Американцы идут в Арктику не за Северным морским путем
Последние годы отмечены повышенным интересом Вашингтона к северному приполярному региону. США и их союзники создают специальные силы, способные действовать в Арктике. В ответ Россия укрепляет Северный флот, который получил статус военного округа, обсуждается возможность формирования некой особой Арктической флотилии. Что же мы на самом деле не поделили с «гегемоном» в этом холодном безлюдном краю?
Севморпуть?
Считается, что практичные американцы заинтересовались перспективами, которые открывает Северный морской путь перед международной торговлей. Благодаря глобальному потеплению, полярные льды тают заметно и все быстрее. Если посмотреть на карту, то оказывается, что СМП – это кратчайший водный путь «из варяг в китайцы». По идее, сокращение транспортного плеча должно сделать его более привлекательным для морских коммерческих перевозок. Плюс отсутствие рисков образования «тромба», как это было недавно на Суэцком канале. Казалось бы, бери да вози.
На практике же все выглядит несколько иначе.
Прежде всего, судоходность Севморпути напрямую зависит от сезонного фактора. Чтобы провести с гарантией караван судов, необходим сверхмощный атомный суперледокол типа «Лидер». Этот проект в нашей стране прорабатывается, но пока что «в железе» его еще нет, а считать стоит только те деньги, что у тебя в кармане.
Второе. Проводка при помощи таких специальных судов стоит больших денег. Пока что монополию на данную услугу имеет только Россия, но другие страны под предводительством США пытаются ее оспаривать. Интересно, что свои ледоколы строит даже далеко не арктический Китай. Удешевить стоимость проводки можно, если собрать большой караван судов.
Третье. Как и многое в нашей стране, ведомственные игры негативно сказываются на итоговом результате. Первоначально за Севморпуть отвечал единолично Минтранс. Однако в 2018 году инфраструктурным оператором вместо государственного учреждения сделали госкорпорацию «Росатом». В министерстве с этим не согласились, и начались аппаратные интриги, в результате которых Минтранс оставил за собой право выдачи разрешений на проход судов по СМП, а корпорация получила право на развитие транспортной инфраструктуры. Согласно недавнему заявлению главы «Росатома» Лихачева, из-за несогласованности действий между двумя ведомствами в конце 2021 года во льдах застряли свыше двух десятков судов.
Скажем прямо, доверия к такому «оператору» у иностранных заказчиков точно не будет. Куда проще отправить грузы по давно проторенной дорожке Суэцкого канала. Плюс не совсем понятно, какие именно грузы возить через приполярные территории. Ноутбуки и прочую электронику не повезешь. Товары, требующие срочной доставки, вести рискованно: мало ли, затрет среди льдов, а потом отвечай штрафными санкциями. Арктика – она такая.
Значит ли это, что у Севморпути нет особых перспектив?
Конечно, нет. Вернее, есть. Просто СМП стоит в обозримой перспективе воспринимать не как международный транзитный коридор, а в качестве морских ворот России по вывозу из арктического региона природных ресурсов. Достаточно посмотреть на то, какие компании и что реально сейчас по Севморпути возят. Это нефть, СПГ, в перспективе – уголь и прочие ресурсы, которые пойдут через запланированный к строительству порт Индига.
Тогда возникает закономерный вопрос, а что там тогда забыли американцы? Как транзитный маршрут СМП им незачем, поскольку США выходят одновременно и на Тихий, и на Атлантический океаны. Строить дорогостоящие ледоколы, чтобы подзаработать в качестве лоцманов на проводке? Да не получится, поскольку часть Севморпути проходит через российские территориальные воды, и едва ли там будут рады конкурентам. Дело явно в другом.
Арктический плацдарм
Если взглянуть не на карту, а на глобус, то окажется, что именно через Крайний Север проходит кратчайшая дистанция для полета межконтинентальных баллистических ракет. И именно подо льдами Северного океана находятся районы боевого патрулирования российских подводных крейсеров стратегического назначения. И именно там, в Северном ледовитом, постоянно шастают американские субмарины-охотники на наши подлодки. И теперь США хотят качественно нарастить свое военное присутствие в этом регионе.
В 2019 году тогдашний глава Пентагона Спенсер заявил дословно следующее:
Текущая задача ВМС США заключается в наращивании мощи в Арктике путем создания новых стратегических военно-морских баз в регионе Берингова моря и расширения своего военного присутствия на Аляске.
И они все это уже делают. США приступили к реализации программы по строительству серии современных ледоколов. К 2027 году их должно быть уже 3 штуки. Частыми и незваными гостями в Баренцевом море стали американские эсминцы, оснащенные управляемым ракетным оружием (УРО). ВМС США рассматривают возможность открытия в Арктике постоянной военно-морской базы. На Аляске строятся теплые ангары для истребителей F-35, наращивается количество этих истребителей пятого поколения.
Не отстают и союзники по блоку НАТО. Этой весной Североатлантический альянс проведет на территории Норвегии масштабные военные учения «Холодный ответ», в которых будет задействовано 35 тысяч военнослужащих. Особо стараются англичане, которые готовят свою морскую пехоту «быть в любое время готовыми дать бой в Арктике, если понадобится». Интересно, кому?
Наверное, нам.
Неудивительно, что Северный флот получил статус отдельного военного округа. С российской стороны в Арктике строится сеть военных аэродромов и баз ПВО. Сухопутные силы получили специальные «северные» зенитные комплексы «Панцирь-СА» и «арктические» танки Т-80БВМ. Строятся патрульные боевые ледоколы.
Готовимся потихоньку.
Информация