Советский «Атлант»: почему уникальный самолет оказался не нужен

0
15 ноября 1988 года советский «Буран» совершил свой первый и, к сожалению, единственный полет. В создании программы «Энергия - Буран» участвовало около миллиона граждан СССР, 1286 предприятий великой страны и 70 специальных ведомств. По разным оценкам, один полет «Бурана», ставшего ответом на американские «Шаттлы», обошелся Советскому союзу от 14 до 16 миллиардов тогдашних рублей.


Головной разработкой «Бурана» занималось научно-производственное объединение «Молния», сборка осуществлялась в Тушино. Затем на барже «советский шаттл» перевозили в город Жуковский, а оттуда – воздухом на Байконур. Самое интересное, что на тот момент не было возможности использовать для этого знаменитые сегодня Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия», которые еще только завершали свой процесс создания и испытаний. Что же собирались использовать находчивые инженеры?



Знаменитый авиаконструктор Владимир Мясищев предложил перевозить «Буран» и другие крупногабаритные грузы при помощи стратегического бомбардировщика М-3М. Конструктивно этот самолет позволял выполнить поставленную задачу, благодаря прекрасным аэродинамическим свойствам и высокой устойчивости шасси на взлетно-посадочной полосе.

Для перевозки негабаритного груза на крыше бомбардировщик пришлось серьезно доработать. Фюзеляж удлинили, снабдив узлами для крепления груза, изменили оперение, усилили шасси, двигатель был поставлен более мощный. После «апгрейда» самолет мог перевозить «на спине» как сам «Буран», так и крупные детали ракеты-носителя «Энергия» - водородный бак и обтекатели.


Получившийся чудо-самолет получил в итоге название «Атлант». До того пресса прозвала его «Владимир Мясищев-транспортный». История такова: на борту бывшего «стратега» осталась аббревиатура ЗМ-Т, но КГБ дало указание убрать с борта надпись, которая идентифицировала его как бомбардировщик. Остроумные советские инженеры просто переделали ЗМ-Т на ВМ-Т, а остальное домыслили журналисты.

В ходе его испытаний, начатых в 1981 году, происходили многочисленные неприятности: обрывались узлы крепления груза, транспортник сносило с полосы во время посадки. Но все проблемы выявлялись и устранялись. Были созданы две основные рабочие машины, которые осуществили полторы сотни успешных полетов.

После кратковременного триумфа программа «Буран» была свернута, а вместе с ней остались без работы и уникальные транспортные самолеты. Его разработчики предлагали использовать «Атланты» для воздушной перевозки негабаритных грузов как для нужд Минобороны, так и в коммерческих целях. К сожалению, пока эти варианты использования «Атлантов» в России не пригодились.