Запрет Литвой белорусского транзита будет иметь серьезные последствия для всего мира


Неделю назад Вильнюс объявил Минску настоящую санкционную войну и устроил транспортную блокаду. Во исполнение западных санкций против системообразующего предприятия «Беларуськалий» транзит удобрений через литовские железные дороги и порты теперь ему закрыт. Эти, казалось бы, местечковые разборки между двумя не самыми значимыми государствами будут иметь очень серьезные последствия для всего мира.


«Беларуськалий» пока что контролирует порядка 20% мирового рынка калийных удобрений. Вклад этого предприятия в ВВП страны составляет не менее 4%. Удобрения, перепродажа российской нефти и экспорт белорусских нефтепродуктов – вот три кита, на которых стоит бюджет Республики Беларусь, вернее, ее валютной выручки. Если нефть и продукты ее переработки традиционно шли в соседние страны Европейского союза, то калийные удобрения, к тому же продаваемые Минском с приличной скидкой, востребованы по всему миру.

Главная проблема Белоруссии заключается в отсутствии собственного выхода к морю. С советских времен и до наших дней экспорт ее продукции был завязан на транзит через соседнюю Литву. До трети выручки порта Клайпеды приходилось на перевалку калийных и иных удобрений, а также продукции белорусской нефтянки. Ранее Москва неоднократно предлагала Минску диверсифицировать риски за счет использования российских портов на Балтике. «Батька» же на словах соглашался, а на деле ловко уклонялся от углубления экономического сотрудничества с Россией. Официальная версия состоит в том, что через нашу страну логистическое плечо становится длиннее, а также нет необходимых портовых мощностей. Неофициальная намекает на то, что в Минске были не заинтересованы в том, чтобы пытливые российские таможенники увидели всю номенклатуру белорусского экспорта и его истинные объемы.

Данная «многовекторная» политика уже дала свои негативные результаты. Сперва проблемы наметились по транзиту через Прибалтику нефтепродуктов, что все же вынудило белорусское руководство перевести изрядную долю экспорта в наши порты. Теперь «длинная рука» Запада добралась и до калийных удобрений. С 1 февраля официальный Вильнюс запретил транзит белорусских удобрений через свою территорию. Представитель железнодорожного ведомства Литвы Лаура Габрилавичюте заявила по этому поводу следующее:

Последние составы с удобрениями въехали в Литву в понедельник. Во вторник транзит по решению правительства был прекращен.

Это откровенно политическое решение маленькой прибалтийской страны будет иметь очень далеко идущие последствия.

Во-первых, Минск тотчас попытался найти альтернативный маршрут через Украину, но в этом не преуспел. Собственники терминалов в украинских портах сперва изъявляли желание, но потом оно быстро улетучивалось, что прямо подтвердил президент Лукашенко:

Сейчас проблема возникла с белорусским хлоркалием. И не потому, что это калийные удобрения, а потому что это 11-12 миллионов тонн. Это огромная масса, которую надо переместить. В этом проблема. Украинцы предложили, мы согласились. Сегодня, вроде бы, заявили о том, что нет – в Одессе мы не будем грузить. То есть, их остановили тоже.

Явно очень обидевшись и на Вильнюс, и на Киев, Александр Григорьевич с 7 февраля ввел запрет на транзит уже через свою территорию химических и минеральных калийных удобрений, а самое главное – нефтепродуктов из Литвы на Украину. Это очень серьезно для Незалежной, поскольку доля литовской солярки на ее рынке составляет 9%, бензина – 11%.

То есть, накануне гипотетической войны с Россией десятая часть моторного топлива для нужд ВСУ и украинской экономики пропала.

Во-вторых, окончательно лишившись иных альтернатив, Минску придется полностью «лечь» в вопросе транзита и экспорта под Москву. Деваться от России Беларуси уже особо некуда, что, несомненно, будет способствовать дальнейшей экономической и политической интеграции двух стран в рамках Союзного государства.

В-третьих, неготовность российских портов разом принять столь крупные объемы белорусского транзита объективно приведет к падению объемов экспорта, а значит, и валютной выручки. Если бы в Минске своевременно прислушались к Кремлю, то таких масштабов проблемы у него бы не было. Но это будут не только местные белорусско-литовские взаимные трудности.

Выпадение с рынка значительных объемов калийных удобрений незамедлительно приведет к образованию дефицита и росту цен. Канадская компания Nutrien, конкурент «Беларуськалия», уже заявила об увеличении отпускной цены на свою продукцию. Следом за ней подтянутся и другие, в том числе, наш «Уралкалий». Конечно, за них можно было бы порадоваться, но не стоит спешить.

Удорожание удобрений автоматически повлечет за собой и рост цен на продовольствие во всем мире. На фоне дорогих энергоносителей это может привести к дестабилизации ситуации во многих странах Третьего мира. Напомним, «Арабской весне» в свое время предшествовало значительное повышение цен на продукты питания.

Такой вот «эффект домино» получается. Все из-за какой-то там Литвы.
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. проходящиймимо (проходящиймимо) 9 февраля 2022 07:55
    0
    На фоне дорогих энергоносителей это может привести к дестабилизации ситуации во многих странах Третьего мира.

    Напомню, что белорусы ввели ответные санкции на транзит литовских удобрений и ГСМ через беларусь в уркаину. Этой стране третьего мира не поздоровится особенно.
    1. Маржецкий Офлайн Маржецкий
      Маржецкий (Сергей) 9 февраля 2022 08:15
      -2
      Зачем напоминать, если об этом прямым текстом написано в статье?
    2. isofat Офлайн isofat
      isofat (isofat) 9 февраля 2022 09:58
      -7
      Проходькотымимо, вы какой стране угрожаете? laughing
  2. Удорожание удобрений автоматически повлечет за собой и рост цен на продовольствие во всем мире. На фоне дорогих энергоносителей это может привести к дестабилизации ситуации во многих странах Третьего мира.

    Ужасно, ужасно. Весь день теперь буду думать как жить дальше. Понятно, что побегу в магазин и закуплю продуктов на все имеющиеся деньги. Наверное еще кредит возьму ...
    1. Маржецкий Офлайн Маржецкий
      Маржецкий (Сергей) 9 февраля 2022 12:03
      -2
      Ужасно, ужасно. Весь день теперь буду думать как жить дальше. Понятно, что побегу в магазин и закуплю продуктов на все имеющиеся деньги. Наверное еще кредит возьму ...

      Проблемы индейцев не волнуют белого господина?
      1. Интересно, а сами "индейцы" знают, что у них проблемы?
        1. Маржецкий Офлайн Маржецкий
          Маржецкий (Сергей) 9 февраля 2022 12:58
          -1
          Не сомневайтесь, Масса.
          Проблемы с ценами на энергоносители бьют даже по благополучным европейцам. angry
          1. Зачем же смешивать энергоносители и Литву с её блокадой Минска? Или это сериал "Богатые тоже плачут?".
  3. Сергей Латышев (Серж) 9 февраля 2022 09:04
    -4
    Санкции, контрсанкцции - не дураки, разберутся. Демократия, капитализм, делай чо душа пожелает.
    (У Кадырова, например, пожелала не проводить пенсионную реформу, списать самому себе долги за газ, объявить джихад Мньянме, и ввести санкции Европейским чиновникам)

    Другое дело, что на этом кто то наварится и неслабо, радостно потирая ручки.
    Но на сколько - как раз не раскрывается. Демократия, капитализм....
  4. Игорь Павлович (Игорь Павлович) 9 февраля 2022 11:46
    -5
    Все из-за какой-то там Литвы

    автор все время своими образованиями хвастается, в т.ч. и юридическим, а причинно следственные связи определять так и не научился...
    1. Маржецкий Офлайн Маржецкий
      Маржецкий (Сергей) 9 февраля 2022 12:02
      -2
      Все из-за какой-то там Литвы.

      Ой, да куда мне.
      Ее ж, Литву, наверное, прямо заставили ввести санкции, да? Это разве не суверенное решение суверенного государства? За последствия которого Вильнюс должен нести некую ответственность? Разъясните мне, базовому юристу, коли я чего-то не понимаю?

      автор все время своими образованиями хвастается, в т.ч. и юридическим, а причинно следственные связи определять так и не научился.

      Разве все время? belay Почему бы и не козырнуть к месту smile Особенно, когда есть чем козырять. tongue
  5. Dust Офлайн Dust
    Dust (Сергей) 9 февраля 2022 15:43
    0
    А я вот порадуюсь за Украинских соседей, стоимость бензина и дизельного топлива выросла в цене 1 литр - 96 рублей! Что касается Литвы они теряют в транзите , но переживать им не стоит . США напечатает им новых фантиков!
    1. Маржецкий Офлайн Маржецкий
      Маржецкий (Сергей) 9 февраля 2022 15:47
      -3
      Цитата: Dust
      Что касается Литвы они теряют в транзите , но переживать им не стоит . США напечатает им новых фантиков!

      Напечатают без проблем, но разве дадут просто так?
  6. Dart2027 Офлайн Dart2027
    Dart2027 9 февраля 2022 18:10
    +1
    неготовность российских портов разом принять столь крупные объемы белорусского транзита

    А они неготовы?
    1. Dima Офлайн Dima
      Dima (Дмитрий) 9 февраля 2022 18:51
      -1
      А они из воздуха должны предоставить свободные мощности на 11 миллионов тонн? Это почти 190 тысяч вагонов.
      Есть на Балтике терминал "Уралкалия", вот только Батька с ними в свое время здорово разругался.
      1. Dart2027 Офлайн Dart2027
        Dart2027 9 февраля 2022 19:49
        +1
        Цитата: Dima
        А они из воздуха должны предоставить свободные мощности на 11 миллионов тонн?

        Процесс постепенного удушения прибалтийский портов идет уже давно и Усть-Луга постоянно развивается. Точных цифр ни Вы ни я не знаем, но логично предполагать, что подобный вариант уже давно просчитывался и этот вопрос готовились решать.
  7. Jacques Sekavar Офлайн Jacques Sekavar
    Jacques Sekavar (Jacques Sekavar) 10 февраля 2022 09:51
    +1
    Было бы реальное союзное государство, действовали бы в унисон – что запретило одно гособразование, то поддержало и второе но этого не было, нет и не будет.
  8. игорь_6 Офлайн игорь_6
    игорь_6 (игорь столеров) 10 февраля 2022 21:13
    0
    Ничего страшного. Увеличится цена не много. Пускай больше санкций вводят, но не сразу.