В Совбезе ООН может быть инициировано расследование деятельности биолабораторий на Украине «на основании жалобы»
После того как Россия заявила о существовании биолабораторий США на Украине и подняла вопрос о наличие на украинской территории американской военно-биологической программы, на которую Вашингтон уже израсходовал свыше 200 млн. долларов, слово взяла Организация объединенных наций. Замгенсека ООН, Высокий представитель по вопросам разоружения (ODA) японка Идзуми Накамицу (в должности с 1 мая 2017 года) предложила механизм проверки информации, озвученной Москвой.
Госпожа Накамицу считает, что несмотря на недостатки международного режима проверки, в данном случае можно применить статьи 5 и 6 Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО вступила в силу 26 марта 1975 года). Она уточнила, что упомянутая Конвенция не имеет многостороннего механизма проверки, который бы контролировался независимой международной организацией. В качестве наглядного примера она привела Организацию по запрещению химического оружия (ОЗХО), действующую на основании Конвенции о запрещении химоружия.
Замгенсека подчеркнула, что для разрешения проблемных ситуаций, когда у государств, участников Конвенции, есть какие-либо опасения или подозрения из-за деятельности других стран, подписавших КБТО, можно задействовать указанные в перечисленных статьях процедуры, которые помогут прояснить обстановку. Статья 5 говорит об обязательствах стран сотрудничать и консультироваться друг с другом с целью разрешать все вопросы, касающиеся выполнения положений КБТО, а статья 6 позволяет подать жалобу в СБ ООН на нарушения и обязует сотрудничать в проведении любых расследований, касающихся жалоб других участников КБТО. Она обратила внимание, что статья 6 КБТО ещё никогда не применялась в мировой практике.
В случае согласия Совбеза, может быть инициировано расследование на основе полученной жалобы. Я призываю страны-члены КБТО рассмотреть возможность использования доступных процедур для консультаций и сотрудничества для разрешения этих вопросов
– подытожила Накамицу.
Заметим, что Вашингтон ратифицировал КБТО в 1972 году, но отказался в 2001 году подписывать протокол к ней, предусматривающий механизмы взаимного контроля. Поэтому проверить исполнение США Конвенции с помощью международно-правовых механизмов весьма затруднительно. Каким образом международное сообщество будет выходить из сложившейся ситуации, станет известно в обозримой перспективе. Напоминаем, что частниками КБТО являются более 160 стран планеты, но некоторые из них подписали Конвенцию с различными оговорками.
Информация