Должна ли Россия инвестировать в «Африканский поток»: рассуждение о перспективах
Одной из главных «сенсаций» последних дней можно считать сообщение о том, что Россия якобы готова инвестировать в строительство самого длинного в мире подводного газопровода из Нигерии в Европу. Эту новость, пришедшую с арабоязычного издания Noon Post, подхватили и распространили все отечественные СМИ. Так что же это на самом деле, банальная «утка» или «инсайд» о реальных намерениях российского руководства?
«Дерусификация» газового рынка
Если посмотреть оригинал публикации, то обозреватель Noon Post считает, что главным мотивом Европейского союза, который и будет основным выгодоприобретателем от строительства нового газопровода, является «перекрытие источников финансирования военной спецоперации на Украине». На самом деле, это, конечно же, не так.
Если «коллективный Мединский» не будет мешать российским военным, то Незалежная будет демилитаризирована до конца 2022 года. Самый длинный в мире подводный трубопровод так быстро не построится, поэтому реальные задачи у Брюсселя совершенно иные. Под давлением Соединенных Штатов руководство Европейского союза поставило цель избавиться от зависимости со стороны России в энергетической сфере, а заодно и «придушить» российскую экономику, лишив ее доходов от экспорта углеводородного сырья. И «африканская кладовая» может сыграть в этом весьма важную роль.
Несмотря на вопиющую бедность основной массы населения, Нигерия является одной из богатейших стран мира по запасам нефти и газа. По «черному золоту» Нигерия является крупнейшим экспортером на «черном континенте» и восьмым в мире. Нефтяной экспорт обеспечивает порядка 90% экспортных доходов этой страны. Доказанные запасы нигерийского газа оцениваются в 5,22 триллиона кубометров. Несомненно, Европа уже давно бы наложила на него свою лапу, но проблема заключается в неудачном географическом положении этой страны, которая находится за западном побережье Африки, отрезанная от Средиземноморья множеством других государств с непростой внутренней обстановкой. По этой причине Нигерия сделала ставку на СПГ, сумев нарастить объемы его ежегодного экспорта до 21,9 миллиона тонн. Однако теперь Евросоюзу, по чисто политическим мотивам возжелавшему отказаться от импорта российского газа, этого мало. На повестку дня вновь выходят проекты альтернативных трубопроводов, даже откровенно безумные.
Как мы уже указали выше, Нигерия отрезана от Марокко, которое должно стать точкой выхода газопровода с «черного континента», множеством проблемных африканских стран общим числом в 11 штук. Несмотря на это, в 2016 году было подписано предварительное соглашение о строительстве гигантского трубопровода:
Нигерия и Марокко объединяются для строительства самого длинного подводного трубопровода в мире и второго по длине трубопровода в мире. Он будет транспортировать газ из Нигерии в Марокко и Европу через 11 стран Западной Африки.
В Марокко желали, чтобы был избран прямой маршрут через пустыню Сахару, частично повторяя путь проектируемого «Транссахарского газопровода», но с выходом на его территории, а не в Алжире. Мощность такого газопровода должна была составить 30 миллиардов кубометров в год, протяженность – немногим более 4 тысяч километров. Однако в Нигерии предпочитают более безопасный вариант, предполагающий прокладку трубопровода под водой вдоль побережья Западной Африки. Его длина может достичь 5,66 тысячи километров, что сделает его вторым по длине в мире и первым среди подводных. Усложнение и удорожание проекта связано с требованиями безопасности, поскольку Сахара сейчас – очень неспокойное место с точки зрения террористической опасности, а многочисленные транзитные страны политически нестабильны.
В общем, этот «Африканский поток», если и будет построен, то очень нескоро. Спецоперация на Украине в любом случае столько не продлится. Главный вопрос, зачем в этот проект влезать России, если, конечно, это не банальный «фейк»?
«Африканский поток»
Тут нас ждет самое интересное. Издание Noon Post пишет о том, что Россия не хочет растерять опыт строительства подводных газопроводов, закрепиться на африканском континенте, а также сохранить статус «газового короля», взяв под свой контроль альтернативные трубопроводы. По здравому размышлению, данные тезисы не выдерживают никакой критики.
Что касается строительства подводных газопроводов, то тут, видимо, имеется в виду наш многострадальный «Северный поток-2», который «Газпром» достраивал своими силами с грехом пополам. Опыт, несомненно, ценный, однако он доказал, что у России имеются огромные проблемы с соответствующей материально-технической базой. Единственное полноценное судно-трубоукладчик пришлось срывать с проекта на Сахалине и гнать в обход Африки на Балтику. В итоге, по факту оставшиеся километры «Северного потока-2» достраивала баржа «Фортуна», даже не имеющая системы автоматического позиционирования. «Академик Черский» вернулся на Дальний Восток, где уже вернулся к своей основной работе.
Чем Россия, чьи немногочисленные специализированные трубоукладочные суда находятся под западными санкциями, может помочь Нигерии в строительстве самого длинного в мире подводного газопровода, непонятно. Разве что как-то перегнать к африканскому побережью баржу «Фортуна», сдав ее внаем.
Не выдерживает никакой критики и тезис о том, что Россия якобы может взять под свой контроль строящийся газопровод. Каким образом? Купив его? Стоимость проекта по предварительным оценкам находится в диапазоне от 30 до 50 миллиардов долларов. Оплатить строительство трубопровода, чтобы потом попытаться его закрыть? Да кто ж позволит-то? Европейцы и нигерийцы? С какой стати? Максимум, на что можно реально рассчитывать, это стать миноритарным акционером компании-оператора, которая будет владеть и управлять «Африканским потоком». Иначе говоря, за свой счет оплатить строительство альтернативы «Северному потоку-2», не имея возможности остановить его работу, ибо никто этого России не позволит. Так стоит ли вообще с этим всем связываться?
Лучшее, что может сделать сегодня наше руководство, это ускорить процесс импортозамещения оборудования, необходимого для сжижения и последующей регазификации газа, а также строительства специализированного танкерного флота. Возможность свободно экспортировать СПГ и нефть без привязки к трубопроводной системе в любую точку мира серьезно диверсифицирует риски национальной экономики.
Информация