Западные санкции вызвали сложности в производстве российских вертолетов
Отказ западных производителей поставлять в Россию комплектующие стал болезненным ударом для отечественного авиастроения. Пострадали не только пассажирские лайнеры «Суперджет-100» и МС-21, изначально ориентированные на широкую международную кооперацию, но и несколько проектов в области вертолетостроения. Оказывается, в рамках импортозамещения нам теперь придется преодолевать зависимость не только от украинского «Мотор Сич», но и от европейских, и даже от канадских поставщиков.
Речь идет сразу о трех российских вертолетах, на которых устанавливаются иностранные силовые установки. Это легкие вертолеты «Ансат», Ка-226Т и перспективный VRT500. На «Ансате» и VRT500 используются двигатели PW207V производства Pratt & Whitney Canada (это канадское подразделение известной американской компании, формально считающееся независимым). С многоцелевым вертолетом Ка-226 все еще сложнее. В базовой версии он оснащался двигателями Allison / Rolls-Royce, а сейчас на него устанавливаются два газотурбинных двигателя Arrius 2G1 от компании Safran Helicopter Engines. И, естественно, после 24 февраля 2022 года наши зарубежные партнеры дали понять, что поставок и технического обслуживания их продукции больше не будет.
Это представляет собой достаточно серьезную проблему. Многоцелевой вертолет Ка-226 эксплуатируется Вооруженными силами РФ, МЧС, ФСБ, Росгвардией, ГУВД Москвы, дочерней структурой «Газпрома», а также медицинскими учреждениями. Кроме того, большой интерес к винтокрылой машине проявили ВС Индии. Имеется соглашение об организации в Индии совместного предприятия по производству вертолетов данного типа. В России производство Ка-226 осуществляется на предприятии КумАПП в Башкортостане.
«Ансат» – это легкий многоцелевой вертолет, разработанный КБ «Казанского вертолётного завода» (КВЗ) и производимый в столице Татарстана. Летательный аппарат может быть использован для перевозки пассажиров, доставки грузов, патрулирования, поисково-спасательных операций, но наиболее востребованным оказался в сфере оказания экстренной медицинской помощи. Вертолет «Ансат» с медицинским модулем активно эксплуатируется оператором медицинских вертолётов компанией АО «Русские вертолётные системы».
Перспективный легкий вертолет VRT500 пока еще не производится. Он спроектирован по соосной системе и должен иметь несколько конфигураций: пассажирский, для перевозки VIP-пассажиров, корпоративный, полицейский, медико-эвакуационный и грузовой. Помимо использования иностранного двигателя, предполагалось задействовать в производстве вертолета VRT500 итальянскую авиационную компанию «Mecaer Aviation Group» и французскую «Liebherr-Aerospace Toulouse SAS». В общем, в проекте явно произойдут существенные корректировки.
И вот теперь в одночасье все три российских вертолета, два серийных и один перспективный, оказались без поставок новых двигателей и обслуживания уже имеющихся. Это создает довольно серьезную проблему для отрасли, поскольку здесь и сейчас заменить иностранные силовые установки отечественными не на что. Однако хорошая новость состоит в том, что уже имеется определенный задел, который позволит импортозаместить двигатели в горизонте нескольких ближайших лет.
Сделают у нас
На замену канадскому PW207V производства Pratt & Whitney Canada АО «ОДК-Климов» и другие предприятия ОДК ведут работу по созданию перспективного двигателя ВК-650В. Силовая установка мощностью в 650 лошадиных сил будет устанавливаться на вертолеты легкого класса Ка-226Т, «Ансат» и VRT500. Двигатель проектировался с учетом всех современных требований, чтобы быть конкурентоспособным на мировом рынке. При весе в 105 килограммов ВК-650В сможет функционировать на высоте до 7 км в диапазоне температур от -55 до +60 градусов Цельсия, а сам вертолет сможет лететь в чрезвычайном режиме в течение 2,5 минут с одним выключенным двигателем.
Разработка силовой установки началась в 2018 году в широкой отраслевой кооперации. В 2020 был создан демонстратор, в 2021 году успешно прошел запуск с розжигом камеры сгорания. В следующем 2023 году планируется сертификация и начало серийного производства.
Между тем, в ОДК рассматривают и еще один вариант для ремоторизации российских легких многоцелевых вертолетов. Это двигатель ВК-800, работа над которым началась еще два десятилетия назад, был сделан значительный технологический задел, но в середине двухтысячных дело заглохло, когда увлеклись «международной кооперацией». Мощность этой перспективной силовой установки составляет 800 лошадиных сил, и он имеет две модификации: турбовинтовой ВК-800С для легких самолетов и БПЛА и турбовальный ВК-800В для вертолетов.
Есть немалая вероятность, что ВК-800 будут устанавливаться не только на легкий самолет ЛМС 901 «Байкал» в рамках программы импортозамещения, но и на вертолет «Ансат», о чем разработчики подумывали с самого начала. Очевидно, что все будет зависеть от реальных объемов спроса и производства.
Информация