Как Прибалтика осталась без новых домов, дорог, булок и яиц
Маховик новой «Холодной войны» России с Западом еще только начинается раскручиваться, но уже сейчас очевидно, кто станет его первой жертвой. Это Прибалтика, которой, наконец, придется по-настоящему расплатиться за свою фирменную русофобию. «Ветер больших перемен» едва задул, но «три сестрицы» уже очутились в эпицентре идеального шторма, из которого им самостоятельно не выплыть.
В течение нескольких последних лет мы регулярно рассказывали, как Прибалтика сама себе роет яму, проведя тотальную деиндустриализацию, добровольно уничтожив свою рыболовецкую и консервную отрасль, разругавшись с главными деловыми партнерами в лице России и Белоруссии и потеряв идущие от них транзитные потоки. Теперь процесс саморазрушения трех «незалежных» республик подошел уже к терминальной стадии.
Без хлеба и яиц
Пищевая отрасль Прибалтики даже не успела оправиться от последствий пандемии коронавируса в 2020 году, как в 2021-м начался экстремальный рост цен на энергоносители. До 80% расходов сельскохозяйственных предприятий приходится на закупку кормов для животных, оплату электроэнергии и рабочей силы. И первые две позиции выросли в цене минимум в 2-3 раза. Стоимость зерновых в странах Евросоюза сейчас находится на пике, а сотрудничество с Россией и Белоруссией прибалты разорвали по чисто политическим причинам.
В прошлом 2021-м году Москва было нарастила экспорт зерновых в Прибалтику, и пшеница могла в моменте заменить собой выпавший уголь, но власти «незалежных» республик оказались те еще экономические мазохисты. Из российского и украинского зерна в Прибалтике пекли значительную часть хлебобулочных изделий. Про российскую пшеницу ей теперь придется позабыть. На Украине из-за активных боевых действий посевная в этом году едва ли состоится, потому щедрого урожая ожидать не стоит. Теперь прибалты, видимо, будут питаться пирожными.
Дорогие зерновые означают и возрастание стоимости кормов для животных. Владельцы птицефабрик жалуются, что из-за роста издержек либо в магазинах не будет куриного мяса и яиц, либо им придется увольнять персонал. С тем, чтобы вырастить пшеницу и иные аграрные культуры самостоятельно, тоже масса проблем, которые прибалты создали себе сами. Еще недавно большую часть минеральных удобрений «три сестрицы» получали из Белоруссии и России. Однако своей русофобской и «лукашенкофобской» политикой они довели дело до того, что остались без привычных поставок. При этом цена на удобрения в соседних Польше и Германии подскочила с 220 евро за тонну до 1100-1200 евро, то есть, в пять раз.
При таких расценках урожай следующего года будет «золотым», а если не использовать удобрения, то он получится скудным и все равно очень дорогим.
Строительство
Не лучшим образом обстоят дела и в строительном секторе. Так, после 24 февраля 2022 года в Прибалтике резко поднялись цены на все виды строительных материалов – от 20% до 200%. Например, в Латвии на российскую сталь и изделия из нее приходилось 50% рынка. Сегодня тонна металла стоит там 3000 евро против 640-720 евро, которые были еще совсем недавно. Металл шел в основном из трех стран – России, Белоруссии и Украины, и теперь его просто нет физически по понятным причинам. Также нет битума, который производится из российской нефти и необходим для строительства домов и автомобильных дорог.
Себестоимость строительных проектов уже сейчас выросла минимум на 30%, и это не предел. Застройщики требуют пересчитывать смету, взяв за точку отсчета 24 февраля 2022 года, в противном случае могут просто бросить стройку. Расторгнуть действующие договоры и не заключать новые представляется им наиболее верным решением в сложившейся ситуации.
Так, фактически заморожен проект достройки и модернизации телевизионной башни, находящейся в рижском районе Закюсала, которая должна была превратиться в полноценный деловой комплекс. В Эстонии сорвался тендер на строительство моста в портовом городе Пярну из-за того, что у заказчика не хватило денег удовлетворить самые минимальные запросы подрядчиков. К слову, под вопросом оказалась реализация железнодорожного проекта Rail Baltica, которая имеет откровенное антироссийское военное предназначение. Нет денег на строительство в Эстонии терминала Ulemiste в рамках Rail Baltica, также европейские партнеры отказываются индексировать расходы на достройку железнодорожной станции в центре Риги.
Ну, и славно.
Информация