Северный морской путь рискует так и не открыться
О невероятных перспективах российской Арктики и возможности превращения Северного морского пути в альтернативу Суэцкому каналу мы рассказывали ранее. СМП существенно короче традиционного южного морского пути через Суэц.
Северные льды тают все быстрее, время навигации увеличивается. Все больше профессиональных грузоперевозчиков интересуются арктическим транзитом из Азии в Европу и обратно. «Роснефть» строит судоверфь в Приморье, на которой будет производить суда ледового класса для собственных нужд. НОВАТЭК прорабатывает возможность постройки ледоколов, работающих на сжиженном природном газе, о чем мы также рассказывали ранее.
Казалось бы, интерес в России к раскрытию потенциала Крайнего Севера есть. Но все не так просто. Мы уже отмечали, что СМП откровенно проигрывает Суэцу отсутствием необходимой инфраструктуры. Доход государства может складываться именно от использования судами-транзитерами российских портов. В противном случае на долю бюджета останется только услуга ледокольной проводки. Необходимы огромные инвестиции в инфраструктуру Арктики: развивать северные порты, дорожную сеть и склады. Без этого рассчитывать на превращение СМП в реального конкурента Суэцу не приходится.
И что же мы видим? Кабинет министров проработал бюджет на ближайшие три года. Северному морскому пути в нем уделено 40 миллиардов рублей. Сумма вроде бы немалая, но дьявол всегда кроется в деталях.
Во-первых, большая часть средств в ближайшие два года пойдет на строительство двух новых атомных ледоколов – это 9 и 14,5 миллиардов рублей. Само по себе развитие ледокольного флота России можно только поприветствовать. Но проблема в том, что на развитие инфраструктуры портов СМП останутся «копейки»: в следующем году – всего 611 миллионов рублей, в 2020 – 1 миллиард 237 миллионов. Эксперты поясняют:
Создается впечатление, что бюджетные средства вкладываются прежде всего в возможность дальнейшего обеспечения ледовой проводки танкеров с сжиженным природным газом.
Во-вторых, любопытно, как министры намереваются истратить 16 миллиардов рублей, предназначенных на социально-экономическое развитие Арктики. Например, 7,5 миллиардов рублей из них будет потрачено на создание исследовательской самодвижущейся платформы под названием «Северный полюс». Опять же, научные проекты можно только приветствовать, но, по идее, они должны идти отдельной строкой, а не подменять социально-экономическое развитие, забирая половину бюджета. О «серьезности» намерений правительства в развитии Арктической зоны свидетельствует тот факт, что до сих пор нет даже соответствующего закона.
В-третьих, развитие портовой инфраструктуры Крайнего Севера обойдено вниманием и в подпрограмме под названием «Развитие Северного морского пути и обеспечение судоходства в Арктике». Она сосредоточена только на нуждах флота и проблемах с затонувшими объектами, несущими ядерное топливо.
Наконец, поражают суммы, которые кабинет министров готов выделить на создание оборудования, предназначенного для нужд промышленного и нефтегазового машиностроения с целью освоения арктического шельфа. Это «щедрые» 150 миллионов рублей.
Если исходить из этих цифр, то развитие Северного морского пути как альтернативной Суэцу транспортной артерии в реальности не является целью правительства. По факту, все его усилия в северном направлении говорят о попытках обеспечить нужды производителей и экспортеров углеводородов.
Северные льды тают все быстрее, время навигации увеличивается. Все больше профессиональных грузоперевозчиков интересуются арктическим транзитом из Азии в Европу и обратно. «Роснефть» строит судоверфь в Приморье, на которой будет производить суда ледового класса для собственных нужд. НОВАТЭК прорабатывает возможность постройки ледоколов, работающих на сжиженном природном газе, о чем мы также рассказывали ранее.
Казалось бы, интерес в России к раскрытию потенциала Крайнего Севера есть. Но все не так просто. Мы уже отмечали, что СМП откровенно проигрывает Суэцу отсутствием необходимой инфраструктуры. Доход государства может складываться именно от использования судами-транзитерами российских портов. В противном случае на долю бюджета останется только услуга ледокольной проводки. Необходимы огромные инвестиции в инфраструктуру Арктики: развивать северные порты, дорожную сеть и склады. Без этого рассчитывать на превращение СМП в реального конкурента Суэцу не приходится.
И что же мы видим? Кабинет министров проработал бюджет на ближайшие три года. Северному морскому пути в нем уделено 40 миллиардов рублей. Сумма вроде бы немалая, но дьявол всегда кроется в деталях.
Во-первых, большая часть средств в ближайшие два года пойдет на строительство двух новых атомных ледоколов – это 9 и 14,5 миллиардов рублей. Само по себе развитие ледокольного флота России можно только поприветствовать. Но проблема в том, что на развитие инфраструктуры портов СМП останутся «копейки»: в следующем году – всего 611 миллионов рублей, в 2020 – 1 миллиард 237 миллионов. Эксперты поясняют:
Если цифра в 1 млрд 848 млн на развитие портовой инфраструктуры, которое собирается потратить правительство до 2020 года, верна, то можно говорить, что все призывы президента сделать Севморпуть глобальной транспортной стратегией останутся призывами
Создается впечатление, что бюджетные средства вкладываются прежде всего в возможность дальнейшего обеспечения ледовой проводки танкеров с сжиженным природным газом.
Во-вторых, любопытно, как министры намереваются истратить 16 миллиардов рублей, предназначенных на социально-экономическое развитие Арктики. Например, 7,5 миллиардов рублей из них будет потрачено на создание исследовательской самодвижущейся платформы под названием «Северный полюс». Опять же, научные проекты можно только приветствовать, но, по идее, они должны идти отдельной строкой, а не подменять социально-экономическое развитие, забирая половину бюджета. О «серьезности» намерений правительства в развитии Арктической зоны свидетельствует тот факт, что до сих пор нет даже соответствующего закона.
В-третьих, развитие портовой инфраструктуры Крайнего Севера обойдено вниманием и в подпрограмме под названием «Развитие Северного морского пути и обеспечение судоходства в Арктике». Она сосредоточена только на нуждах флота и проблемах с затонувшими объектами, несущими ядерное топливо.
Наконец, поражают суммы, которые кабинет министров готов выделить на создание оборудования, предназначенного для нужд промышленного и нефтегазового машиностроения с целью освоения арктического шельфа. Это «щедрые» 150 миллионов рублей.
Если исходить из этих цифр, то развитие Северного морского пути как альтернативной Суэцу транспортной артерии в реальности не является целью правительства. По факту, все его усилия в северном направлении говорят о попытках обеспечить нужды производителей и экспортеров углеводородов.
Информация