Россия может получить половину украинской ГТС
Совершенно случайно в прессу просочился факт, предназначенный исключительно для посвященных, а не для простых смертных. Его пытались как-то замолчать, опровергнуть или перевести в шутку, но все безуспешно – птичка уже выпорхнула из клетки.
Этой сенсацией стало обращение «Нафтогаза Украины» к премьер-министру своей страны с просьбой рассмотреть возможность передачи в частное управление половину украинской газотранспортной системы, а точнее 49%.
Ее Величество Труба
Для украинской державы, и особенно для ее элиты, газовая труба – это «наше все». Если в странах «победившей демократии» миллиардеры могут держать в секрете происхождение своих первых миллионов, то об источнике возникновения капиталов украинских олигархов, наверное, догадывается каждый дворник этой страны. Ну, конечно, это газ и его транзит!
Когда просочилась информация о возможной продаже ГТС, со стороны отечественной и зарубежной журналистской братии посыпались предположения, кто же станет новым счастливым обладателем благословенной украинской Трубы.
Несмотря на более чем ветхое состояние, ведь ее капитально не ремонтировали, наверное, со времен прокладки, она представляет определенную ценность.
Что бы ни говорили, но Россия, увы, не может полностью отказаться от украинского транзита даже после введения в строй «Северного потока-2» и других газопроводов, проложенных или прокладываемых из России в Европу. Главная причина проста – их пропускная мощность недостаточна для обеспечения потребности европейских стран в российском газе. Через Украину все равно придется прогонять не менее 50 миллиардов кубометров природного газа.
Кроме того, в ряд европейских стран, например в Венгрию, Чехию, Словакию, поставлять газ логистически целесообразнее через территорию Украины. А в-третьих, украинская ГТС – это не только сама труба, но и подземные резервуары. А они нужны для закачки туда газа в летний сезон, когда потребление падает, чтобы потом зимой задействовать их содержимое.
Кто же покупатель?
Понятно, что украинская труба точно нужна и россиянам, и европейцам. Но кто же станет покупателем? Почему-то первыми в голову приходят американцы. При чем тут они? А они везде и всегда причем, что бы ни происходило. Но тут точно мимо. Американцы, покупая половину украинской ГТС, сильно рискуют. Риск связан со сложными и нестабильными отношениями США и России. Точнее, со стабильно ухудшающимися. Американский покупатель трубы рискует потратить деньги впустую, попав под санкции родного Минфина. Так что это точно не американцы.
Европейцы – наиболее возможный вариант. Если конкретно, то это могла бы быть итальянская компания Snam S.p.A. Украинская ГТС была бы логичным продолжением ее последних приобретений. Компания уже выкупила часть австрийской газотранспортной системы и ведет переговоры со словаками. Покупка украинской трубы позволит итальянцам контролировать транспортный коридор от российско-украинской границы до Италии.
Есть и другие европейские компании, которым стоило бы просчитать плюсы и минусы приобретения половины ГТС Украины. Конечно, газовый транзит – дело заманчивое и прибыльное, но состояние газотранспортной системы Незалежной неизбежно требует крупных финансовых вложений.
А может, это Россия?
Некоторые украинские СМИ, например, 112.ua, полагают, что самым вероятным покупателем может стать Россия. Некоторая логика в этом утверждении есть. Российский «Газпром» сможет взять газотранспортную систему и привести в порядок, прекратив при этом платить огромные суммы за транзит Украине.
Конечно, на Украине вряд ли пойдут на прямой контракт с Россией. За такую «зраду» подписанту грозят в этой стране серьезные неприятности вплоть до угрозы личной безопасности. Но обходной маневр вполне возможен, ведь российские бизнесмены за последние четыре года отточили мастерство маскировки до совершенства. Ярким примером может стать судьба российского оператора мобильной связи МТС, который вдруг неожиданно превратился на Украине в британскую Vodafone.
Все это было бы логичным и правильным в любой нормальной стране, но не стоит забывать, что речь идет об Украине. А в этой стране часто слова расходятся с реальностью, а сама реальность – с элементарной логикой.
Хотя Россия и является одним из главных торговых партнеров и инвесторов этой страны, деятельность российских компаний в Украине сопряжена с целой массой проблем. И газовая труба, став российской собственностью, вполне может стать объектом провокаций и даже диверсий со стороны «общественников», «активистов» и прочих маргиналов, на деятельность которых на Украине правоохранительные органы обычно смотрят сквозь пальцы. А сам процесс реконструкции ГТС может столкнуться с массой дополнительных проблем. И даже тот факт, что газ по этой трубе идет в Европу, куда так стремится Украина, вряд ли станет сдерживающим фактором для антироссийских провокаций.
Конечно, в «Газпроме» работают неглупые люди, которые наверняка просчитали все риски и не станут заключать рискованные сделки с неадекватными партнерами. Ну, а там – кто знает? А пока что россияне и другие потенциальные покупатели почему-то не спешат выстраиваться в очередь.
Этой сенсацией стало обращение «Нафтогаза Украины» к премьер-министру своей страны с просьбой рассмотреть возможность передачи в частное управление половину украинской газотранспортной системы, а точнее 49%.
Ее Величество Труба
Для украинской державы, и особенно для ее элиты, газовая труба – это «наше все». Если в странах «победившей демократии» миллиардеры могут держать в секрете происхождение своих первых миллионов, то об источнике возникновения капиталов украинских олигархов, наверное, догадывается каждый дворник этой страны. Ну, конечно, это газ и его транзит!
Когда просочилась информация о возможной продаже ГТС, со стороны отечественной и зарубежной журналистской братии посыпались предположения, кто же станет новым счастливым обладателем благословенной украинской Трубы.
Несмотря на более чем ветхое состояние, ведь ее капитально не ремонтировали, наверное, со времен прокладки, она представляет определенную ценность.
Что бы ни говорили, но Россия, увы, не может полностью отказаться от украинского транзита даже после введения в строй «Северного потока-2» и других газопроводов, проложенных или прокладываемых из России в Европу. Главная причина проста – их пропускная мощность недостаточна для обеспечения потребности европейских стран в российском газе. Через Украину все равно придется прогонять не менее 50 миллиардов кубометров природного газа.
Кроме того, в ряд европейских стран, например в Венгрию, Чехию, Словакию, поставлять газ логистически целесообразнее через территорию Украины. А в-третьих, украинская ГТС – это не только сама труба, но и подземные резервуары. А они нужны для закачки туда газа в летний сезон, когда потребление падает, чтобы потом зимой задействовать их содержимое.
Кто же покупатель?
Понятно, что украинская труба точно нужна и россиянам, и европейцам. Но кто же станет покупателем? Почему-то первыми в голову приходят американцы. При чем тут они? А они везде и всегда причем, что бы ни происходило. Но тут точно мимо. Американцы, покупая половину украинской ГТС, сильно рискуют. Риск связан со сложными и нестабильными отношениями США и России. Точнее, со стабильно ухудшающимися. Американский покупатель трубы рискует потратить деньги впустую, попав под санкции родного Минфина. Так что это точно не американцы.
Европейцы – наиболее возможный вариант. Если конкретно, то это могла бы быть итальянская компания Snam S.p.A. Украинская ГТС была бы логичным продолжением ее последних приобретений. Компания уже выкупила часть австрийской газотранспортной системы и ведет переговоры со словаками. Покупка украинской трубы позволит итальянцам контролировать транспортный коридор от российско-украинской границы до Италии.
Есть и другие европейские компании, которым стоило бы просчитать плюсы и минусы приобретения половины ГТС Украины. Конечно, газовый транзит – дело заманчивое и прибыльное, но состояние газотранспортной системы Незалежной неизбежно требует крупных финансовых вложений.
А может, это Россия?
Некоторые украинские СМИ, например, 112.ua, полагают, что самым вероятным покупателем может стать Россия. Некоторая логика в этом утверждении есть. Российский «Газпром» сможет взять газотранспортную систему и привести в порядок, прекратив при этом платить огромные суммы за транзит Украине.
Конечно, на Украине вряд ли пойдут на прямой контракт с Россией. За такую «зраду» подписанту грозят в этой стране серьезные неприятности вплоть до угрозы личной безопасности. Но обходной маневр вполне возможен, ведь российские бизнесмены за последние четыре года отточили мастерство маскировки до совершенства. Ярким примером может стать судьба российского оператора мобильной связи МТС, который вдруг неожиданно превратился на Украине в британскую Vodafone.
Все это было бы логичным и правильным в любой нормальной стране, но не стоит забывать, что речь идет об Украине. А в этой стране часто слова расходятся с реальностью, а сама реальность – с элементарной логикой.
Хотя Россия и является одним из главных торговых партнеров и инвесторов этой страны, деятельность российских компаний в Украине сопряжена с целой массой проблем. И газовая труба, став российской собственностью, вполне может стать объектом провокаций и даже диверсий со стороны «общественников», «активистов» и прочих маргиналов, на деятельность которых на Украине правоохранительные органы обычно смотрят сквозь пальцы. А сам процесс реконструкции ГТС может столкнуться с массой дополнительных проблем. И даже тот факт, что газ по этой трубе идет в Европу, куда так стремится Украина, вряд ли станет сдерживающим фактором для антироссийских провокаций.
Конечно, в «Газпроме» работают неглупые люди, которые наверняка просчитали все риски и не станут заключать рискованные сделки с неадекватными партнерами. Ну, а там – кто знает? А пока что россияне и другие потенциальные покупатели почему-то не спешат выстраиваться в очередь.
Информация