Почему российский «Суперджет» стал неудачником

8
Проект российского авиалайнера «Сухой Суперджет» имеет очень непростую судьбу. В планах государства было возрождение гражданского авиапрома. Однако стоимость лайнера все время росла, и сроки его реализации постоянно сдвигались. Только за период с 2003 по 2016 год на «Суперджет» было потрачено порядка 2 миллиардов долларов. К слову, предполагалось, что он выйдет на прибыльность к 2010 году, но на дворе вторая половина 2018 года, а воз и ныне там.


Известно, что у истоков проекта стояла корпорация Boeing, которая оказывала консультационные услуги при разработке программы создания регионального авиалайнера. Предполагалось, что Boeing будет иметь 8% роялти с каждого проданного «Суперджета», но в дальнейшем американцы отказались от авторских отчислений в свою пользу. Критики проекта указывают на большое количество комплектующих иностранного производства, используемых в «российском» лайнере, количество их, по разным оценкам, может достигать трех четвертей от общего объема. Представители «Сухого» пояснили, что только зарубежные производители смогли дать гарантии поставок деталей и оборудования в установленные сроки, поэтому предпочтение было отдано им. Впоследствии, как мы увидим, это сыграет свою негативную роль в продвижении авиалайнера на рынке.



Дурным знаком для «Суперджета» можно считать авиакатастрофу, произошедшую в Индонезии на демонстрационном полете перед потенциальными заказчиками. Несмотря на наличие за штурвалом опытного пилота, российский авиалайнер врезался в склон горы, унеся жизни 45 человек, находившихся на его борту. В дальнейшем все у гражданского самолета «Сухого» пошло наперекосяк.

Скромные продажи «Суперджета» объясняются ставкой на версию со 100 посадочными местами, что является стратегическим просчетом. Бразильские и канадские региональные лайнеры по опыту работы на рынке рассчитаны на 60-80 мест. Теперь государству приходится искусственно поддерживать спрос на «Суперджеты» через Государственную лизинговую компанию и вкладывать значительные средства в создание укороченной версии регионального лайнера.

Как выяснилось, еще большую проблему составляет постпродажное обслуживание «Суперджетов». Появилась информация о том, что компания Interjet из Мексики, которая закупила наибольшее количество российских лайнеров среди иностранных заказчиков, может вообще отказаться от их использования. Мексиканский авиаперевозчик уже приобрел 22 отечественных самолета и остался недоволен из-за проблем с их обслуживанием. В частности, в прошлом году из-за дефектов на стабилизаторах компания была вынуждена приостановить использование 11 лайнеров. А в начале текущего года один из «Суперджетов» мексиканцам вообще пришлось разобрать на детали для других самолетов.

Проблемы есть и у российских воздушных перевозчиков. Авиакомпания «Якутия» выявила 33 случая выхода из строя двигателей самолетов, и планирует отказаться от их использования, поскольку из-за неисправностей срывались рейсы и чартерные программы. Также быстро передумала арендовать «Суперджеты» компания Red Wings. Жалуются на новые лайнеры и в «Аэрофлоте», которым государство «дало в нагрузку» 49 самолетов: глючит система ГЛОНАСС, барахлят шасси и система механизации крыльев.

Эксперты поясняют, что проблема авиаперевозчиков состоит в отсутствии комплектующих для ремонта и неоперативности их доставки потребителям даже внутри страны, не говоря про ту же Мексику. Теперь государство вынуждено вновь выделять миллиарды рублей на создание укороченной версии «Суперджета» и логистической системы постпродажного обслуживания. Хочется спросить, а что мешало продумать эти варианты заранее?

Андрей Крамаренко, специалист ВШЭ, поясняет:

Объективно Sukhoi Superjet 100 — лучшее, что на сегодняшний день получилось у отечественного авиапрома, но по мировым меркам это неудачный самолет


Вот так, приехали. А как же консультации от мирового лидера авиапрома Boeing при создании «Суперджета»? Ответ дает представитель авиакомпании «Якутия»:

На сегодня ориентируемся уже на самолеты Boeing, у которых запасные части поставляются быстро и это налаженная система по всему миру


Быть может, потому американская корпорация и не стала предъявлять претензии на свои «авторские» за «Суперджет», зная, что помогла пустить отечественный гражданский авиапром по изначально тупиковому пути развития?
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    19 сентября 2018 19:22
    Portneri kto to iz kremlya gavarit!
  2. +1
    20 сентября 2018 14:45
    А как хвастались, как хвастались... Шапками мол закидаем.... А Медведев не зря боинги то закупил после 8 года...
  3. 0
    20 сентября 2018 20:51
    Просто спецов из ВШЭ расплодилось, как тараканов. За "успехи" Суперджета ни с кого не спросили, даже с Погосяна, так дальше и будет. Погосян ещё МАИ развалит. вот какая неожиданность ждёт страну.
  4. 0
    20 сентября 2018 20:54
    Молодцы ребята из Боинга, завели нас тупик и тихонечко посмеиваются. А те гады, что из "наших", смирненько сидят и даже не оправдываются.
    1. +1
      21 сентября 2018 05:45
      Цитата: NordUral
      Молодцы ребята из Боинга, завели нас тупик и тихонечко посмеиваются.

      А у наших своих мозгов нет? За столько лет-то можно было разобраться, что к чему.
  5. +4
    21 сентября 2018 11:19
    Почему российский «Суперджет» стал неудачником.

    Да с чего такой вывод?
    Начало производства 2011 год. Произведено 170 самолётов. В среднем 24 в год. Много это и мало? Сравним.
    Bombardier CRJ700, CRJ900 и CRJ1000.
    Начало производства 1999 год. Произведено 741 самолёт. По 39 в год. Так это не одна модель, а семейство.
    Airbus A220, ранее известный как Bombardier CSeries (или же C Series).
    Начало производства 18 июля 2016 года. Произведено 29 самолётов. Ну, почти по 15 в год.
    Airbus A320neo производится с 2014 года по 79 самолётов в год.
    Конечно в мире масса других моделей авиалайнеров. Но в целом Суперджет выглядит вполне прилично со своими 24 самолётами в год.
    А поскольку с этого самолёта фактически началось возрождение отечественной гражданской авиации, то "первый блин" вовсе и не комом.
  6. +1
    22 сентября 2018 12:04
    Тупиком стало разрешение покупать/брать в лизинг Боинги и Арбузы, а затем разрабатывать СухойСЖ в кооперации с иностранцами. Сама машина вполне приемлема. Проблема в обслуживании? Надо просто брать, и налаживать систему послепродажного обслуживания, тем более, что она есть и по другим машинам. Вообще, пора подумать о возрождении старой советской системы: МГА - разработчики+эксплуатанты+подготовка кадров. Ничего лучшего не придумано. Пока не решится организационная проблема, будут проблемы и по машинам.
  7. 0
    22 сентября 2018 22:26
    Даже не стал читать. А ответ простой - потому что он на 80% не Российский.