Почему российский «Суперджет» стал неудачником
Проект российского авиалайнера «Сухой Суперджет» имеет очень непростую судьбу. В планах государства было возрождение гражданского авиапрома. Однако стоимость лайнера все время росла, и сроки его реализации постоянно сдвигались. Только за период с 2003 по 2016 год на «Суперджет» было потрачено порядка 2 миллиардов долларов. К слову, предполагалось, что он выйдет на прибыльность к 2010 году, но на дворе вторая половина 2018 года, а воз и ныне там.
Известно, что у истоков проекта стояла корпорация Boeing, которая оказывала консультационные услуги при разработке программы создания регионального авиалайнера. Предполагалось, что Boeing будет иметь 8% роялти с каждого проданного «Суперджета», но в дальнейшем американцы отказались от авторских отчислений в свою пользу. Критики проекта указывают на большое количество комплектующих иностранного производства, используемых в «российском» лайнере, количество их, по разным оценкам, может достигать трех четвертей от общего объема. Представители «Сухого» пояснили, что только зарубежные производители смогли дать гарантии поставок деталей и оборудования в установленные сроки, поэтому предпочтение было отдано им. Впоследствии, как мы увидим, это сыграет свою негативную роль в продвижении авиалайнера на рынке.
Дурным знаком для «Суперджета» можно считать авиакатастрофу, произошедшую в Индонезии на демонстрационном полете перед потенциальными заказчиками. Несмотря на наличие за штурвалом опытного пилота, российский авиалайнер врезался в склон горы, унеся жизни 45 человек, находившихся на его борту. В дальнейшем все у гражданского самолета «Сухого» пошло наперекосяк.
Скромные продажи «Суперджета» объясняются ставкой на версию со 100 посадочными местами, что является стратегическим просчетом. Бразильские и канадские региональные лайнеры по опыту работы на рынке рассчитаны на 60-80 мест. Теперь государству приходится искусственно поддерживать спрос на «Суперджеты» через Государственную лизинговую компанию и вкладывать значительные средства в создание укороченной версии регионального лайнера.
Как выяснилось, еще большую проблему составляет постпродажное обслуживание «Суперджетов». Появилась информация о том, что компания Interjet из Мексики, которая закупила наибольшее количество российских лайнеров среди иностранных заказчиков, может вообще отказаться от их использования. Мексиканский авиаперевозчик уже приобрел 22 отечественных самолета и остался недоволен из-за проблем с их обслуживанием. В частности, в прошлом году из-за дефектов на стабилизаторах компания была вынуждена приостановить использование 11 лайнеров. А в начале текущего года один из «Суперджетов» мексиканцам вообще пришлось разобрать на детали для других самолетов.
Проблемы есть и у российских воздушных перевозчиков. Авиакомпания «Якутия» выявила 33 случая выхода из строя двигателей самолетов, и планирует отказаться от их использования, поскольку из-за неисправностей срывались рейсы и чартерные программы. Также быстро передумала арендовать «Суперджеты» компания Red Wings. Жалуются на новые лайнеры и в «Аэрофлоте», которым государство «дало в нагрузку» 49 самолетов: глючит система ГЛОНАСС, барахлят шасси и система механизации крыльев.
Эксперты поясняют, что проблема авиаперевозчиков состоит в отсутствии комплектующих для ремонта и неоперативности их доставки потребителям даже внутри страны, не говоря про ту же Мексику. Теперь государство вынуждено вновь выделять миллиарды рублей на создание укороченной версии «Суперджета» и логистической системы постпродажного обслуживания. Хочется спросить, а что мешало продумать эти варианты заранее?
Андрей Крамаренко, специалист ВШЭ, поясняет:
Вот так, приехали. А как же консультации от мирового лидера авиапрома Boeing при создании «Суперджета»? Ответ дает представитель авиакомпании «Якутия»:
Быть может, потому американская корпорация и не стала предъявлять претензии на свои «авторские» за «Суперджет», зная, что помогла пустить отечественный гражданский авиапром по изначально тупиковому пути развития?
Известно, что у истоков проекта стояла корпорация Boeing, которая оказывала консультационные услуги при разработке программы создания регионального авиалайнера. Предполагалось, что Boeing будет иметь 8% роялти с каждого проданного «Суперджета», но в дальнейшем американцы отказались от авторских отчислений в свою пользу. Критики проекта указывают на большое количество комплектующих иностранного производства, используемых в «российском» лайнере, количество их, по разным оценкам, может достигать трех четвертей от общего объема. Представители «Сухого» пояснили, что только зарубежные производители смогли дать гарантии поставок деталей и оборудования в установленные сроки, поэтому предпочтение было отдано им. Впоследствии, как мы увидим, это сыграет свою негативную роль в продвижении авиалайнера на рынке.
Дурным знаком для «Суперджета» можно считать авиакатастрофу, произошедшую в Индонезии на демонстрационном полете перед потенциальными заказчиками. Несмотря на наличие за штурвалом опытного пилота, российский авиалайнер врезался в склон горы, унеся жизни 45 человек, находившихся на его борту. В дальнейшем все у гражданского самолета «Сухого» пошло наперекосяк.
Скромные продажи «Суперджета» объясняются ставкой на версию со 100 посадочными местами, что является стратегическим просчетом. Бразильские и канадские региональные лайнеры по опыту работы на рынке рассчитаны на 60-80 мест. Теперь государству приходится искусственно поддерживать спрос на «Суперджеты» через Государственную лизинговую компанию и вкладывать значительные средства в создание укороченной версии регионального лайнера.
Как выяснилось, еще большую проблему составляет постпродажное обслуживание «Суперджетов». Появилась информация о том, что компания Interjet из Мексики, которая закупила наибольшее количество российских лайнеров среди иностранных заказчиков, может вообще отказаться от их использования. Мексиканский авиаперевозчик уже приобрел 22 отечественных самолета и остался недоволен из-за проблем с их обслуживанием. В частности, в прошлом году из-за дефектов на стабилизаторах компания была вынуждена приостановить использование 11 лайнеров. А в начале текущего года один из «Суперджетов» мексиканцам вообще пришлось разобрать на детали для других самолетов.
Проблемы есть и у российских воздушных перевозчиков. Авиакомпания «Якутия» выявила 33 случая выхода из строя двигателей самолетов, и планирует отказаться от их использования, поскольку из-за неисправностей срывались рейсы и чартерные программы. Также быстро передумала арендовать «Суперджеты» компания Red Wings. Жалуются на новые лайнеры и в «Аэрофлоте», которым государство «дало в нагрузку» 49 самолетов: глючит система ГЛОНАСС, барахлят шасси и система механизации крыльев.
Эксперты поясняют, что проблема авиаперевозчиков состоит в отсутствии комплектующих для ремонта и неоперативности их доставки потребителям даже внутри страны, не говоря про ту же Мексику. Теперь государство вынуждено вновь выделять миллиарды рублей на создание укороченной версии «Суперджета» и логистической системы постпродажного обслуживания. Хочется спросить, а что мешало продумать эти варианты заранее?
Андрей Крамаренко, специалист ВШЭ, поясняет:
Объективно Sukhoi Superjet 100 — лучшее, что на сегодняшний день получилось у отечественного авиапрома, но по мировым меркам это неудачный самолет
Вот так, приехали. А как же консультации от мирового лидера авиапрома Boeing при создании «Суперджета»? Ответ дает представитель авиакомпании «Якутия»:
На сегодня ориентируемся уже на самолеты Boeing, у которых запасные части поставляются быстро и это налаженная система по всему миру
Быть может, потому американская корпорация и не стала предъявлять претензии на свои «авторские» за «Суперджет», зная, что помогла пустить отечественный гражданский авиапром по изначально тупиковому пути развития?
Информация