Авианосец, УДК и госпитальное судно: чем интересен российский проект «Варан»
В прошлом году Невское проектно-конструкторское бюро представило проект российского авианосца «Варан». Естественно, на него тут же ополчились «околовоенные» блогеры и журналисты, крепко оседлавшие хайповую тему нелюбви к авианесущим кораблям. Досталось ему за все нереализованные проекты сразу, в том числе, за нетипичный внешний вид. При этом все как-то позабыли, что «Варан» – это больше, чем просто очередной российский авианосец, который никогда не будет построен, а это настоящий универсальный морской комплекс (УМК), про который хотелось бы поговорить подробнее.
По заявлению Невского ПКБ, проект «Варан» представляет собой унифицированную модульную платформу, на базе которой можно создать целое семейство крупнотоннажных надводных кораблей, в том числе, легкий авианосец, универсальный десантный корабль (УДК), транспортно-госпитальное судно и даже некий корабль снабжения арктической зоны. Проект позволяет осуществлять сборку модульным методом, что значительно ускорит темпы строительства на любой крупной верфи. И это очень интересно, поскольку позволило бы ВМФ РФ в адекватные сроки закрыть потребности в нескольких классах больших надводных кораблей.
Легкий авианосец
Необходимость осуществления воздушного прикрытия российских корабельных группировок от палубной авиации АУГ ВМС США не вызывает ни малейшего сомнения. Увы, но даже после проведенной модернизации ресурс бывшего ТАВКР «Адмирал Кузнецов» удастся продлить всего на 10 лет. Потом все, ни одного авианесущего корабля в ВМФ РФ не останется. Будут ли строящиеся в Керчи УДК способны принимать на палубу самолеты с укороченным взлетом и вертикальной посадкой, неизвестно, да и самих СКВВП у нас нет. Перспективы у нашего военно-морского флота аховые.
К сожалению, на сегодняшний день построить с нуля авианосец типа АТАВРК «Ульяновск» Россия пока не может. «Севмаш» и Приморская «Звезда» заняты заказами на годы вперед. Нет опыта, зато есть значительные проблемы с профессиональными кадрами. Если поднапрячься, то, в итоге, конечно, тяжелый ударный авианосец мы построим, но это займет лет 15 и будет стоить дорого. Означает ли это, что на данную затею надо махнуть рукой?
Конечно же, нет! Необходимо соизмерять желания с возможностями, и вместо атомного авианосца водоизмещением под 80 000 тонн начать строить серию легких неатомных авианосцев вдвое меньшим водоизмещением, на уровне в 40 000 – 45 000 тонн. «Варан» в эти рамки полностью вписывается: длина – 250 м, ширина – 65 м, осадка – 9 м, водоизмещение – 45 000 тонн, скорость полного хода – 26 узлов. Силовая установка газотурбинная. Авиагруппа представлена 50 летательными аппаратами: 24 легких истребителя МиГ-29К, 6 вертолетов и 20 БПЛА. Пусть палубное крыло прилично уступает американскому «Нимитцу», однако оно способно предотвратить одностороннее избиение нашей КУГ авиацией АУГ ВМС США, вести разведку, наносить удары по берегу. «Варан» будет даже посильнее японских авианосцев класса «Идзумо» и вполне конкурентоспособен с французским и британскими авианосцами.
За свои деньги это может быть вполне приемлемое решение для того, чтобы укрепить боеспособность ВМФ РФ. Но это далеко не все возможности данного проекта.
УДК
На данной платформе также может быть построена серия универсальных десантных кораблей. Да, в Керчи в настоящее время заложены два УДК проекта 23900 с полным водоизмещением в 40 000 тонн, но их явно будет недостаточно. «Иван Рогов» уйдет на Тихий океан, «Митрофан Москаленко» станет флагманом Черноморского флота. А ведь есть еще и Северный флот, и на Средиземном море в Тартусе УДК не помешал бы. Россия явно наращивает свое военно-политическое присутствие по всему миру, для чего необходимо иметь возможность оперативно перебрасывать воинские контингенты с бронетехникой.
«Варан» по водоизмещению соответствует самому лучшему в мире УДК типа «Америка», но более быстроходный – 26 узлов против 22. На палубе у американца может разместиться 27 вертолетов или 22 истребителя с коротким взлетом и вертикальной посадкой F-35B. Возможны и иные комбинации авиакрыла в зависимости от поставленных задач. Десантовместимость УДК составляет 2000 морпехов, 40 плавающих БТР морской пехоты AAV7 (в нормальной комплектации) или 61 (в максимальной). Корабли имеют собственное зенитное артиллерийское и зенитное вооружение.
На платформе универсального морского комплекса от Невского ПКБ можно было бы построить серию из 2-3 УДК, покрупнее проекта 23900 и сопоставимых по возможностям с «Америкой». То есть, «Варан» – это не только «ненужный» авианосец, но и универсальный десантный корабль, который, по счастью, все-таки признан в России «нужным».
Транспортно-госпитальное судно
Однако «Варан» представляет собой интерес не только как перспективный легкий авианосец и УДК, но и как транспортно-госпитальное судно. А с этим в ВМФ РФ большие проблемы и давно.
Напомним, что сегодня у нас осталось только три специальных госпитальных корабля проекта 320, построенных в советский период в Польше: «Енисей» на Черном море, «Свирь» – на Баренцевом, «Иртыш» – на Тихом океане. Их ресурс выработан, реально в строю только «Иртыш», остальные ждут ремонта и модернизации. Госпитальные суда необходимы ВМФ РФ как в военное время, во время операций в дальней морской зоне, так и в мирное – для осуществления гуманитарных миссий и проч. Например, во время пандемии 2020 года американское госпитальное судно USNS Mercy прибыло в порт Лос-Анджелеса, его одноклассник USNS Comfort – в Нью-Йорк, где помогали в лечении заболевших.
О нужности новых госпитальных судов давно говорят в Минобороны РФ. К слову, после УДК «Мистраль» во Франции предполагалось заказать и госпитальные суда. Не срослось. Но проект УМК может решить и эту проблему.
Так, Невское ПКБ на основе все той же платформы разработало проект универсального транспортно-госпитального судна в двух версиях. Первое чисто «конвенциональное» полным водоизмещением 29 580 тонн с госпиталем на 1000 человек, второе – полным водоизмещением 31 990 тонн с госпиталем на 500 человек, но оборудованное грузовыми помещениями для десантной техники. Его класс может соответствовать KM (*) Arc5 AUT1-ICS EPP BWM (T) Special purpose ship, что позволило бы ему действовать и на Ближнем Востоке, и в Африке, и даже в Арктике.
Таким образом, на одной модульной платформе можно построить корабли сразу трех классов, в которых наш флот остро нуждается. Даже если взять за скобки якобы «ненужные» авианосцы, то УДК и транспортно-госпитальные суда России нужны точно. Высокая степени унификации позволит упростить и ускорить процесс строительства, а также удешевить его.
Так, может быть, стоит повнимательнее присмотреться к «Варану» и его семейству?
Информация