Северный морской путь рискует так и не открыться

5
О невероятных перспективах российской Арктики и возможности превращения Северного морского пути в альтернативу Суэцкому каналу мы рассказывали ранее. СМП существенно короче традиционного южного морского пути через Суэц.


Северные льды тают все быстрее, время навигации увеличивается. Все больше профессиональных грузоперевозчиков интересуются арктическим транзитом из Азии в Европу и обратно. «Роснефть» строит судоверфь в Приморье, на которой будет производить суда ледового класса для собственных нужд. НОВАТЭК прорабатывает возможность постройки ледоколов, работающих на сжиженном природном газе, о чем мы также рассказывали ранее.



Казалось бы, интерес в России к раскрытию потенциала Крайнего Севера есть. Но все не так просто. Мы уже отмечали, что СМП откровенно проигрывает Суэцу отсутствием необходимой инфраструктуры. Доход государства может складываться именно от использования судами-транзитерами российских портов. В противном случае на долю бюджета останется только услуга ледокольной проводки. Необходимы огромные инвестиции в инфраструктуру Арктики: развивать северные порты, дорожную сеть и склады. Без этого рассчитывать на превращение СМП в реального конкурента Суэцу не приходится.

И что же мы видим? Кабинет министров проработал бюджет на ближайшие три года. Северному морскому пути в нем уделено 40 миллиардов рублей. Сумма вроде бы немалая, но дьявол всегда кроется в деталях.

Во-первых, большая часть средств в ближайшие два года пойдет на строительство двух новых атомных ледоколов – это 9 и 14,5 миллиардов рублей. Само по себе развитие ледокольного флота России можно только поприветствовать. Но проблема в том, что на развитие инфраструктуры портов СМП останутся «копейки»: в следующем году – всего 611 миллионов рублей, в 2020 – 1 миллиард 237 миллионов. Эксперты поясняют:

Если цифра в 1 млрд 848 млн на развитие портовой инфраструктуры, которое собирается потратить правительство до 2020 года, верна, то можно говорить, что все призывы президента сделать Севморпуть глобальной транспортной стратегией останутся призывами


Создается впечатление, что бюджетные средства вкладываются прежде всего в возможность дальнейшего обеспечения ледовой проводки танкеров с сжиженным природным газом.

Во-вторых, любопытно, как министры намереваются истратить 16 миллиардов рублей, предназначенных на социально-экономическое развитие Арктики. Например, 7,5 миллиардов рублей из них будет потрачено на создание исследовательской самодвижущейся платформы под названием «Северный полюс». Опять же, научные проекты можно только приветствовать, но, по идее, они должны идти отдельной строкой, а не подменять социально-экономическое развитие, забирая половину бюджета. О «серьезности» намерений правительства в развитии Арктической зоны свидетельствует тот факт, что до сих пор нет даже соответствующего закона.

В-третьих, развитие портовой инфраструктуры Крайнего Севера обойдено вниманием и в подпрограмме под названием «Развитие Северного морского пути и обеспечение судоходства в Арктике». Она сосредоточена только на нуждах флота и проблемах с затонувшими объектами, несущими ядерное топливо.

Наконец, поражают суммы, которые кабинет министров готов выделить на создание оборудования, предназначенного для нужд промышленного и нефтегазового машиностроения с целью освоения арктического шельфа. Это «щедрые» 150 миллионов рублей.

Если исходить из этих цифр, то развитие Северного морского пути как альтернативной Суэцу транспортной артерии в реальности не является целью правительства. По факту, все его усилия в северном направлении говорят о попытках обеспечить нужды производителей и экспортеров углеводородов.
5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    27 сентября 2018 03:56
    -Так олигархи же ..."пообещали"..-аж 6 триллионов... -а говорите , что ...денег нет...-Хахах...

    -Сейчас для России самое страшное... -это "пустить" китайцев в эти северные морские российские пути... -Лучше вообще на какое-то время "заморозить" ...всё это "развитие Северного морского пути"..., чем начать "сотрудничество" с Китаем в этой области...
    -А если всё же таковое "сотрудничество" ....будет "иметь место быть"..., то..., то.., то весь этот наш "Российский Северный Морской Путь" придётся очень скоро сравнивать не с "Суэцким каналом" .., а с "новой северной китайской Африкой"...
  2. -1
    27 сентября 2018 13:24
    По факту, все его усилия в северном направлении говорят о попытках обеспечить нужды производителей и экспортеров углеводородов

    Ничего удивительного...
    Нынешним деятелям на уровне правительства и Думы абсолютно безразлично социально-экономическое развитие территории для создания мощного как в экономическом, так и в военном, демографическом, продовольственном аспектах государстве, для создания для народа этих территорий приемлемых социально-экономических условий...

    Нынешние руководители, к стыду и сожалению, ведут себя как колонизаторы на временно оккупированной территории... sad
    1. +1
      1 октября 2018 10:37
      -Да .., при случае и весь Русский Север...эти "патриоты-колонизаторы" ... -"сдадут" как..."сдадут" как Аляску... , но уже китайцам...

      -Поражает тот факт.., что как много уже "прокитайских адептов" на сайте... -Можно только предположить ...-сколько же таких "адептов" вообще уже по всей России... -Да уж... -китайцы "своё дело" знают туго...
  3. +3
    27 сентября 2018 18:50
    О какой "инфраструктуре" СМП идет речь? Города там построить? Не смешите. Запланировано создание семи (если не ошибаюсь) баз МЧС для обеспечения экстренной помощи судам, терпящим бедствие при прохождении по СМП - и это правильно. Представьте, что на на всем побережье будут построены города - чем там будут заниматься люди? Где будут работать, что производить? Очередная статья диванного эксперта, хлебом не корми, дай поругать правительство.
  4. +3
    28 сентября 2018 20:16
    Начало круглогодичной арктической навигации было положено в 1973 году,а в 1979 году она стала постоянной,ведь эта линия была единственной для транзита руды и цветных металлов Норильсклго ГМК на
    "материк",а раньше,до 1973 года,вся его продукция перевозилась речными судами по Енисею и до Красноярска,со средины июня,и до конца сентября,начала октября,в зависимости от температуры,и бывало так,что загруженные никелем и медью суда не успевали проскочить до ледостава,и им приходилось оставаться на зимовку посреди Енисея,с октября по начало июня.