Из мегапроекта в мегапровал: разорит ли Россию Сахалинский мост?
В последнее время в России развивается целый ряд амбициозных проектов, которые, если будут действительно реализованы, изменят экономический облик и отдельных регионов, и страны в целом. Чего стоит одна идея строительства моста на Сахалин, которая решит проблему транспортного сообщения с островом. Не менее актуальны и планы по развитию Северного морского пути. Однако в текущей экономической ситуации проекты оказываются под угрозой срыва.
Причина тому – продолжающееся падение рубля на фоне ужесточения антироссийских санкций со стороны Запада. В «черный понедельник» 10 сентября 2018 г. доллар превысил цену в 70,5 руб., евро – 82 руб. Конечно, сейчас власти пытаются убедить и население, и бизнес, что такая ситуация носит временный характер. Но в действительности вряд ли курс доллара и евро уже заметно изменится в нижнюю, а не верхнюю сторону. В Банке России говорят о необходимости повышения ключевой ставки.
На этом фоне надежды на скорое воплощение в жизнь проектов по развитию инфраструктуры в Сибири и на Дальнем Востоке, в других регионах страны становятся все более призрачными. Каждый проект, подобный строительству Сахалинского моста, требует многомиллиардных инвестиций. Но кто их будет предоставлять? Иностранные инвесторы в текущей ситуации теряют интерес к российским проектам, а многие из них откровенно опасаются санкций со стороны Вашингтона. Им не нужны проблемы, гораздо безопаснее просто не связываться с нашими проектами.
Конечно, потребность в развитии современной инфраструктуры в России назрела очень давно. Более того, то же строительство моста на Сахалин разом бы решило многие проблемы местного населения и бизнеса. Но это если говорить о здоровой экономической ситуации. Во время масштабного кризиса может оказаться так, что эти проекты не только не принесут прибыль, но и не окупятся. Выиграют компании, непосредственно проводящие строительство инфраструктурных объектов за счет государственных средств. Но в этом случае глобальные проекты рискуют превратиться в очередную фикцию, существующую лишь для того, чтобы «отработать» выделенные государством деньги.
Кстати, у России есть далеко не лучший пример – Турция, где также не намерены на фоне ухудшения экономического положения отказываться от строительства «второго Босфора». Москва и Анкара очень напоминают друг друга в плане инфраструктурной политики – обе страны сейчас переживают далеко не лучшие времена, но не собираются отказываться от грандиозных проектов, рассчитывая, что те смогут привлечь инвестиции и вообще продуктивно отразиться на национальных экономиках.
Хотя, с другой стороны, даже если на инфраструктурные проекты будут потрачены большие средства, мосты и дороги в любом случае останутся и с улучшением экономической ситуации смогут приносить отдачу. Главное, чтобы их строительство не осуществлялось за счет перераспределения средств из других секторов экономики, чтобы не страдали люди, чье материальное благополучие в последние годы и так серьезно пошатнулось.
Причина тому – продолжающееся падение рубля на фоне ужесточения антироссийских санкций со стороны Запада. В «черный понедельник» 10 сентября 2018 г. доллар превысил цену в 70,5 руб., евро – 82 руб. Конечно, сейчас власти пытаются убедить и население, и бизнес, что такая ситуация носит временный характер. Но в действительности вряд ли курс доллара и евро уже заметно изменится в нижнюю, а не верхнюю сторону. В Банке России говорят о необходимости повышения ключевой ставки.
На этом фоне надежды на скорое воплощение в жизнь проектов по развитию инфраструктуры в Сибири и на Дальнем Востоке, в других регионах страны становятся все более призрачными. Каждый проект, подобный строительству Сахалинского моста, требует многомиллиардных инвестиций. Но кто их будет предоставлять? Иностранные инвесторы в текущей ситуации теряют интерес к российским проектам, а многие из них откровенно опасаются санкций со стороны Вашингтона. Им не нужны проблемы, гораздо безопаснее просто не связываться с нашими проектами.
Конечно, потребность в развитии современной инфраструктуры в России назрела очень давно. Более того, то же строительство моста на Сахалин разом бы решило многие проблемы местного населения и бизнеса. Но это если говорить о здоровой экономической ситуации. Во время масштабного кризиса может оказаться так, что эти проекты не только не принесут прибыль, но и не окупятся. Выиграют компании, непосредственно проводящие строительство инфраструктурных объектов за счет государственных средств. Но в этом случае глобальные проекты рискуют превратиться в очередную фикцию, существующую лишь для того, чтобы «отработать» выделенные государством деньги.
Кстати, у России есть далеко не лучший пример – Турция, где также не намерены на фоне ухудшения экономического положения отказываться от строительства «второго Босфора». Москва и Анкара очень напоминают друг друга в плане инфраструктурной политики – обе страны сейчас переживают далеко не лучшие времена, но не собираются отказываться от грандиозных проектов, рассчитывая, что те смогут привлечь инвестиции и вообще продуктивно отразиться на национальных экономиках.
Хотя, с другой стороны, даже если на инфраструктурные проекты будут потрачены большие средства, мосты и дороги в любом случае останутся и с улучшением экономической ситуации смогут приносить отдачу. Главное, чтобы их строительство не осуществлялось за счет перераспределения средств из других секторов экономики, чтобы не страдали люди, чье материальное благополучие в последние годы и так серьезно пошатнулось.
Информация