет, что американские многоцелевые ПЛ садятся на хвост нашим подводным крейсерам едва ли не на выходе из баз. И если у берега их может отогнать береговая авиация, то в отдалении (1000 км от берега и более) наши ракетоносцы предоставлены сами себе. Вот здесь бы и пригодился "Кузнецов" с его авиакрылом. Он мог бы сопровождать ПЛ в океанской зоне и с помощью истребителей отгонять или уничтожать "Посейдоны".
    Тем более, что на Дальнем Востоке созданы достаточные условия для ремонта подобных кораблей. Я говорю о ССЗ "Звезда" на Большом камне. Правда, для обслуживания и стоянки придется создавать инфраструктуру.