Запрет Литвой белорусского транзита будет иметь серьезные последствия для всего мира
Неделю назад Вильнюс объявил Минску настоящую санкционную войну и устроил транспортную блокаду. Во исполнение западных санкций против системообразующего предприятия «Беларуськалий» транзит удобрений через литовские железные дороги и порты теперь ему закрыт. Эти, казалось бы, местечковые разборки между двумя не самыми значимыми государствами будут иметь очень серьезные последствия для всего мира.
«Беларуськалий» пока что контролирует порядка 20% мирового рынка калийных удобрений. Вклад этого предприятия в ВВП страны составляет не менее 4%. Удобрения, перепродажа российской нефти и экспорт белорусских нефтепродуктов – вот три кита, на которых стоит бюджет Республики Беларусь, вернее, ее валютной выручки. Если нефть и продукты ее переработки традиционно шли в соседние страны Европейского союза, то калийные удобрения, к тому же продаваемые Минском с приличной скидкой, востребованы по всему миру.
Главная проблема Белоруссии заключается в отсутствии собственного выхода к морю. С советских времен и до наших дней экспорт ее продукции был завязан на транзит через соседнюю Литву. До трети выручки порта Клайпеды приходилось на перевалку калийных и иных удобрений, а также продукции белорусской нефтянки. Ранее Москва неоднократно предлагала Минску диверсифицировать риски за счет использования российских портов на Балтике. «Батька» же на словах соглашался, а на деле ловко уклонялся от углубления экономического сотрудничества с Россией. Официальная версия состоит в том, что через нашу страну логистическое плечо становится длиннее, а также нет необходимых портовых мощностей. Неофициальная намекает на то, что в Минске были не заинтересованы в том, чтобы пытливые российские таможенники увидели всю номенклатуру белорусского экспорта и его истинные объемы.
Данная «многовекторная» политика уже дала свои негативные результаты. Сперва проблемы наметились по транзиту через Прибалтику нефтепродуктов, что все же вынудило белорусское руководство перевести изрядную долю экспорта в наши порты. Теперь «длинная рука» Запада добралась и до калийных удобрений. С 1 февраля официальный Вильнюс запретил транзит белорусских удобрений через свою территорию. Представитель железнодорожного ведомства Литвы Лаура Габрилавичюте заявила по этому поводу следующее:
Последние составы с удобрениями въехали в Литву в понедельник. Во вторник транзит по решению правительства был прекращен.
Это откровенно политическое решение маленькой прибалтийской страны будет иметь очень далеко идущие последствия.
Во-первых, Минск тотчас попытался найти альтернативный маршрут через Украину, но в этом не преуспел. Собственники терминалов в украинских портах сперва изъявляли желание, но потом оно быстро улетучивалось, что прямо подтвердил президент Лукашенко:
Сейчас проблема возникла с белорусским хлоркалием. И не потому, что это калийные удобрения, а потому что это 11-12 миллионов тонн. Это огромная масса, которую надо переместить. В этом проблема. Украинцы предложили, мы согласились. Сегодня, вроде бы, заявили о том, что нет – в Одессе мы не будем грузить. То есть, их остановили тоже.
Явно очень обидевшись и на Вильнюс, и на Киев, Александр Григорьевич с 7 февраля ввел запрет на транзит уже через свою территорию химических и минеральных калийных удобрений, а самое главное – нефтепродуктов из Литвы на Украину. Это очень серьезно для Незалежной, поскольку доля литовской солярки на ее рынке составляет 9%, бензина – 11%.
То есть, накануне гипотетической войны с Россией десятая часть моторного топлива для нужд ВСУ и украинской экономики пропала.
Во-вторых, окончательно лишившись иных альтернатив, Минску придется полностью «лечь» в вопросе транзита и экспорта под Москву. Деваться от России Беларуси уже особо некуда, что, несомненно, будет способствовать дальнейшей экономической и политической интеграции двух стран в рамках Союзного государства.
В-третьих, неготовность российских портов разом принять столь крупные объемы белорусского транзита объективно приведет к падению объемов экспорта, а значит, и валютной выручки. Если бы в Минске своевременно прислушались к Кремлю, то таких масштабов проблемы у него бы не было. Но это будут не только местные белорусско-литовские взаимные трудности.
Выпадение с рынка значительных объемов калийных удобрений незамедлительно приведет к образованию дефицита и росту цен. Канадская компания Nutrien, конкурент «Беларуськалия», уже заявила об увеличении отпускной цены на свою продукцию. Следом за ней подтянутся и другие, в том числе, наш «Уралкалий». Конечно, за них можно было бы порадоваться, но не стоит спешить.
Удорожание удобрений автоматически повлечет за собой и рост цен на продовольствие во всем мире. На фоне дорогих энергоносителей это может привести к дестабилизации ситуации во многих странах Третьего мира. Напомним, «Арабской весне» в свое время предшествовало значительное повышение цен на продукты питания.
Такой вот «эффект домино» получается. Все из-за какой-то там Литвы.
Информация