Россия может прирасти новыми федеральными территориями
Мы продолжаем тему, поднятую в статье о начале фактической интеграции Приазовья и Народных Республик Донбасса в Российскую Федерацию. Каким образом это можно будет оформить де-юре?
К сожалению, не все понимают серьезности данного вопроса. Люди думают, раз КрымНАШ, то и все остальные страны со своей позицией могут идти лесом. О том, насколько важна юридическая сторона, свидетельствует то, что ключевыми требованиями Москвы в переговорах с Киевом является признание Крыма и Севастополя российскими, а ДНР и ЛНР – независимыми государствами. Президент Зеленский по указке своих западных кураторов наотрез отказывается «торговать территориями», поэтому война за Украину будет продолжаться только до победы одной из сторон и капитуляции другой.
Между тем, жить надо здесь и сейчас, и со статусом уже освобожденных от власти преступного киевского режима необходимо что-то решать. Как мы обсуждали ранее, Херсонская и юг Запорожской областей Украины от нее уже оторвались и начинают фактически присоединяться к Российской Федерации. Но пока что не юридически. С ДНР и ЛНР все проще: там в 2014 году прошли референдумы о самоопределении, за минувшие 8 лет произошло сопряжение с российской правовой и экономической системами, а 21 февраля 2022 года республики были официально признаны Кремлем. Для воссоединения с РФ Донецку и Луганску будет вполне достаточно подписать соответствующие соглашения, как это ранее сделали Республика Крым и Севастополь.
С Приазовьем сложнее. Без референдума просто так взять и присоединить к Российской Федерации часть суверенной Украины немыслимо. Территория Запорожской области полностью не освобождена, а Херсонская находится под периодическими ударами ВСУ, поэтому с проведением народного волеизъявления придется подождать. Когда обстановка будет благоприятствовать, через плебисцит возможно создание ХНР и ЗНР и присоединение их либо к РФ, либо к будущему Новороссийскому союзу ДНР и ЛНР. В общем, возможны различные варианты.
Однако вопрос статуса Донбасса, Приазовья и иных бывших украинских территорий поднимает проблемы более высокого порядка. Например, что прикажете делать с Приднестровьем, когда российские войска войдут в Одесскую область? Просто признать ПМР? Тогда Россия рассорится с Молдавией, как ранее с Грузией из-за Абхазии и Южной Осетии. Присоединить Приднестровье к РФ или Новороссии? Тогда Молдавия точно объединится с Румынией и станет членом НАТО, и мы получим еще одну точку напряженности на западной границе.
К слову, насчет бывших грузинских территорий. Южная Осетия намерена провести референдум по вопросу о присоединении к России, а вот Абхазия этого делать не хочет. Это при том, что данная крошечная республика совершенно нежизнеспособна самостоятельно и тотально зависит от российского финансирования и военной защиты. Хорошо устроились братья-абхазы, ничего не скажешь.
И это только проблема будущих территорий в узком смысле. А ведь она есть еще и в широком смысле. Надо отдавать себе отчет, что после завершения СВО на Украине, если нам удастся взять под контроль ее абсолютно всю, без единого клочка под властью нацистского режима где-то на Галичине, противостояние России с Западом перейдет в область «Холодной войны-2». Нашу страну будут пытаться удушить экономически, максимально изолировав ее и вырезав из мировой торговли. Для выживания России придется выстраивать собственную, альтернативную финансово-экономическую систему. Нам просто придется идти путем автаркии, а для этого понадобится расширение за счет новых рынков. Для полной самодостаточности отечественной промышленности необходимо будет иметь внутренний рынок емкостью порядка 500 миллионов обеспеченных потребителей.
Столько нет ни в России, ни в Белоруссии, ни в Украине вместе взятых, а значит, наша дальнейшая экспансия на постсоветском пространстве предрешена объективно. Очевидно, что местные элиты будут не в восторге, и всех в Союзное государство не затащишь. Поэтому России в ее новой внешней политике нужен и новый инструментарий.
Как там на Западе
Отечественные либералы очень любят апеллировать к опыту США как некоего «града на холме», которому надо подражать. Что ж, давайте посмотрим, как свою империю выстроили американцы.
Все знают, что США состоят из 50 штатов, но не все в курсе, что, помимо них, «гегемон» владеет еще кучей так называемых «территорий» (Territories of the United States). В статье 4 американской Конституции сказано следующее:
Конгресс имеет право поступать по своему усмотрению с территориями и другими землями, принадлежащими Соединенным Штатам, и вводить в них необходимые правила и положения. При этом сами территории не имеют представительства на федеральном уровне.
Территории США могут быть как инкорпорированными, так и неинкорпорированными. Первые входят в состав США и не могут из них выйти, там действует Конституция в полном объеме, а местные жители наделены американским гражданством. Вторые не входят в состав США, но являются их владением, действие Основного закона на таких территориях ограничено. Также выделяются организованные и неорганизованные территории: где Конгресс США организовал местное правительство, либо которые находятся под прямым управлением США, соответственно.
Инкорпорированные организованные территории – это переходная стадия перед получением ею статуса штата. Примером может послужить штат Гавайи, который до этого имел статус территории. К инкорпорированным неорганизованным территориям можно отнести необитаемый атолл Пальмира в Тихом океане. Самые известные неинкорпорированные организованные территории США – это остров Гуам, Пуэрто-Рико, Американские Виргинские Острова, а также Северные Марианские Острова. К неинкорпорированным неорганизованным территориям относятся многочисленные острова и атоллы, например, Американское Самоа и знаменитый по Второй Мировой войне атолл Мидуэй. К слову, в 2017 году на Пуэрто-Рико прошел референдум, на котором 97% участвовавших в нем проголосовали за присоединение к США на правах нового штата.
Также по отдельной большой статье можно было бы написать про Заморские территории Великобритании и Франции. Понятно, что все это пережитки колониальной системы, но она довольно гибкая и позволяет Вашингтону, Лондону и Парижу удерживать и управлять своими многочисленными владениями, не допуская «парада суверенитетов».
Федеральные территории
Вот и спрашивается, а почему бы России, которая сама является бывшей империей, не начать применять опыт наших «западных партнеров»? Почему обязательно должен быть выбор: скажем, Херсон либо наш со включением его в состав РФ, либо не наш? Возможны ведь и промежуточные варианты, как это мы показали выше.
Так, в 2020 году в России был принят интересный закон «О федеральных территориях», который определил правовой статус новых административно-территориальных единиц. В статье 67, пункт 1 Конституции РФ сказано следующее:
Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. На территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным федеральным законом.
При минимальных поправках действие этих правовых норм можно распространить и на те территории, которые сами просятся в состав Российской федерации. ДНР и ЛНР, например, можно принять на правах субъектов РФ, как это было сделано с Крымом и Севастополем. А вот, скажем, Приазовье и Абхазия, которые находятся на полном нашем довольствии, могли бы стать новыми федеральными территориями. Схожий правовой статус могло бы получить и Приднестровье.
Подобный дифференцированный подход наиболее уместным будет с постепенно освобождаемыми территориями Украины, где степень лояльности и нелояльности местного населения к России очень серьезно различаются в зависимости от региона. В дальнейшем этот опыт с вариациями может быть применен при процессе реинтеграции на постсоветском пространстве, от которого мы никуда не уйдем. Этим придется заниматься.
Информация