Возвращение города Николаева даст России доступ к уникальным верфям

18

Специальная военная операция Минобороны РФ по демилитаризации и денацификации Украины продемонстрировала, что российская армия способна эффективно действовать даже против кратно превосходящего по численности высокомотивированного противника. Однако она же позволила выявить серьезные проблемы, стоящие перед ВМФ РФ.

Так, несмотря на отсутствие официально объявленной войны, Турция перекрыла проливы Босфор и Дарданеллы, фактически отрезав российские боевые корабли, находящиеся в Средиземном море, от военно-морской базы в Севастополе. Из Черноморской акватории им сейчас нельзя ни выйти, ни войти. При этом Испания и Кипр отказали ВМФ РФ в праве пользоваться своими портами для захода, пополнения топливом и прочими припасами. До Балтийского и Баренцева морей путь неблизкий, и де-факто наша Средиземноморская эскадра сейчас опирается только на базу в сирийском Тартусе.



Эта ситуация обнажает серьезнейшую проблему с оперативным снабжением российского флота в дальней морской зоне. Очевидно, что без топлива, воды и продовольствия никакой дальний поход просто невозможен, а без пополнения боеприпасами – ведение активных боевых действий. И вот с этим у нас сегодня объективно все не очень хорошо. Для понимания стоящих перед ВМФ РФ вызовов стоит посмотреть, как решили задачу наши потенциальные противники.

ВМС США


Максимально проблема со снабжением в дальней морской зоне проявилась во время Второй мировой войны, когда американцам и японцам пришлось повоевать между собой на просторах Тихого океана. Оказалось, что без неказистого танкера с топливом линкор, крейсер или авианосец довольно быстро превращается в бесполезную плавучую лоханку.
Идею создания универсального быстроходного и при этом вооруженного транспорта, сочетающего функции танкера, сухогруза и рефрижератора, высказал адмирал Арли Берк, в честь которого, к слову, была названа серия эсминцев.

В 1963 году на воду был спущен головной корабль серии универсальных судов снабжения «USS Sacramento», а всего их было построено четыре, по два на Тихий и Атлантический океаны. При длине 242,3 метра и ширине 32,6 метра каждый из них имеет водоизмещение 53000 тонн. За один рейс транспортник способен доставить 22640 тонн топлива, 1210 тонн пресной воды, 1000 тонн продовольствия, 6000 тонн продовольствия и до 200 человек личного состава. Кроме того, на одной из его палуб может быть организован походный госпиталь. При этом суда снабжения не так уж и беззащитны, будучи оснащенными пусковыми установками для ракет «Sea Sparrow» и двумя зенитными установками «Vulkan-Phalanx».

Исключительно полезные корабли снабжения, способные перегрузить свою ношу прямо на ходу всего за 4 часа и позволяющие ВМС США выполнять широкий круг задач в дальней морской зоне.

ВМФ СССР и РФ


В 70-е годы прошлого века для нужд советского военно-морского флота была построена серия из шести танкеров проекта 1559-В «Морской простор». При длине в 162,4 метра и ширине в 21,4 метра они имели полное водоизмещение 22 460 тонн. Они позволяли прямо на ходу траверзным способом передавать на боевые корабли топливо, воду и небольшое количество сухих грузов: 8250 тонн мазута, 2050 тонн дизельного топлива, 1000 тонн авиационного топлива, 1000 тонн питьевой воды, 450 тонн котельной воды, 250 тонн смазочного масла и 220 тонн продовольствия и сухих грузов.

Это был очень большой шаг вперед, расширяющий возможности ВМФ СССР по действиям в дальней морской зоне. Из шести специализированных судов снабжения в строю к сегодняшнему дню остались всего три – «Днестр», «Иван Бубнов» и «Борис Бутома». Последний, к слову, сопровождал флагман ТОФ ракетный крейсер «Варяг» и БПК «Адмирал Трибуц» при их переходе в Средиземное море, где они и находятся в настоящее время.

Также можно упомянуть советский корабль комплексного снабжения (ККС) проекта 1833 «Березина», который был спущен на воду в 1977 году. При длине в 209,6 метра и ширине 25,1 метра он имел полное водоизмещение в 24565 тонн. Транспортник мог передать 2500 тонн топлива, 1600 тонн воды и 900 тонн сухого груза для нужд флота. При этом он также не был беззащитным, имея на борту артиллерийские установки, реактивные бомбометные установки РБУ-1000 – 2, ЗРК «Оса-М» и 2 вертолета Ка-27.

К сожалению, мы вынуждены говорить о нем в прошедшем времени. После распада СССР дальняя морская зона стала никому не интересна. Сперва его разоружили, потом превратили в плавсклад. Закончилось дело закономерно: в 2002 году «Березину» отправили на металлолом в Китай.

Иначе говоря, по факту на весь ВМФ РФ, который распределен на пять морей, сегодня осталось только три возрастных танкера проекта 1559-В «Морской простор», способных выполнять указанные задачи. И теперь из-за начавшейся на Украине специальной военной операции нашим боевым кораблям отказано в возможности снабжаться в иностранных портах. Приплыли. С одной стороны, данная ситуация приводит к выводу о необходимости создания собственной сети ПМТО за рубежом. С другой стороны, очевидно, что нужно начинать строить новые специализированные суда снабжения. ВМФ РФ теперь явно будет вынужден более активно действовать в дальней морской и океанской зонах.

Но где их строить сейчас, когда все российские верфи переполнены заказами на годы вперед?

Танкеры проекта 1559-В «Морской простор» в свое время строились на Балтийском заводе, а вот более продвинутая «Березина» проекта 1833 – на Судостроительный завод имени 61 коммунара, нынешнем Николаевском судостроительном. Там, в Николаеве, городе корабелов, находится также предприятие «Зоря-Машпроект», которое производит силовые установки, разработанные для российских фрегатов. Кроме того, до 2021 года там существовал «Черноморский судостроительный завод», где спускались на воду самые крупнотоннажные корабли в СССР – от авианесущих крейсеров и сухогрузов до плавдоков и ледоколов.

По-хорошему надо бы вернуть город Николаев, под которым сейчас стоят российские войска, в сферу влияния Москвы и заставить его работать для нужд ВМФ РФ. Сейчас перед нами уникальная возможность исправить историческую несправедливость в свою пользу. На николаевских верфях могут быть заложены и построены боевые корабли, о которых пока можно только мечтать. Не воспользоваться ею будет очень большой ошибкой.
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    15 марта 2022 15:09
    Вся Новороссия должна быть возвращена под контроль России, с гипотетическим объединением с ДНР и ЛНР в рамках новых республик или единого региона под протекторатом России. Эти земли с сер. 18 века закреплены за Россией по итогам многовековых войн с Речью Посполитой и Турцией. Это даже не обсуждается, это ЗАКОННАЯ территория России, её западные рубежи, вплоть до границ с Молдавией и румынией. Николаев, Кривой Рог, Краматорск, Херсон, Одесса и многие другие города и веси - территория России и точка.
    1. +8
      15 марта 2022 15:47
      Эти территории должны войти в состав РФ областями. Это исторические земли России и их пора вернуть под флаг РФ,а всех,кому Россия поперек горла мы в РФ не задерживаем, границы открыты,чемодан,вокзал и хоть в Канаду...
    2. +1
      16 марта 2022 18:23
      ВВП же сказал про декоммунизацию
      А это значит,что исторические земли России будут возвращены
  2. +1
    15 марта 2022 16:35
    Пока целиком только Херсонская область находится под контролем Вооруженных Сил РФ..
  3. +7
    15 марта 2022 17:08
    Вот когда Николаев станет Российским городом - тогда и стоит говорить о загрузке его Российскими заказами А пока что речь идет о взятии города, а дальше еще горизонт пока туманен. Руководство говорит. что не собирается ничего отнимать.... Ну а мое личное мнение - так нам полумеры не нужны. Брать - так брать. а иначе зачем солдатскую кровь лить? Раз пришли наводить порядок - так до самого конца, до западных границ русский мир.
    1. +2
      15 марта 2022 17:55
      До Атлантического океана, включая Англию. Ибо пока существует эта клоака, она постоянно продолжает гадить.
  4. Комментарий был удален.
  5. 123
    +4
    15 марта 2022 18:06
    В деревне Гадюкино снова дождь laughing

    Турция перекрыла проливы Босфор и Дарданеллы, фактически отрезав российские боевые корабли, находящиеся в Средиземном море, от военно-морской базы в Севастополе. Из Черноморской акватории им сейчас нельзя ни выйти, ни войти.

    Что там перекрыли не понятно, ситуация какая то мутная. Похоже на "договорняк", обе стороны не обостряют. Какое это отношение имеет в судам снабжения не совсем понятно. Ведь если по вашему проливы закрыты, строить в Николаеве можно только для Черного моря.

    Иначе говоря, по факту на весь ВМФ РФ, который распределен на пять морей, сегодня осталось только три возрастных танкера проекта 1559-В «Морской простор», способных выполнять указанные задачи. И теперь из-за начавшейся на Украине специальной военной операции нашим боевым кораблям отказано в возможности снабжаться в иностранных портах. Приплыли. С одной стороны, данная ситуация приводит к выводу о необходимости создания собственной сети ПМТО за рубежом. С другой стороны, очевидно, что нужно начинать строить новые специализированные суда снабжения. ВМФ РФ теперь явно будет вынужден более активно действовать в дальней морской и океанской зонах.

    Дело в том, что совета не дождались, создавать базы и строить суда снабжения начали самостоятельно. Суда снабжения, танкеры, гидрографические суда, буксиры и так строят. Для примера:

    Путин подписал распоряжение о создании пункта обеспечения ВМФ в Судане

    https://www.interfax.ru/russia/737364

    Танкер "Академик Пашин" передан флоту, в планах продолжение серии этого проекта.

    Для Минобороны будут построены ещё три средних морских танкера проекта 23130

    https://sudostroenie.info/novosti/32643.html

    Малый морской танкер (ММТ) проекта 03182 На фото "Вице-адмирал Паромов"


    Строятся морские транспорты вооружения проекта 20360М, суда снабжения 23120 на фото "Эльбрус"


    По-хорошему надо бы вернуть город Николаев, под которым сейчас стоят российские войска, в сферу влияния Москвы и заставить его работать для нужд ВМФ РФ. Сейчас перед нами уникальная возможность исправить историческую несправедливость в свою пользу. На николаевских верфях могут быть заложены и построены боевые корабли, о которых пока можно только мечтать. Не воспользоваться ею будет очень большой ошибкой.

    По хорошему наверное надо перестать писать гадости и советовать глупости. Вы осознаете что пишите? Прям бандеровской пропагандой пахнуло sad Пришли дескать оккупанты, захватили и заставили на собственную армию работать. yes К тому же, "сфера влияния" это за границей, снова начать строить корабли для ВМФ (а я так понимаю вы именно о них пишите, а не только о судах обеспечения) это либо глупость, либо вредительство. Вам надо напоминать о программе импортозамещения после того как заводы и верфи остались за границей? Только вроде расхлебали и тут снова? Опять станцевать на граблях предлагаете?
    1. -1
      15 марта 2022 18:31
      По хорошему наверное надо перестать писать гадости и советовать глупости. Вы осознаете что пишите? Прям бандеровской пропагандой пахнуло sad Пришли дескать оккупанты, захватили и заставили на собственную армию работать.

      Гадости и глупости пишете тут вы.
      Николаев, Одесса, Запорожье, Днепропетровск, Киев и Харьков - это русские города.
      А вы лицемерный и беспринципный приспособленец, что мы уже давно установили. hi

      К тому же, "сфера влияния" это за границей, снова начать строить корабли для ВМФ (а я так понимаю вы именно о них пишите, а не только о судах обеспечения) это либо глупость, либо вредительство.

      Суда снабжения тоже относятся к ВМФ, если что.
      Заграницей быть Николаеву или нет, как раз сейчас и решается. Если он останется за границей, то это решение и есть вредительство.

      Вам надо напоминать о программе импортозамещения после того как заводы и верфи остались за границей? Только вроде расхлебали и тут снова? Опять станцевать на граблях предлагаете?

      Да, расскажите, сколько газовых турбин и редукторов в год производят у нас. yes Сколько корабли стоят ждут силовые установки. Очень хотелось бы услышать подробности насчет того, как все расхлебали.

      П.С. все перечисленные вами суда снабжения относятся совершенно к иному классу, чем шла речь в стать, по водоизмещению и возможности снабжения. Но нашу "цифирку" такие мелочи не беспокоят. good
      1. 123
        +1
        15 марта 2022 19:45
        Гадости и глупости пишете тут вы.
        Николаев, Одесса, Запорожье, Днепропетровск, Киев и Харьков - это русские города.
        А вы лицемерный и беспринципный приспособленец, что мы уже давно установили.

        А что же вы русские города в сферу влияния определили и работать заставляете?
        Двуличная и лицемерная позиция. Что вы там установили (мы это кто?) похоже ваши личные проблемы hi

        Суда снабжения тоже относятся к ВМФ, если что.
        Заграницей быть Николаеву или нет, как раз сейчас и решается. Если он останется за границей, то это решение и есть вредительство.

        Несомненно относятся в ВМФ. Вот как решится где быть Николаеву, тогда по факту и о судостроении думать. Пока вы считаете его только в "сфере влияния" и предлагаете снова строить флот за границей.

        Да, расскажите, сколько газовых турбин и редукторов в год производят у нас. Сколько корабли стоят ждут силовые установки. Очень хотелось бы услышать подробности насчет того, как все расхлебали.

        Вы сами затрудняетесь найти эту информацию? По количеству не скажу, надо смотреть, но точно больше чем в 2014 году и значительно. Очень хотелось бы услышать как вы предлагаете избежать повторения в будущем, предлагая станцевать на граблях с производством в "сфере влияния".

        все перечисленные вами суда снабжения относятся совершенно к иному классу, чем шла речь в стать, по водоизмещению и возможности снабжения. Но нашу "цифирку" такие мелочи не беспокоят.

        Да, строящиеся суда меньше, ну так и флот у нас поменьше, меньше кораблей особенно большого водоизмещения. Да и суда советской постройки еще в строю. Сами ведь пишите...

        Из шести специализированных судов снабжения в строю к сегодняшнему дню остались всего три

        Кого вы снабжать собрались, что вам столько судов срочно понадобилось? К чему паника? Постройка новых должна быть синхронизирована с наращиванием списочного состава кораблей ВМФ иначе в них нет надобности.
  6. +1
    15 марта 2022 19:39
    Возвращение города Николаева даст России доступ к уникальным верфям при условии вхождения Украины в состав РФ или союзного государства, но РФ изначально не заявляла такой цели.
    Изначально был ультиматум – нерасширение, неразмещение, возврат в границы 1997года
    Затем требования сократились до денацификации Украины и признания ДНР, ЛНР, Крыма.
    Переговоры в Минске продолжаются, а значит итоговое соглашение может перевернуть всё с ног на голову.
  7. Что значит заберем не заберем???Есть факт что этот регион принадлежал России.Был передан во времена СССР. На Украине есть закон о декоммунизации вот и следовать этому закону....
  8. 0
    16 марта 2022 04:19
    Правильно пишет автор. Николаев– русский город и его верфи могут приносить немалую пользу для ВМФ России, а жители получат рабочие места, благополучие, защиту от бандеровщины и нацистов.
  9. 0
    16 марта 2022 10:51
    На николаевских верфях могут быть заложены и построены боевые корабли, о которых пока можно только мечтать. Не воспользоваться ею будет очень большой ошибкой.

    А вот Путин сказал, что Россия не будет оккупировать Украину....
    1. 0
      16 марта 2022 11:15
      Мало-ли что Путин говорил. Он сегодня не помнит, что говорил вчера. Даже про советские галоши, которые мы только и умели делать...
    2. 0
      16 марта 2022 13:14
      А вот Путин сказал...

      Во-первых, когда он сказал? В настоящее время ситуация на Украине меняется каждодневно.
      Во-вторых, решать будет население Николаевской области как в Крыму: в составе бандеровской Украины оно останется, или нет.
    3. -2
      16 марта 2022 20:35
      А вот Путин сказал, что Россия не будет оккупировать Украину....

      Это было давно, когда спецоперация ещё представлялась освободительным походом на относительно лояльные земли.
      Однако некогда братский народ сильно переформатировали за последние 30 лет.
      Быстро уйти уже не получится.
  10. 0
    16 марта 2022 12:07
    Только деление Украины. Обязательно - Новороссия от Харькова до Одессы. Также Малороссия, Волынь, Галичина. 2 особых территории - Карпатская Русь и Буковина.
  11. 0
    17 марта 2022 18:05
    А разве турки перекрыли проливы для всех кораблей и судов РФ? Понятно, что БНК выход из ЧМ временно запрещен, но ведь гражданские танкера да балкеры имеют право выходить и входить в ЧМ. Или нет?