Деньги не пахнут: Китай заставит прибалтов помириться с Россией
Китайская стратегия «Один пояс – один путь» в настоящее время является крупнейшим инфраструктурным проектом Евразии и даже мира в целом, не имеющим аналогов. Посредством целого ряда транспортных коридоров Поднебесная хочет связать Восточную Азию с Атлантическим побережьем, обеспечив, тем самым, все условия для экспорта китайских товаров в странах Ближнего Востока, Восточной и Западной Европы.
Сегодня китайская продукция следует в Европу морским путем, который занимает 45 суток и сопряжен с многочисленными тратами и рисками. Если задействовать потенциал железнодорожного, автомобильного сообщения через евразийские пространства, а также использовать Северный морской путь, время доставки товаров сократится в три – четыре раза. Можно представить себе масштабы прибыли, которые от этого получит китайская экономика. Поэтому Пекин и уделяет столь активное внимание новому «шелковому пути».
Но сейчас Поднебесной придется столкнуться с непредвиденными преградами. Похоже, что в Евросоюзе поняли, какие риски несет за собой увеличение присутствия китайских товаров на европейских рынках. И теперь объединенная Европа будет всячески препятствовать Пекину в реализации проекта. Еврокомиссия считает проект Китая вредным для экономики и окружающей среды, а все потому, что Пекин отказывается ограничить доминирование государственных компаний. Евросоюз в ответ отказывает Китаю в праве считаться рыночной экономикой. Однако на одном недовольстве далеко не уедешь. Для того, чтобы снизить уровень китайской экспансии, необходимо отказаться от китайских инвестиций или свести их к минимуму. Пойти на это могут далеко не все страны Европы, да и то – а какая альтернатива их ждет в случае отказа от сотрудничества с Поднебесной? Сможет ли Евросоюз обеспечить такие же по масштабам инвестиции в развитие экономики и инфраструктуры? Ответ на этот вопрос скорее может быть отрицательным.
Сейчас Пекин уже утвердил свое присутствие в Западной и Восточной Европе, скупив целый ряд важных в стратегическом отношении инфраструктурных объектов в европейских странах, прежде всего порты в Испании, Италии, Греции и даже Бельгии и Нидерландах. Некоторые европейские страны уже столь сильно «подсели на иглу» китайских инвестиций, что вынуждены следовать в фарватере китайской внешней политики.
Интересно, что сейчас вопрос о необходимости сотрудничества с Китаем остро встал перед прибалтийскими республиками, прежде всего – перед Латвией и Эстонией. Их географическое положение прекрасно вписывается в проект «Один пояс – один путь» - транспортный коридор следует из Китая через Казахстан, Россию и Белоруссию к берегам Балтийского моря. Вопрос упирается в том, что Риге и Таллину придется в этом случае развивать торговые связи с Евразийским экономическим союзом, а значит – улучшать и политические отношения с Россией.
Но какой выход у Латвии или Эстонии? Быть на задворках европейской политики, оставаясь убыточными сателлитами США, или все же попытаться реализовать некую самостоятельность, став важными перевалочными пунктами на пути китайского экспорта в Европу? С рациональной точки зрения для Прибалтики, конечно, выгоднее второй путь, но как он будет коррелировать с политической линией Риги и Таллина, пока не очень понятно.
Сегодня китайская продукция следует в Европу морским путем, который занимает 45 суток и сопряжен с многочисленными тратами и рисками. Если задействовать потенциал железнодорожного, автомобильного сообщения через евразийские пространства, а также использовать Северный морской путь, время доставки товаров сократится в три – четыре раза. Можно представить себе масштабы прибыли, которые от этого получит китайская экономика. Поэтому Пекин и уделяет столь активное внимание новому «шелковому пути».
Но сейчас Поднебесной придется столкнуться с непредвиденными преградами. Похоже, что в Евросоюзе поняли, какие риски несет за собой увеличение присутствия китайских товаров на европейских рынках. И теперь объединенная Европа будет всячески препятствовать Пекину в реализации проекта. Еврокомиссия считает проект Китая вредным для экономики и окружающей среды, а все потому, что Пекин отказывается ограничить доминирование государственных компаний. Евросоюз в ответ отказывает Китаю в праве считаться рыночной экономикой. Однако на одном недовольстве далеко не уедешь. Для того, чтобы снизить уровень китайской экспансии, необходимо отказаться от китайских инвестиций или свести их к минимуму. Пойти на это могут далеко не все страны Европы, да и то – а какая альтернатива их ждет в случае отказа от сотрудничества с Поднебесной? Сможет ли Евросоюз обеспечить такие же по масштабам инвестиции в развитие экономики и инфраструктуры? Ответ на этот вопрос скорее может быть отрицательным.
Сейчас Пекин уже утвердил свое присутствие в Западной и Восточной Европе, скупив целый ряд важных в стратегическом отношении инфраструктурных объектов в европейских странах, прежде всего порты в Испании, Италии, Греции и даже Бельгии и Нидерландах. Некоторые европейские страны уже столь сильно «подсели на иглу» китайских инвестиций, что вынуждены следовать в фарватере китайской внешней политики.
Интересно, что сейчас вопрос о необходимости сотрудничества с Китаем остро встал перед прибалтийскими республиками, прежде всего – перед Латвией и Эстонией. Их географическое положение прекрасно вписывается в проект «Один пояс – один путь» - транспортный коридор следует из Китая через Казахстан, Россию и Белоруссию к берегам Балтийского моря. Вопрос упирается в том, что Риге и Таллину придется в этом случае развивать торговые связи с Евразийским экономическим союзом, а значит – улучшать и политические отношения с Россией.
Но какой выход у Латвии или Эстонии? Быть на задворках европейской политики, оставаясь убыточными сателлитами США, или все же попытаться реализовать некую самостоятельность, став важными перевалочными пунктами на пути китайского экспорта в Европу? С рациональной точки зрения для Прибалтики, конечно, выгоднее второй путь, но как он будет коррелировать с политической линией Риги и Таллина, пока не очень понятно.
Информация