Контрсанкции: Что, если Россия оставит США без мазута и дизельного топлива


На фоне дискуссии о возможном «российском вторжении» на Украину в США постоянно обсуждают, какие еще новые санкции необходимо будет ввести в отношении Москвы в дополнение к уже имеющимся. Принято считать, что на данном санкционном поприще нам особо нечем ответить «гегемону», но так ли это на самом деле? Какие ограничительные меры со стороны России могут оказаться чувствительными даже для американской экономики?


Порой сила оборачивается слабостью, а слабость – силой. Нашу страну обычно принято изображать технически отсталой, тотально зависящей от экспорта углеводородов и прочего сырья, забывая при этом упомянуть про космонавтику, атомную энергетику и авиастроение. США, напротив, преподносят как передовое технологически развитое государство, безусловно доминирующее над другими, самостоятельно устанавливающее мировые стандарты и активно развивающее «зеленую энергетику», в отличие от всяких там «бантустанов». Но при вдумчивом рассмотрении ситуация начинает выглядеть не столь однозначно.

Как ни странно, Америка достаточно сильно экономически зависит от России, и эта зависимость непрерывно только растет. Как же так получилось?

Мазут


Наверное, все уже наслышаны о том, что год от года Россия наращивает экспорт сырой нефти и продуктов ее переработки в Соединенные Штаты. На первый взгляд, это может показаться странным, поскольку «гегемон» сам является крупнейшим производителем и экспортером высококачественной нефти. Но все дело в местной специфике.

Традиционно крупным поставщиком тяжелой сернистой нефти в США была Венесуэла. Под ее переработку на побережье Мексиканского залива были построены НПЗ с соответствующим технологическим циклом. Потом президент Дональд Трамп ввел санкции в отношении государственной компании Petróleos de Venezuela (PdVSA), оставив не только Каракас без валютной выручки, но и собственных нефтепереработчиков без необходимого сырья. Заменить его на американскую легкую нефть, добываемую из сланцевых пород, не позволяет технологический процесс. Вкладываться в переоборудование и модернизацию НПЗ на фоне «зеленых» веяний промышленникам явно не хочется.

Решение нашлось быстро. Смешивая мазут, так называемое остаточное топливо, продукт низкой переработки нефти, с легкой сланцевой нефтью, американцы получили хорошее сырье. И вот тут им пришлось обратиться к России, которая держит порядка 20% мирового рынка мазута. Раньше его приобретали для дальнейшей переработки европейские компании, но с 2015 года, когда заметно упали мировые цены на нефть и стоимость фрахта, в конкуренцию за российский мазут включились Соединенные Штаты. Начиная с 2019 года, когда были введены жесткие санкции в отношении Венесуэлы, отечественное сырье широкой рекой потекло в Северную Америку.

Можно задаться вопросом, а почему бы Вашингтону просто не увеличить объемы поставок из соседней дружественной Канады? Технически это сделать можно, а вот политически – нет. Одним из первых решений президента Джо Байдена после инаугурации был запрет на строительство новой нитки нефтепровода мощностью более 800 000 баррелей в сутки из канадской Альберты в штат Небраска. Так Вашингтон сам оказался заложником своей «зеленой повестки».

Но на российском мазуте дело не закончилось.

Дизельное топливо


Как известно, Соединенные Штаты – это страна автомобилистов, живущих преимущественно в частных домах без центральной системы отопления. Теперь все это дало о себе знать.

Заметный рост цен на бензин и солярку произошел еще в 2021 году. В северо-восточных штатах наблюдались «панические закупки» моторного топлива, чего не было с иранского кризиса 70-х годов прошлого века. Сложилось сразу несколько факторов. Во-первых, на фоне коронакризиса 2020 года и снижения объемов потребления углеводородов нефтяные компании сократили объемы добычи и переработки. Во-вторых, из-за хакерской атаки на компанию Colonial Pipeline была приостановлена работа трубопровода, который прокачивал из Мексиканского залива бензин, дизельное и авиационное топливо, составлявшие порядка 45% всего топлива, потребляемого на Восточном побережье.

Сегодня имевшиеся проблемы были усугублены холодной зимой, когда для обогрева своих домов американцам пришлось активно жечь солярку в генераторах, а также тем, что нефтяные компании не смогли своевременно нарастить объемы добычи и переработки сырья. И что мы видим?

В 2019 году начались первые пробные поставки российской солярки, а в 2021 году на Восточное побережье США высадился настоящий «русский десант», как это событие прокомментировало агентство Bloomberg:

Флот танкеров с российским дизельным топливом, направляющийся к восточному побережью США, может помочь снизить самые высокие розничные цены на топливо за 7 лет. Четыре танкера с 2 миллионами баррелей российского дизеля на борту, максимальным объемом с 2018 года, должны прибыть на следующей неделе.

Для России «помочь» американцам вообще не проблема, поскольку объемы внутреннего потребления дизельного топлива в два раза меньше объемов его производства. На сегодняшний день спрос на отечественную солярку в США только непрерывно растет. Российский дизель составляет 22% от совокупных объемов американского импорта.

Это все очень существенные цифры. Одномоментное изъятие с рынка таких объемов сырья и моторного топлива станет увесистой оплеухой даже для «гегемона». Этот экономический аргумент стоит использовать при обсуждении болезненного вопроса об антироссийских санкциях и контрсанкциях по украинской тематике.
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. проходящиймимо (проходящиймимо) 10 февраля 2022 13:20
    -8
    Оплеуха будет не смертельной, а вот России куда потом девать это топливо и как потом возвращаться на рынок? НПЗ прикроем и сотрудников разгоним в неоплачиваемые отпуска? Нефть из Канады могут и нефтевозами доставить. дороже но не критично. Пока большие дяди обсуждают уркаинскую тематику уркаинцы усыхают. Можно еще лет восемь пообсуждать. Пока в итоге обсуждать станет нечего.
    1. zloybond Офлайн zloybond
      zloybond (steppenwolf) 10 февраля 2022 13:50
      -1
      Думается, что эти обьемы России было бы не плохо отправить на собственный внутренний рынок. Может быть тогда, в результате конкуренции немного стала бы снижаться цена для собственных граждан.
      1. проходящиймимо (проходящиймимо) 10 февраля 2022 14:04
        -4
        И где в России ощущается нехватка мазута? Может гражданам нужен мазут? И с кем конкурировать? Что то в результате конкуренции роснефти и лукойла бензин не дешевеет... А вот если в результате "санкций" цена на мазут подскочит на биржах, то он скорее всего и в России подорожает... проходили уже.
        1. zloybond Офлайн zloybond
          zloybond (steppenwolf) 10 февраля 2022 17:30
          +1
          Вообще я имел в виду дизель и бензин. fool Но если настаиваете, пусть будет еще и мазут. Чем больше товара, больше вероятности что наш закон удивительного роста стоимости при любых обстоятельствах будет опровергнут what
    2. Маржецкий Офлайн Маржецкий
      Маржецкий (Сергей) 10 февраля 2022 14:42
      -5
      Оплеуха будет не смертельной, а вот России куда потом девать это топливо и как потом возвращаться на рынок?

      Европейцы также с удовольствием берут этот мазут.
    3. Georgievic Офлайн Georgievic
      Georgievic (Georgievic) 11 февраля 2022 22:13
      0
      Не сцы! Потребителей дохера и больше!
  2. Dimy4 Офлайн Dimy4
    Dimy4 (Дмитрий) 10 февраля 2022 14:05
    0
    Не оставят, бабло дороже авторитета государства.
  3. Старый Скептик (Старый Скептик) 10 февраля 2022 21:04
    0
    Товарищ Маржецкий безусловно прав.
    А вот паникующие товарищи, нет.
    Америка коэчно может заменить недопостовденные Россией объемы нэфтэпродуктов, но...
    1.Это не так быстро.
    2.Это в любом случае, взвинтит цены, и не только в США. Дефицит, понымаэте...
    3.По "закону сохранения", там, откуда они возьмут топливо, обязательно будет дефицит. Посмотрите на газ. Мощности производства нэ резиновые. Наши танкеры поплывут туда, от куда они уплыли в США, только дороже.
  4. Цитата: Маржецкий
    Европейцы также с удовольствием берут этот мазут.

    И что? Мы сейчас европейцам меньше поставляем, чем они просят? Именно потому, что мазут идет в США?
    Редкий случай, но я согласен с проходящиммимо.
    1. Старый Скептик (Старый Скептик) 12 февраля 2022 13:35
      0
      Вы сами то поняли, какую глупость написали?
      С какого рынка пины возьмут топливо?
  5. Цитата: Старый Скептик
    Америка коэчно может заменить недопостовденные Россией объемы нэфтэпродуктов, но...
    1.Это не так быстро.
    2.Это в любом случае, взвинтит цены, и не только в США. Дефицит, понымаэте...

    А что в мире возник дефицит мазута?
    Просто сейчас мы продаем дешевле и только поэтому американцы покупают у нас.
    Не надо придумывать взвинтит цены
    1. Старый Скептик (Старый Скептик) 12 февраля 2022 13:10
      0
      Объясняю:
      дело не в дефиците мазута или столяры на рынке, а в отсутствии избытка. В период пандемии никто на избыток не работал, и не только в пандемию.
      Поиск нового поставщика это временной лаг, который неизбежно вызовет локальный-временный (в США) дефицит, а он в свою очередь поднимет цены. Уход продукта в Америку вызовет те-же процессы там откуда, этот продукт ушел, возникают "ценовые качели".
      Ещё: замещение российского продукта, будет дороже, ктому-же фрагментировано (от разных поставщиков), что неудобно логистически. В масштабах большой страны это серьезные издержки, а тем более сейчас, когда есть проблемы с инфляцией.
      И так по любому продукту. Особенно сырьевому, т.к. сырье лежит в самом начале производственной цепочки и очень сильно влияет на всю цепочку. С точки зрения "добавленной" стоимости - сырье это проблема, но при определенной доле рынка, с точки зрения влияния на экономические процессы ООчень интересная штука.
      Я понятно объясняю?
  6. Цитата: Старый Скептик
    Посмотрите на газ. Мощности производства нэ резиновые.

    Ой, я и не знал что мазут производят из газа. Новый технологии? А нельзя из газа делать золото? Дешевое золото из газа. Или хотя бы платину.
    1. Старый Скептик (Старый Скептик) 12 февраля 2022 13:13
      +1
      Эту глупость, я даже комментировать не буду.
      Обратитесь, к специалистам.
      Я говорил о системе поставок.
  7. Наблюдатель2014 11 февраля 2022 17:27
    0
    Контрсанкции: Что, если Россия оставит США без мазута и дизельного топлива

    good :Гениально!Вот она ахиллесова пята США! Мазут! laughing wassat good good Ха ха ха ха!!!!
  8. Сергей Латышев (Серж) 12 февраля 2022 09:17
    -2
    Эх фантазии, фантазии...
    как будто эти 22% чтот сильно решают. жили они без них и проживут дальше.

    Но деньги не пахнут.
    Санкции - это для сми и простолюдинов. А для олигархов углеводородов, удобрений, металла, атома, зерна, ракетных двигателей и т.п -
    - лишняя причина проплыть на яхте у берегов, например, флориды или ниццы..
  9. алекс178 Офлайн алекс178
    алекс178 (Александр) 12 февраля 2022 12:45
    +1
    Это называется на зло маме уши отморозим
    Россия потеряет рынок сбыта и потеряет доходы - люди потеряют работу и так по цепочке.
    Автор статьи предлагает очевидную глупость.
    Надо делать так, чтобы американцы сами от своих санкций страдали больше чем мы
    А для этого надо увеличивать благосостояние россиян, работать над созданием рабочих мест, образованием населения и решать демографическую проблему
    А запрещать кому-то - не дадим вам мазута - ну это уровень школьника, а не аналитика. Товарная цепочка будет переключена да и всё
    ПОЙМИТЕ самый эффективный ответ на санкции от США в адрес России лежит в области развития производства , образования и демографии
  10. Цитата: алекс178
    ПОЙМИТЕ самый эффективный ответ на санкции от США в адрес России лежит в области развития производства , образования и демографии

    Со всем вашим комментарием согласен.
    И даже последнее предложение ваше верно на 100 %.
    Только производство, образование и демография - это дело больших периодов. Быстрых изменений быть не может. Потому когда горит, а у нас горит, поверьте мне - надо использовать те ресурсы, которые есть в наличии.
    Армию в настоящее время.