Контрсанкции: Что, если Россия оставит США без мазута и дизельного топлива
На фоне дискуссии о возможном «российском вторжении» на Украину в США постоянно обсуждают, какие еще новые санкции необходимо будет ввести в отношении Москвы в дополнение к уже имеющимся. Принято считать, что на данном санкционном поприще нам особо нечем ответить «гегемону», но так ли это на самом деле? Какие ограничительные меры со стороны России могут оказаться чувствительными даже для американской экономики?
Порой сила оборачивается слабостью, а слабость – силой. Нашу страну обычно принято изображать технически отсталой, тотально зависящей от экспорта углеводородов и прочего сырья, забывая при этом упомянуть про космонавтику, атомную энергетику и авиастроение. США, напротив, преподносят как передовое технологически развитое государство, безусловно доминирующее над другими, самостоятельно устанавливающее мировые стандарты и активно развивающее «зеленую энергетику», в отличие от всяких там «бантустанов». Но при вдумчивом рассмотрении ситуация начинает выглядеть не столь однозначно.
Как ни странно, Америка достаточно сильно экономически зависит от России, и эта зависимость непрерывно только растет. Как же так получилось?
Мазут
Наверное, все уже наслышаны о том, что год от года Россия наращивает экспорт сырой нефти и продуктов ее переработки в Соединенные Штаты. На первый взгляд, это может показаться странным, поскольку «гегемон» сам является крупнейшим производителем и экспортером высококачественной нефти. Но все дело в местной специфике.
Традиционно крупным поставщиком тяжелой сернистой нефти в США была Венесуэла. Под ее переработку на побережье Мексиканского залива были построены НПЗ с соответствующим технологическим циклом. Потом президент Дональд Трамп ввел санкции в отношении государственной компании Petróleos de Venezuela (PdVSA), оставив не только Каракас без валютной выручки, но и собственных нефтепереработчиков без необходимого сырья. Заменить его на американскую легкую нефть, добываемую из сланцевых пород, не позволяет технологический процесс. Вкладываться в переоборудование и модернизацию НПЗ на фоне «зеленых» веяний промышленникам явно не хочется.
Решение нашлось быстро. Смешивая мазут, так называемое остаточное топливо, продукт низкой переработки нефти, с легкой сланцевой нефтью, американцы получили хорошее сырье. И вот тут им пришлось обратиться к России, которая держит порядка 20% мирового рынка мазута. Раньше его приобретали для дальнейшей переработки европейские компании, но с 2015 года, когда заметно упали мировые цены на нефть и стоимость фрахта, в конкуренцию за российский мазут включились Соединенные Штаты. Начиная с 2019 года, когда были введены жесткие санкции в отношении Венесуэлы, отечественное сырье широкой рекой потекло в Северную Америку.
Можно задаться вопросом, а почему бы Вашингтону просто не увеличить объемы поставок из соседней дружественной Канады? Технически это сделать можно, а вот политически – нет. Одним из первых решений президента Джо Байдена после инаугурации был запрет на строительство новой нитки нефтепровода мощностью более 800 000 баррелей в сутки из канадской Альберты в штат Небраска. Так Вашингтон сам оказался заложником своей «зеленой повестки».
Но на российском мазуте дело не закончилось.
Дизельное топливо
Как известно, Соединенные Штаты – это страна автомобилистов, живущих преимущественно в частных домах без центральной системы отопления. Теперь все это дало о себе знать.
Заметный рост цен на бензин и солярку произошел еще в 2021 году. В северо-восточных штатах наблюдались «панические закупки» моторного топлива, чего не было с иранского кризиса 70-х годов прошлого века. Сложилось сразу несколько факторов. Во-первых, на фоне коронакризиса 2020 года и снижения объемов потребления углеводородов нефтяные компании сократили объемы добычи и переработки. Во-вторых, из-за хакерской атаки на компанию Colonial Pipeline была приостановлена работа трубопровода, который прокачивал из Мексиканского залива бензин, дизельное и авиационное топливо, составлявшие порядка 45% всего топлива, потребляемого на Восточном побережье.
Сегодня имевшиеся проблемы были усугублены холодной зимой, когда для обогрева своих домов американцам пришлось активно жечь солярку в генераторах, а также тем, что нефтяные компании не смогли своевременно нарастить объемы добычи и переработки сырья. И что мы видим?
В 2019 году начались первые пробные поставки российской солярки, а в 2021 году на Восточное побережье США высадился настоящий «русский десант», как это событие прокомментировало агентство Bloomberg:
Флот танкеров с российским дизельным топливом, направляющийся к восточному побережью США, может помочь снизить самые высокие розничные цены на топливо за 7 лет. Четыре танкера с 2 миллионами баррелей российского дизеля на борту, максимальным объемом с 2018 года, должны прибыть на следующей неделе.
Для России «помочь» американцам вообще не проблема, поскольку объемы внутреннего потребления дизельного топлива в два раза меньше объемов его производства. На сегодняшний день спрос на отечественную солярку в США только непрерывно растет. Российский дизель составляет 22% от совокупных объемов американского импорта.
Это все очень существенные цифры. Одномоментное изъятие с рынка таких объемов сырья и моторного топлива станет увесистой оплеухой даже для «гегемона». Этот экономический аргумент стоит использовать при обсуждении болезненного вопроса об антироссийских санкциях и контрсанкциях по украинской тематике.
Информация