Раскрыт ресурс космического ядерного буксира, создаваемого в России

С 2010 года в России ведутся работы над созданием элементов космического ядерного буксира на основе транспортно-энергетического модуля (ТЭМ) с ядерной энергоустановкой мегаваттного класса. Проект космического аппарата получил название «Зевс» (ОКР «Нуклон»).

Разработка аванпроекта указанного КА (модуля) должна завершиться к июлю 2024 года и обойдется в 4,2 млрд рублей. Запуск на орбиту для проведения летных испытаний готового изделия ориентировочно должен состояться в 2030 году.

При этом ресурс ядерной двигательной установки (ЯДУ) «Зевса» на базе ТЭМ составит всего 10 лет. Впрочем, за десятилетие КА (модуль) может успеть провести несколько важных миссий к планетам нашей Солнечной системы. Об этом говорится в апрельской публикации ежемесячного научно-популярного и информационно-аналитического журнала «Русский космос» (принадлежит госкорпорации «Роскосмос»).

Расчетный ресурс ядерной энергодвигательной установки составляет 10 лет. В течение этого срока модуль способен совершить несколько миссий, возвращаясь на околоземную орбиту для стыковки с очередной полезной нагрузкой и дозаправки рабочим телом для электроракетных двигателей

– раскрываются подробности в материале.

Уточняется, что «Зевс» сначала испытают на Земле, а затем, когда его выведут на радиационно-безопасную орбиту (РБО) нашей планеты, превышающей 800 км, будет происходить приведение в полетную конфигурацию раскладывающихся элементов и запуск ЯДУ. После того как он исчерпает свой ресурс, его можно будет либо оставить на РБО Земли, либо отправить в дальний космос. В случае принятия решения об оставлении «Зевса» на орбите, его раскладывающиеся элементы будут сложены, а ЯДУ отключена. На РБО Земли указанной высоты он не будет никому мешать и сможет спокойно находиться сотни лет.

Предполагается, что первая миссия «Зевса» продлится 50 месяцев, пройдет в период с 2030 по 2034 годы и будет полностью автоматической. Ядерный буксир и полезная нагрузка будут выведены на орбиту с космодрома Восточный несколькими ракета-носителями. Затем произойдет состыковка и он отправится к Луне, осуществит её облет и вернется к Земле. После этого к «Зевсу» пристыкуется другой модуль полезной нагрузки, и он полетит в сторону Венеры, совершит гравитационный маневр и направится к спутникам Юпитера.

10 апреля 2022 19:51
      Вот. И буксир Рогозина вновь вернулся. Будет бороздить космические просторы, как ишак Ходжи Насретдина....
        -2
        10 апреля 2022 21:05

В этом нет ничего удивительного request Там их целый табун пасется, крылатых пегасов в вакууме yes Странно что не упомянули дружеский визит на Лунную базу заклятых партнеров. Вроде как тоже все собираются построить. А журналисты все эти годы будут периодически о планах общественности рассказывать.
        17 апреля 2022 23:47
        Эта разработка испытана и описана в монографии "Электрические межпланетные корабли"
        Гильзин Карл Александрович . Издательство: Москва, "Наука", Год: 1970. (Есть второе , дополненное издание).
      10 апреля 2022 19:56
      завершится к июлю 2024 года и обойдется в 4,2 млрд рублей.

Для России эти деньги ни о чём!! А в научном и технологическом плане это шаг вперёд. Удачи!
        12 апреля 2022 12:20
        Если бы ещё этот проект подальше от всяких халявщиков держать, то "цены ему не будет" для РФ! А то сразу "друзья нарисуются" в виде НАСА и т.п. и получится как с МКС! Россия ИМ технологии, свой орбитальный опыт, а ОНИ - санкции и т.д.! В общем "на грабли наступать" больше не надо!
      10 апреля 2022 20:28
      до Марса в точке наибольшего сближения 55 млн. км. туда и обратно лететь 1 год. До Юпитера 778 млн. км. ..лететь 14 лет. Ресурс Зевса 10 лет. Круто. Хоть бы калькулятором воспользовались
        10 апреля 2022 22:58
        На сегодня вам даже разработчики даты не скажут сколько будет лететь Зевс до Юпитера Марса.
        В том то и проблема что на него двигатели делают, и там несколько вариантов. Какой из них сыграет - некто предсказать не может.
        Мало ли может к 2030 уже магнито плазмо динамические доделают движки.
        10 апреля 2022 23:22
        Если до Марса 1 год (а может 3 недели???), то на 14 раз большее расстояние автомобиль доедет за время в 14 раз больше, а ракета, как ни странно, может преодолеть такое расстояние и за полгода, и за 5 лет, и за 15... Все зависит от параметров двигателя и гравитационных маневров ... По расчетам росс ученых,, ..ядерный ракетный двигатель "может добраться до Плутона за 2 месяца и вернуться обратно за 4 месяца с затратой 75 тонн топлива, до Альфы Центавра за 12 лет, а до Эпсилона Эридана за 24,8 года". Явно до Альфы ресурса не хватит.. Калькулятор дать для проверки?
          11 апреля 2022 12:03
          а если поставит три ЯРД? smile
        18 апреля 2022 07:29
        Время в пути зависит от выбора траектории (с торможением или без), ресурса и задачи (возвратиться или останется). Voyager-1 на пролетной траектории затратил  546 дней. Самый неспешный аппарат Galileo добрался до Юпитера за 6 лет. Для работы с калькуляторм пока не хватает данных.
      11 апреля 2022 00:42
      Что бы это значило- ZеVс?)))
      11 апреля 2022 16:21
      Цитата: андрейзрадинский

Для того, чтобы пользоваться калькулятором, нужно иметь мозги. Расчёты с энергетикой химии и ядра- весьма отличаются. В силу более высокой температуры рабочего тела и отсутствия окислителя (масса). достижимая скорость на этих принципах в разы большая. Химические летят по инерции, поскольку жечь топливо половину времени- это иметь массу в сотни тысяч тонн. Только водорода можно взять гораздо меньше и палить его всё дорогу. Вначале на ускорение, потом- на торможение. Мозги перетряхни. Калькулятор.
      12 апреля 2022 15:53
      Цитата: faiver
      а если поставит три ЯРД? smile

Везде и всюду работает проклятое соотношение КУБ-КВАДРАТ. Тяга трёх двигателей зависит от суммарной площади истечения реактивной струи из сопел, а это- квадратные единицы. А масса конструкции трёх двигательной установки- это кубы. При увеличении, кубы растут быстрее квадратов, и в этом случае будет явный проигрыш. Именно поэтому, никакие Годзиллы не возможны. Мощь- это поперечное сечение мышц- квадраты, а вес- кубы. Эта хрень не сможет даже пошевелиться.
      18 апреля 2022 21:43
      Kann man es nicht auf Tel Aviv abstürzen lassen?