Россия может обменять Галицию у Польши на транспортный коридор до Калининграда
Специальная военная операция, начатая месяц назад на Украине, дает возможность России не только демилитаризовать и денацифицировать опасную соседку, но и параллельно решить нерешаемую мирными способами проблему двух российских эксклавов – Приднестровья (формально, часть Молдавии) и Калининградской области. Если в первом случае достаточно будет выбить ВСУ и Нацгвардию Украины с Причерноморья, то во втором случае придется столкнуться с национальными интересами Польши и искать компромисс.
Блокадный Калининград
Калининградская область, вошедшая в состав СССР по итогам Второй Мировой войны, после его распада оказалась зажатой между Польшей и Литвой, не имея общей сухопутной границы с остальной территорией Российской Федерации. Добраться туда можно по Балтийскому морю либо транзитом через Литву и Беларусь. Это означает, что снабжение данного эксклава является его «ахиллесовой пятой». Притом, учитывая, что именно в Калининградской области базируется Балтийский флот РФ, оснащенный крылатыми ракетами «Калибр», и ОТРК «Искандер-М», способные покрыть ключевые объекты военной инфраструктуры НАТО, она является для западного блока приоритетной целью в случае начала вооруженного конфликта с Россией. Судя по тем учениям, которые Североатлантический альянс активно проводил в последние годы вокруг нашего эксклава, в его штаб-квартире намеревались сперва взять его в блокаду, а потом либо задавить силой, либо раскачать ситуацию изнутри и затем войти под видом «миротворцев» с очередной «гуманитарной миссией».
Так вот, де-факто блокада Калининграда уже началась.
Одной из первых же западных санкций в ответ на начало специальной военной операции на Украине стал запрет российским авиакомпаниям пользоваться воздушным пространством Европейского союза. Теперь, чтобы долететь до Калининграда из Москвы, нашим самолетам приходится описывать в небе настоящее «коромысло»: лететь через Ленинградскую область и над международными водами Балтийского моря. Жители эксклава жалуются на резко выросшие ценники на авиабилеты, которые многим стали недоступными.
Одновременно с этим начала усугубляться ситуация с ценами на продукты питания. Началось все из-за санкций, введенных Литвой в отношении транзита через Белоруссию, от чего пострадала и Калининградская область. Пришлось ретейлерам пустить грузопотоки через Латвию, но там на таможне «неожиданно» возникли проблемы с программным обеспечением, из-за чего многокилометровые пробки, состоящие из фур, образовались и на латвийской границе.
И на этом фоне о возможных претензиях соседней Польши на бывшую Восточную Пруссию заявил бывший командующий сухопутными войсками Польши генерал Вальдемар Скшипчак:
Теперь стоило бы упомянуть об этих землях, как о когда-то завоеванных. Калининградская область, на мой взгляд, является частью польской территории. Мы имеем право претендовать на ту территорию, которую оккупирует Россия.
Отметим, что генерал, конечно же, высказывает свою личную позицию. Несомненно, у Берлина будет иная точка зрения на принадлежность бывшей Восточной Пруссии и возможность пересмотра итогов Второй Мировой войны. И такие заявления высокопоставленных польских военных точно не улучшат отношения Варшавы и Москвы. Россия не Украина, чтобы кто-то безнаказанно посягал на ее территории, и месяц назад она доказала, что готова с оружием в руках отстаивать свои национальные интересы.
Впрочем, государственные интересы можно защищать не только военными методами, о чем и хотелось бы поговорить подробнее.
Обмен территориями?
Накануне на «Репортере» вышла публикация, в которой мы рассуждали на тему того, насколько выгодным может оказаться гипотетический раздел бывшей Незалежной совместно с ее восточноевропейскими соседями – Польшей, Венгрией и Румынией. В целом, плюсов получилось больше, чем минусов, особенно, на Галичине и Волыни.
Так, при условии, что этот регион официально присоединяется к Республике Польша по «крымскому сценарию», ВС РФ избавляются от необходимости с большой кровью вести боевые действия на Западной Украине, а потом и удерживать ее, десятилетиями отлавливая «партизан», которые, несомненно, будут стрелять в спину нашим солдатам, травить колодцы и подкладывать фугасы под транспорт. Наведение порядка, разоружение теробороны и прочих банд, восстановление и содержание Галиции и Волыни будут проблемами уже не Москвы, а Варшавы. Достаточно будет оборудовать нормальную новую границу. Также можно не сомневаться, что поляки проведут настоящую «дебандеризацию» Восточных кресов, поскольку бандеровцев и их идейных преемников они ненавидят даже еще больше, чем русские. Уход Западной Украины в состав Польши, Венгрии и Румынии позволил бы мирным путем убрать из тела Малороссии и Новороссии неустранимый иными методами источник агрессивного «украинства» для их последующей денацификации и русификации.
В общем, плюсов, которые дадут быстрый видимый результат, действительно больше, чем минусов. Но наши читатели вполне справедливо отметили, что просто так столь щедрые «подарки» делать восточноевропейским партнерам не следует, и взамен необходимо осуществить территориальный обмен на сухопутный транспортный коридор до Калининградской области. Давайте поговорим об этой любопытной идее.
Действительно, обмен территориями – это вполне нормальная международная практика. Более того, в 1951 году СССР и Польша уже реально взаимно обменялись территориями общей площадью в 480 квадратных километров. Проблема заключается в том, что Галичина и Волынь – это пока что официально часть другого пока еще суверенного государства Украина. Москва просто не может обменивать их как свои на что-то у Варшавы. Ни о каком размене Западной Украины на «пару польских воеводств» говорить не приходится. Однако реалистичный вариант все же имеется.
Россия теоретически может временно закрыть глаза на ввод польских «миротворцев» в Галицию и Волынь при условии разоружения ими ВСУ и теробороны, а также принятия региона в состав Республики Польша. Взамен нам предоставляется сухопутный транспортный коридор до Калининградской области через Сувалкию, где будет построена железнодорожная магистраль и автотрасса, имеющие экстерриториальный статус. Такой сценарий может быть приемлем и для Варшавы, получающей взамен свои Восточные кресы, и для Москвы, решающей проблему транспортной блокады своего эксклава.
Ну, или можно повоевать, с шумом и пылью, если по-хорошему договориться не получится. Главное – это дать людям возможность сделать осознанный выбор. Вообще, происходящее как-то очень напоминает то, что предшествовало началу Второй Мировой.
Информация