Не атомом единым: Россия готовит СПГ-ледокол
Сегодня про потенциал и перспективы Северного морского пути не знает только ленивый. Россия, благодаря своему географическому положению, контролирует большую часть уникальной транспортной артерии, которая обеспечивает кратчайший водный путь из Азии в Европу. Из российских корпораций первой разглядела новые бизнес-возможности компания «Роснефть», которая приступила к строительству суперверфи «Звезда» в Приморье, где для ее нужд будут строиться суда ледового класса и даже ледоколы.
Теперь пришла очередь НОВАТЭК отхватить свою часть холодного арктического пирога. Эта компания производит на Ямале природный газ и газовый конденсат, а «Газпром нефть» - «черное золото». Ожидается, что общий объем углеводородов, транспортируемых морским путем в Арктике, составит порядка 41 миллиона тонн, при этом, часть из них пойдет на азиатские рынки по Северному морскому пути. Для прохода по нему требуются суда специального ледового класса, а также сопровождение ледоколов.
Наша страна обладает уникальным ледокольным флотом, но значительная часть его устарела и нуждается в замене. Сейчас в Санкт-Петербурге строится три новых атомных ледокола. В планах увеличение их числа до пяти, а также создание трех суперледоколов «Лидер». Но все это потребует огромных инвестиций для реализации, и займет много времени. А потребности бизнеса необходимо обслуживать уже сейчас. Ситуация усложняется тем, что, согласно требованиям Международной морской организации, использование судов на мазуте в Арктике с 2021 году будет под запретом, а использование дизеля на всем протяжении Северного морского пути в его сложных условиях будет дорогим удовольствием, что снизит привлекательность СМП для коммерческого использования.
Поэтому оптимальным решением может быть строительство ледоколов, работающих на сжиженном природном газе. Благодаря наличию СПГ-инфраструктуры на Севере, эти ледоколы будут всегда обеспечены топливом. Их можно весьма эффективно использовать на коротком транспортном плече при толщине льда до 3,1 метра. Разработчиком проекта СПГ-ледокола является финская компания Aker Arctic Technology. Партнерами нового судостроительного проекта выступают НОВАТЭК и «Росатом», а также китайская транспортная компания COSCO и Фонд Шелкового пути. Совместно с инвесторами из КНР НОВАТЭК создает «Морской арктический транспорт», который в первую очередь направлен на экспорт СПГ, но большой интерес к его возможностям проявили и перевозчики из других стран.
Помимо инвестиций, Китай может непосредственно поучаствовать и в судостроении:
Что до полного перехода российского северного флота на СПГ, то специалисты говорят, это преждевременно. Сжиженный природный газ имеет смысл использовать в качестве топлива в определенных сегментах, в обозримом будущем основные российские ледоколы будут атомоходами.
Теперь пришла очередь НОВАТЭК отхватить свою часть холодного арктического пирога. Эта компания производит на Ямале природный газ и газовый конденсат, а «Газпром нефть» - «черное золото». Ожидается, что общий объем углеводородов, транспортируемых морским путем в Арктике, составит порядка 41 миллиона тонн, при этом, часть из них пойдет на азиатские рынки по Северному морскому пути. Для прохода по нему требуются суда специального ледового класса, а также сопровождение ледоколов.
Наша страна обладает уникальным ледокольным флотом, но значительная часть его устарела и нуждается в замене. Сейчас в Санкт-Петербурге строится три новых атомных ледокола. В планах увеличение их числа до пяти, а также создание трех суперледоколов «Лидер». Но все это потребует огромных инвестиций для реализации, и займет много времени. А потребности бизнеса необходимо обслуживать уже сейчас. Ситуация усложняется тем, что, согласно требованиям Международной морской организации, использование судов на мазуте в Арктике с 2021 году будет под запретом, а использование дизеля на всем протяжении Северного морского пути в его сложных условиях будет дорогим удовольствием, что снизит привлекательность СМП для коммерческого использования.
Поэтому оптимальным решением может быть строительство ледоколов, работающих на сжиженном природном газе. Благодаря наличию СПГ-инфраструктуры на Севере, эти ледоколы будут всегда обеспечены топливом. Их можно весьма эффективно использовать на коротком транспортном плече при толщине льда до 3,1 метра. Разработчиком проекта СПГ-ледокола является финская компания Aker Arctic Technology. Партнерами нового судостроительного проекта выступают НОВАТЭК и «Росатом», а также китайская транспортная компания COSCO и Фонд Шелкового пути. Совместно с инвесторами из КНР НОВАТЭК создает «Морской арктический транспорт», который в первую очередь направлен на экспорт СПГ, но большой интерес к его возможностям проявили и перевозчики из других стран.
Помимо инвестиций, Китай может непосредственно поучаствовать и в судостроении:
Во-первых, Китай может взять на себя поставку необходимого оборудования и судовых сталей. Во-вторых, принять участие в строительстве частей корпусов, оставляя звание основного строителя за Россией.
Что до полного перехода российского северного флота на СПГ, то специалисты говорят, это преждевременно. Сжиженный природный газ имеет смысл использовать в качестве топлива в определенных сегментах, в обозримом будущем основные российские ледоколы будут атомоходами.
Информация