Почему США и Польша никак не могут договориться о поставках МиГ-29 Украине
Продолжающаяся в уже далеко не первый день история с поставками Украине «подержанных» боевых самолетов из запасов стран НАТО, бывших когда-то членами Организации Варшавского договора, по своей многосерийности и накалу страстей скоро сравняется с латиноамериканским сериалом. Ну, а по жанру она с самого начала относится, скорее, не к трагедии, в качестве которой пытается выставлять этот вопрос перед всем миром Зеленский, а к самому обыкновенному фарсу. Ну, «трагедии» в исполнении клоунов обычно именно так и выглядят.
Предельно жесткая позиция, занятая в данном случае Россией, изрядно охладила пыл всех «заинтересованных сторон» на Западе, рвавшихся передать «нэзалэжной» старенькие МиГи и Сушки с тем, чтобы российские войска понесли еще хоть какой-то урон. Москва однозначно дала понять, что сделать это без всякого ущерба для себя, любимых, не получится. В результате сейчас мы наблюдаем воистину эпическую битву между русофобией, жадностью и трусостью, происходящую в умах «партнеров» и «союзников» Киева.
И в самолет сесть и неприятностей не огресть
Примерно в такой парадигме пребывают сегодня как оказавшиеся в самом центре процесса снабжения преступного киевского режима боевой авиацией деятели из Польши, так и их заокеанские кураторы, как обычно стремящиеся загрести жар чужими руками. Однако прежде чем перейти к описанию увлекательнейших перипетий и интриг, развернувшихся вокруг передачи Украине польских самолетов, следует для начала вспомнить, что же они, собственно, из себя представляют. Итак, по состоянию на 2020-2021 год в тамошних ВВС числились 22 истребителя МиГ-29, а также дюжина истребителей-бомбардировщиков Су-22. Все это техника советского еще производства, при этом основное количество истребителей поляки получили далеко не из первых рук – МиГ-29 закупались ими в 1995 году в Чехии и в 2004 году – в Германии. Будучи, понятное дело, уже изрядно «ушатанными».
Что касается Су-22, то вопрос о полной выработке ресурса и списании этих машин ставился еще в 2010 году. Однако ввиду отсутствия альтернативы, им продлили срок службы до 2024-2026 годов. Но это – номинально. В реальности с ними все очень и очень печально. Что касается МиГов, то в 2021 году коэффициент их боеготовности оценивался как 0.5, не дотягивая до приемлемого для НАТО уровня. Еще хуже стало после того, как в 2014 году Варшавой было полностью разорвано военно-техническое сотрудничество с Москвой, без которого о нормальном ремонте и техническом обслуживании данных машин говорить не приходилось вовсе. Результаты не замедлили сказаться – только за период с 2017 по 2019 год разбились три польских МиГ-29. Количество более мелких инцидентов, не закончившихся гибелью машин и пилотов, учету не поддается.
Так что представитель Пентагона, Джон Кирби накануне сделавший заявление о том, что передача ВСУ польских МиГ-29 «вряд ли существенно изменит их эффективность в сравнении с возможностями ВКС России» попросту огласил совершенно очевидную вещь. Как он заметил, «выгода от этих самолетов для Киева будет невелика». А вот проблем те, кто вздумает взяться за реализацию данной авантюры могут огрести, как говорится «по самое не могу». Ссылаясь на «информацию разведки» представитель военного ведомства выдал вдобавок и еще одну банальность: грубая и бесчувственная Россия снабжение укронацистов истребителями может «ошибочно принять за эскалацию» и «очень серьезно отреагировать» на подобные действия. Право же, более всего меня в этом пассаже умиляет слово «ошибочно»! Эталон американского словоблудия. Одним словом, в Пентагоне в очередной раз указали на то, что из-за каких-то допотопных самолетов вполне могут начаться боевые действия между российской армией и НАТО, чего там, конечно же, абсолютно не жаждут. Не знаю, имеется ли у Джона Кирби воинское звание, но, на мой взгляд «капитан Очевидность» подошло бы ему в самый раз.
Кстати, его коллега из Белого дома Джен Псаки высказалась по данному же поводу неожиданно связно и здраво. По ее словам, «не надо быть экспертом в военной области, чтобы понять, к чему приведет вылет боевых самолетов с базы ВВС США» в направлении Украины. Причем, нельзя не отметить, что говоря о возможном их маршруте, пресс-дамочка употребила весьма характерный эвфемизм: «в оспариваемую часть страны». В противном случае, по словам Псаки, МиГи пришлось бы транспортировать по земле «в разобранном состоянии», после чего собирать по новой. Ни условий для этого, ни специалистов в «нэзалэжной уже нет, так что и обсуждать данный вариант нечего, считают в Вашингтоне.
Мы готовы! Но не будем...
Вообще говоря, наибольший интерес в описываемой истории представляет позиция все-таки не Вашингтона, а Варшавы. За океаном, понятное дело, стремятся разжечь в Европе военный пожар побольше и напакостить России насколько возможно. Но вот поляки... Сперва они собирались поставлять самолеты. Потом, после решительного предупреждения Москвы, передумали. Однако национальный менталитет – штука, как видно, необоримая... Из США стали звучать настойчивые увещевания, подкрепленные к тому же, посулами сугубо материального свойства. Когда Госсекретарь Энтони Блинкен провозгласил о том, что его страна «дала зеленый свет польским поставкам МиГ-29 на Украину», прозвучало это довольно странно. Ведь речь не шла о передаче кому-то американских систем вооружений, которая и вправду, как правило, подлежит согласованию. Какое дело заокеанским партнерам до военного антиквариата сделанного в СССР?
На самом деле речь наверняка шла о том, что «старшие партнеры» пообещали Варшаве какое-то количество истребителей из собственных «закромов». Скорее всего, речь шла о снятых с вооружения и находящихся на консервации F-16, привычных для польских ВВС. Во всяком случае, после сделанного Блинкеном 6 марта прозрачного намека относительно того, что «их оборона не пострадает» поляки чесались всего пару дней, а 8 марта заявили, что согласны, так уж и быть, отдать Украине МиГ-29, но «с предоставлением самолетов на замену с соответствующими эксплуатационными возможностями». И уточнили собственную готовность «установить условия покупки самолетов». Кто кому при этом будет платить – украинцы Польше, или она – американцам, осталось не совсем понятно. Ведь свои истребители Варшава, вроде бы, готова была «предоставить безвозмездно». Однако на таких дополнительных условиях, от которых в Вашингтоне попросту обалдели.
Ушлые поляки измыслили гениальную и совершенно беспроигрышную (по их мнению) схему: они перегоняют все до единого собственные МиГи на расположенную в Германии базу ВВС США «Рамштайн» – и умывают руки! Дальше пусть голова болит у немцев и американцев. В чем заключается смысл столь витиеватого логистического решения (от Польши до Украины однозначно ближе – что ехать, что лететь!), пояснять, думаю, не надо. Варшава привычно решила юркнуть за «широкие спины старших товарищей». Мол, перегоним МиГи вам – а дальше я не я и истребитель не моя! Как уже было сказано, в Соединенных Штатах такой «креатив» вызвал настоящий шок. Нет, к польской наглости и жадности там, надо полагать, уже привыкли. Но чтоб такое! В Вашингтоне назвали предложение Варшавы «неожиданным», «не имеющим серьезного обоснования» и вообще «создающим сложные материально-технические проблемы».
Надо полагать, американцы, в отличие от несколько неадекватно воспринимающих ситуацию и нынешние реалии поляков прекрасно понимают, что «Калибр» или чего похуже запросто может прилететь и по «Рамштайну». Членами Североатлантического альянса являются что Польша, что Германия, что США, так что невелика разница. В конечном итоге вопрос с истребителями снова «завис в воздухе». Брать на себя бремя принятия окончательного решения и подставляться под русскую «ответку» не стремится никто. Без всякого толку стенает в Киеве безутешный Зеленский, призывающий Польшу и США «перестать играть в пинг-понг человеческими жизнями» и прекратить перепихивать ответственность друг на друга. Меньше пафоса, дружок! Если ты еще не понял, что на тебя, твои претензии, а равно и на всех до единого украинцев на всем разлюбезном тебе Западе чихать хотели – это твои проблемы. И уж кому-кому, да не тебе упрекать других в «игре жизнями».
На нынешний момент дело закончилось тем, что в Варшаве в очередной раз «переобулись». Там заявили, что «готовы действовать», но исключительно «с одобрения всех остальных союзников по НАТО» и по согласованию с ними. При этом огласивший эту позицию советник польского президента Якуб Кумох еще и не преминул похвалиться тем, что его страна «не дала сделать себя виновницей в трагедии украинцев», а МИД страны, родивший «гениальную» схему с перегоном МиГов на «Раммштайн» при этом «поступил как крупный международный игрок». Польский гонор – это не лечится... Есть ли у «нэзалэжной» шансы все-таки увидеть, по большому счету, совершенно уже ничего не решающие для нее самолеты? В подобное можно поверить с большим трудом. Канцлер Германии Олаф Шольц заявил официально о том, что его страна «ни в коем случае не будет поставлять на Украину боевую авиацию», да и способствовать ничему подобному также не намерена. Это – к вопросу о «Раммштайне». В свою очередь, глава Европейского Совета Шарль Мишель конкретизировал, что «европейские средства не предназначены для финансирования поставки военных самолетов Украине». То есть – если кто-либо из особо оборотистых членов ЕС решит вдруг подзаработать на столь сомнительном гешефте, ему однозначно ничего не обломится из «общей кассы».
С другой стороны, финансовый вопрос тут явно не главный. Уж если поляки сумели пересилить свою фантасмагорическую жадность и отказаться от перспективы получения «почти даром» малопоношенных американских истребителей, то дело в другом. Основную сдерживающую роль однозначно играют понятные даже самым большим европейским и американским тугодумам слова Москвы о том, что Россией в качестве враждебных действий будут восприняты не то что передача странами НАТО Украине каких-либо единиц боевой авиации, а и предоставление ей своих аэродромов для базирования. Создается весьма занимательный казус – любой из вариантов, над которыми сейчас сушат головы те, кто хочет максимально продлить военные действия в «нэзалэжной» подпадает если не под одно, так под другое определение. Куда не кинь – всюду клин. Не будут крылья польские над Украиной летать. Надо полагать – и никакие другие тоже. Кроме российских ВКС, конечно же.
Информация